ТЕАТР СОДРУЖЕСТВО АКТЕРОВ ТАГАНКИ
ТЕАТР «СОДРУЖЕСТВО АКТЕРОВ ТАГАНКИ» был создан в апреле 1993 решением Московского городского Совета народных депутатов. Основу труппы нового театра составили 36 актеров и некоторые сотрудники театра на Таганке.
Эти события стали результатом полуторагодового конфликта между художественным руководителем Театра на Таганке Ю.П.Любимовым и частью коллектива.
После триумфального возвращения Ю.Любимова в Россию и в Театр на Таганке в 1989, его взаимоотношения с труппой приняли неожиданный характер. С одной стороны, в основу конфликта легло то, что Ю.Любимов не мог уделять Театру на Таганке столько же времени, как прежде – режиссер был вынужден совмещать работу с постановками по уже заключенным зарубежным контрактам. Актерам, жаждущим работы после длительного времени застоя и стремящимся возобновить прежние творческие взаимоотношения со своим режиссером-кумиром, было трудно смириться с этим обстоятельством. С другой стороны, Ю.Любимов, после нескольких лет вынужденного изгнания, в полной мере сумел оценить все преимущества западной контрактной системы. Он решил приватизировать театр и перевести труппу на контракты. Такая система в те времена очень пугала актеров, сформировавшихся в советские времена и привыкших к определенным социальным гарантиям. Значительная часть труппы Таганки расценила подобное нововведение как предательство, как угрозу быть выброшенными на улицу после долгих лет безоговорочной преданности мастеру. Ситуация обострялась и тогдашними социальными потрясениями, связанными в первую очередь с экономической нестабильностью.
Конфликт расколол театр странно и непредсказуемо: против Любимова выступили чуть ли не все участники легендарного спектакля Добрый человек из Сезуана, долгие годы составлявшего славу Таганки и бывшего его знаменем. На сторону Н.Губенко, прежде возглавлявшего борьбу за возвращение Ю.Любимова в Россию, а теперь ставшего лидером борьбы против Любимова, встали такие актеры, как Н.Ульянова, Т.Жукова, Н.Сайко, М.Лебедев, Р.Джабраилов, В.Погорельцев. Более того, с «Содружеством актеров Таганки» ушла З.Славина, прежде фанатично преданная Любимову, и с трудом выжившая после выдворения режиссера из страны. Ушел и Л.Филатов, демонстративно оставивший Таганку вслед за Любимовым и вернувшийся туда только вместе с мастером.
Раскол театра получился громким и драматичным. После решения Моссовета о создании «Содружества актеров Таганки» прошли десятки судебных процессов, в том числе дважды – в Высшем Арбитражном суде РФ, в основном – о разделе сценических площадок. В результате коллектив «Содружества актеров Таганки» занял новое театральное здание; Театр на Таганке работает в старом.
Новый коллектив возглавил Н.Губенко. Первой премьерой «Содружества» в 1994 стала Чайка А.П.Чехова в постановке С.Соловьева.
Театральная и художественная общественность в своем большинстве сурово осудила «отступников», отдав свои симпатии и сочувствие Ю.Любимову. В адрес Н.Губенко сыпались обвинения в предательстве, перемежаемые с грубой руганью. Создавшаяся ситуация давала возможность припомнить Н.Губенко и все недовольство, накопившееся за те два года, когда он возглавлял Министерство культуры (1989–1991). Это недовольство было вполне прогнозируемым: когда Губенко согласился на неблагодарную должность Министра культуры, Г.Волчек назвала его «самоубийцей».
Вряд ли позицию Н.Губенко можно интерпретировать однозначно. Истоки его общественных акций можно обнаружить в принципах «шестидесятников», которые по прошествии времени кажутся наивными и упрощенными, но которым Н.Губенко остался верен, не взирая ни на что. Жажда социальной справедливости, противодействие рыночным отношениям, декларируемая вера в духовность, добро, в единение, в «коммунизм с человеческим лицом» – это то, что Н.Губенко упорно отстаивает в своей деятельности в Государственной Думе, и что легло в основу отделившегося театра. Недаром он носит «говорящее» название «Содружество». «Содружество актеров Таганки» объединилось на основе, скорее, не эстетических, но нравственных принципов.
В репертуаре театра около десяти спектаклей: ВВС (Высоцкий Владимир Семенович), Афган, Очень простая история, Дурь (по мотивам пьесы Н.Некрасова Осенняя скука), Про Федота-стрельца, Оглянись во гневе, Исповедь хулигана и др). Редкие положительные рецензии на спектакли соседствуют с более распространенной уничижительной оценкой. В вину театру ставится и то, что новая сцена Таганки часто сдается под прокат спектаклей антрепризам и другим коллективам.
Вероятно, раскол театра можно отнести к тем категориям неразрешимых конфликтов, в которых все неправы, и в которых никто не может выиграть. Ситуация, в которой бывшие соратники, не здороваясь, сосуществуют на «двух половинах» прежде общего пространства, неестественна и даже патологична. Тем не менее, она ярко отражает общесоциальный раскол нашей страны, происшедший в результате общественных потрясений последних полутора десятилетий.
Будущее «Содружества актеров Таганки» туманно. Мэр Москвы Ю.Лужков подписал распоряжение о начале проектирования перестройки Театра на Таганке в Международный экспериментальный театральный комплекс. Разработку проекта, который затронет и оба театральных здания и музей В.С.Высоцкого заказало Управление бюджетного планирования городского заказа правительства Москвы. Подготавливаемая концепция должна будет связать две совершенно разных постройки в одном архитектурном контексте.
Татьяна Шабалина
Золотухин В. На плахе Таганки (Дневник русского человека). М., 1999
Фарада С. Уно моменто! М., 1999
Любимов Ю. Рассказы старого трепача. Воспоминания. М., 2001
Смехов В. Театр моей памяти. М., 2001
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»