ИКОНА ПРАВОСЛАВНАЯ
ИКОНА ПРАВОСЛАВНАЯ, частный случай антропоморфного изображения, наделенного сакрально-культовыми функциями. На иконах изображали Иисуса Христа, Богоматерь, пророков, праотцев, апостолов и многочисленных христианских святых.
Как правило, иконы писались на деревянной основе темперными или энкаустическими красками. Как и остальные предметы христианского культа, иконы несут в себе божественную благодать, которая дается им ради имени тех, кто на них изображен. Благодать не присуща изначально материалу, из которого изготовлена икона. Святой ее делает действие Святого Духа. Иконы выполняли разнообразные функции: им поклонялись, им молились, ими исцелялись; иконы украшали христианские храмы и домашние молельни, являлись частью литургических ритуалов и процессий. См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.
Богословское учение об иконах.
Православные богословы считали, что иконное изображение адекватно текстам Священного Писания: повествование выражает письмом то, что живопись выражает красками. Изображение было призвано дополнять и разъяснять евангельский текст. Истинными создателями икон считались богословы, отцы церкви. «Умными очами» они прозревали образ в мире идей. Делом иконописца было прорисовать, выявить, материализовать его, т.е. выполнить техническую сторону дела. Исключение составляют те случаи, когда иконописец, как, например, преподобный Андрей Рублев, достигал высот богопознания.
Слово «икона» происходит от греческого eikon («образ», «изображение»). В период становления христианской эстетики в Византии было выработано новое по сравнению с античностью отношение к изображению и сформулировано учение об иконе. Это учение стало важнейшим звеном византийской богословской системы и явилась теоретическим фундаментом для всего восточно-христианского мира. Первую апологию религиозных изображений написал Иоанн Дамаскин (ок. 676 – ок. 754) в период ожесточенной полемики с противниками икон. Иконоборцы доказывали, что нельзя изобразить Бога, поскольку божественная природа непознаваема и неописуема. Иоанн Дамаскин соглашался, что невидимого и неописуемого Бога изобразить невозможно, но утверждал, что воплотившегося в человеческую плоть и жившего среди людей Бога Иисуса Христа изображать не только можно, но и необходимо. Согласно Иоанну Дамаскину, икона не является точной копией прототипа (первообраза), а служит лишь его подобием. В силу этого она не замыкает внимание зрителя, но возводит его ум к созерцанию духовной сущности изображенного, возвышает до созерцания первообраза. Видя перед собой изображенного на иконе Христа и поклоняясь его образу, христианин воздает честь самому Богу. Несколько позднее на VII Вселенском соборе (8 в.) святые отцы уточнили, что на иконе, передающей внешний вид Иисуса Христа, изображается не его человеческая природа как таковая, которую изобразить невозможно, а его Личность в единстве двух природ – божественной и человеческой. Таким образом доказывалось, что живописный образ, не имея ничего общего с сущностью первообраза, но передавая лишь его внешний вид, выражает его духовную сущность. Именно поэтому иконам поклоняются как объекту любви, а сам факт создания изображения является также знаком выражения любви к изображенному.
Канон.
Кроме теоретической основы, в Византии был выработан и особый изобразительный язык иконы, далекий от иллюзорно-натуралистических приемов передачи действительности: все художественные средства были направлены на создание одухотворенного, обóженного образа, осиянного божественным светом.
В 8–9 вв. византийский мыслитель Феодор Студит (759–826) обосновал понятие канона, которое сопутствует искусству иконописи. Поскольку изображение Иисуса Христа или любого из святых является идеальным воплощением первообраза, то логично сделать вывод, что оно может быть воплощено в различных материалах и вариантах. Однако как бы многочисленны ни были эти варианты, все они имеют один и тот же «характер», или иконографический тип, закрепленный каноном как истинный и соответствующий жизненным реалиям. Канон фиксировал все значимые детали типа, заносившиеся в виде прорисей в иконописные подлинники, которыми пользовались художники. В иконографическом типе важно всё: поза персонажа, одежды, окружающие атрибуты, жесты рук, надписи. Знание символического значения каждой детали позволяет прочесть и осмыслить символику образа.
Иконографические типы.
«Спас Нерукотворный».
Начало созданию икон было положено самим Христом. Как повествует легенда, правитель сирийского города Эдесса Авгарь, будучи тяжело больным, послал своего художника ко Христу в надежде, что выполненный им портрет Иисуса исцелит его. Мастер не в силах был перенести на полотно черты лица Иисуса. Тогда Спаситель взял у него полотно и отер им свой лик. На полотне чудесным образом отпечатался лик Христа. В православной иконописи это изображение получило название «Спаса Нерукотворного». См. также ВЕРОНИКА, СВ.
«Пантократор».
К числу самых распространенных изображений Христа относится иконографический тип «Пантократор» (греч. «Вседержитель»). Это поясное изображение Христа, облаченного в хитон и гиматий, лишенное каких-либо внешних атрибутов божественного достоинства. Правая рука Спасителя поднята в жесте благословения, а левая держит Евангелие. Голову охватывает крещатый нимб. На ветвях креста помещены три греческие буквы (греч. «Сущий»). Это наиболее универсальное изображение Спасителя, наглядно раскрывающее его человеческую сущность, но в то же время представляющее его как владыку мира.
Иконы Богоматери.
Самыми любимыми и наиболее распространенными в православном мире были иконы Богоматери. Исключительное почитание Девы Марии объясняется тем, что из всего человеческого рода она первая достигла обожения, полного преображения всего человеческого существа. Согласно преданию, первое изображение Богоматери создал евангелист Лука. Богоматерь не только одобрила икону, но и сообщила ей свою благодать и силу. Предание подчеркивает, как важно было для христиан донести до потомков «портретность», историческую достоверность изображений Девы Марии. Русская православная церковь насчитывает до 260 икон Богоматери, прославленных различными чудесами. Среди богородичных икон можно выделить шесть основных иконографических типов: «Умиление» (Мария изображается склоненной к Младенцу, прижавшемуся щекой к ее щеке); «Одигитрия», или «Путеводительница» (Мария с осанкой императрицы, Младенец восседает у нее на руках, как на троне); «Млекопитательница (Мария, кормящая Младенца грудью)»; «Взыграние» (запечатлен момент взаимного ласкания Матери и Младенца); «Оранта» (Богоматерь с воздетыми в молитве руками) и «Знамение» (Богоматерь в позе Оранты, на груди медальон с изображением Иисуса Христа). Остальные иконы – своеобразная редакция основных типов или, как говорили иконописцы, извод. Сложение иконографического типа – процесс сложный, обусловленный всей культурно-исторической ситуацией. Но вхождение нового образа в историю православной традиции всегда связывается с чудом – явлением иконы. Такие иконы творили чудеса и исцеления, их почитали, любили и называли чудотворными. Они принимались за образец, с которого делалось бесчисленное множество повторений. См. также МАРИЯ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА.
Богоматерь Владимирская.
Самая почитаемая и самая древняя русская икона – Богоматерь Владимирская. Первое упоминание о ней встречается в летописи под 1155 годом. Из источников известно, что она была привезена из Константинополя в Киев и находилась в Вышгороде в женском монастыре. В 1155 князь Андрей Боголюбский взял икону в свое новое Владимирское княжество. Прославление иконы связано именно с древним Владимиром. «Владимирская» стала прототипом для многих русских вариантов «Умиления», связанных с местночтимыми чудотворными иконами (Богоматерь Донская, Богоматерь Игоревская, Богоматерь Федоровская). См. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ.
«Живоносный Источник».
Кроме так называемых «портретных» изображений Богоматери, существовали символические, усложненные различными атрибутами и аллегориями. В качестве символов-аллегорий выступают мафорий (покрывало византийских женщин), вертеп (пещера), земля, пустыня, гора, горящая купина (куст), лоза, лествица, дверь. Происхождение и тематика таких усложненных образов различны. Легенду о возникновении одного из наиболее древних символов – Богоматери «Живоносный Источник» приводит византийский историк 14 в. Никифор Каллист. Однажды воин Лев, будущий император Лев Маркелл (5 в.), проходил через поросшую лесом местность и встретил заблудившегося слепого человека. Лев вывел слепца на тропинку и пошел искать воды, чтобы дать напиться уставшему путнику. Неожиданно он услышал голос, который, назвав его царем, велел ему войти в рощу, взять воды, дать ее жаждущему, а тину возложить на его очи. Этот же голос назвался обитательницей рощи и повелел ему построить на месте обретения источника храм. Слепец прозрел от целительной воды и тины, а ставший императором Лев Маркелл возвел над источником храм, в огромном золоченом куполе которого были проделаны отверстия. Через них лучи солнца освещали выложенный белым мрамором источник с двумя лестницами, ведущими к нему. В куполе находилось мозаичное изображение Богоматери с Младенцем, которое отражалось в источнике. Почитание Живоносного источника выразилось также в появлении иконы Богоматери с Младенцем на груди, осеняющей купель с источником.
«Похвала Богоматери».
Символом постоянного заступничества за христиан стал образ «Похвалы Богоматери». Праздник Похвалы был установлен в Константинополе в 8 в. в память чудесного спасения города Богоматерью от нашествия аваров. Древнейшая икона Похвалы находилась в императорском влахернском дворце. На иконе изображалась Богоматерь с Младенцем, восседающая на троне в окружении ветхозаветных пророков с прооброзовательными символами Богоматери в руках (храм, дверь, лествица, гора и т.д.).
В 14 в. в Византии появляются символические иконы на тексты торжественных литургических песнопений в честь Богоматери. Одному из византийских гимнографов принадлежит знаменитая песнь в честь Богородицы, начинающаяся словами «Достойно есть…» Иконы на текст этого гимна возникли в 16 в. Они представляли собой четырехчастную композицию, каждый сюжет которой иллюстрирует определенную часть песнопения. Особенно выделяется изображение Богоматери «Честнейшей Херувим и славнейшей Серафим», представленной как Царица Неба в окружении бесплотных ангельских сил.
«Неопалимая Купина».
К позднейшим символическим изводам относится и «Неопалимая Купина» – так называется горящий и несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею. По церковному преданию, неопалимая купина – прообраз Богоматери, пребывшей девой и по рождении Иисуса. На основе данного символа в 16 в. на Руси возникла сложная иконография, в которой отразились космогонические представления славян. Богоматерь здесь уподобляется Небесной Царице, Матери природы и повелительнице стихий. Она изображается на фоне красно-синей мандорлы (миндалевидного сияния) в виде звезды, символизирующей горний мир. В лучах помещены символы евангелистов, а между ними ангелы природных стихий.
Особую категорию составляют иконографии 17 в., такие, как «Всех скорбящих радость», «Неувядаемый цвет», «Жена, облеченная в солнце», обнаруживающие стремление обогатить образ мотивами западного католического искусства. В чудотворных иконах 18–19 вв. появляются прямые заимствования западных изображений («Нечаянная радость», Богоматерь Ахтырская).
См. также ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯЩЕННЫЕ; ИКОНОСТАС.
Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991
Самойлова Т.Е. Иконография Богоматери: Оранта. Знамение. – Юный художник, 1991, № 11
Щенникова Л.А. Иконография Богоматери: Одигитрия. Умиление. – Юный художник, 1992, № 2
Маркина Н.Ю. Иконография Богоматери. Символические изводы. – Юный художник, 1993, № 2
Лидов А.М., Сидоренко Г.В. Чудотворный образ. Иконы в ГТГ. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»