ЛЮБИМОВ, ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ
ЛЮБИМОВ, ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ (1917–2014), русский режиссер и актер. Народный артист РСФСР (1991), лауреат Государственных премий (1952 и 1997). Создатель и художественный руководитель Театра на Таганке.
Творческая биография Ю.Любимова складывалась странно и непредсказуемо. Она включает в себя несколько периодов, каждый из которых полностью менял его жизнь. Однако любой из этих периодов сопровождался громким успехом.
Родился 30 сентября 1917 в Ярославле. В 1922 семья Любимовых переехала в Москву. Первые театральные впечатления Ю.Любимова связаны не только с мхатовской Синей птицей (как у большинства московских детей), но и со спектаклями В.Э.Мейерхольда (Лес, Ревизор, а затем и Дама с камелиями).
В 1934 Ю.Любимов поступил в студию при МХАТ-2, основателем которой был М.Чехов. Здесь в 1935 состоялся сценический дебют будущего мастера (эпизодическая роль в спектакле Мольба о жизни по пьесе Ж.Деваля). Однако в 1936 МХАТ-2 был закрыт, а студия упразднена. Ю.Любимову пришлось начинать все сначала. В том же 1936 он поступил в училище при Театре им. Евг.Вахтангова. Именно здесь началась его «первая творческая биография», связанная с серьезным актерским успехом. В студенческие годы Ю.Любимов сыграл на сцене театра Вахтангова ряд ролей (спектакли Принцесса Турандот, Много шума из ничего, Человек с ружьем и др.). Тогда же произошла знаменательная встреча со В.Э.Мейерхольдом, обратившим внимание на молодого артиста. В 1937 студент Любимов даже присутствовал на нескольких репетициях Мейерхольда спектакля Борис Годунов. Возможно, это стало провозвестником будущей «режиссерской» биографии Любимова.
Закончив училище в 1940, он был призван в армию. К началу Великой Отечественной войны был отозван в Ансамбль песни и пляски НКВД. С этим ансамблем прошел всю войну, выступая в роли конферансье и разыгрывая интермедии порой в непосредственной близости от линии фронта.
Демобилизовавшись, в 1947 возвратился в театр Евг. Вахтангова и стал ведущим артистом труппы. За 18 лет работы в этом театре сыграл около 30 ролей классического и современного репертуара (в пьесах Шекспира, Ростана, Чехова, Горького, Тургенева, Фадеева, Арбузова и многих других авторов). Здесь же, в 1952, был удостоен Государственной (Сталинской) премии за роль Тятина в спектакле Егор Булычов и другие (постановка Б.Захавы). Параллельно с работой в театре много снимался в кино. Его приглашали режиссеры А. Довженко, И.Пырьев, Г.Козинцев, Г.Александров, Н.Кошеверова и многие др. Пользовался большой зрительской любовью, его работы были высоко оценены критикой; официальным признанием стало присвоение звания Заслуженного артиста РСФСР (1954). Как и многие успешные артисты, обратился к режиссуре и театральной педагогике: в 1959 поставил на сцене театра Вахтангова пьесу А.Галича Много ли человеку надо; посещал семинары актера и режиссера мхатовской школы М.Кедрова; стал преподавателем Театрального училища им. Б.Щукина. Именно здесь его подстерегал новый неожиданный поворот в творческой судьбе.
В 1963 он показал на сцене Щукинского училища спектакль Добрый человек из Сезуана по пьесе Б.Брехта, подготовленный им со студентами третьего курса. 1960-е для советского театра были временем бурного развития, ломки стереотипов и утверждения новой сценической эстетики. Гремели режиссерские имена О.Ефремова, Г.Товстоногова, А.Эфроса. Театральные залы были переполнены, премьеры широко обсуждались общественностью. Однако даже в этой насыщенной театральными событиями атмосфере студенческий спектакль ошеломил театральный мир. Сочетание новаторской эстетики с возрождением традиций В.Э.Мейерхольда, блестящие работы, казалось бы, неопытных студентов, неожиданно уверенная режиссерская рука обласканного официозом артиста привели к небывалому прецеденту: Ю.Любимову было предложено возглавить Театр драмы и комедии, располагавшийся на Таганской площади.
Трудно вспомнить, каким был Театр драмы и комедии до Любимова. 23 апреля 1964 спектаклем Добрый человек из Сезуана в старом здании открылся новый театр – Театр на Таганке. Так началась новая эра советского театра. Так началась и новая, практически не пересекающаяся с прежней, творческая жизнь Ю.Любимова, теперь уже – в первую очередь режиссера. Каждый таганковский спектакль становится эстетическим событием, вербуя страстных, фанатических поклонников в разных социальных слоях общества – от рафинированных театроведов до ученых-естественников, от политической элиты СССР до самых демократических зрителей. Эстетические приемы Театра на Таганке стали предметом исследования во многих статьях и диссертациях.
Однако не менее важным оказался и другой талант Ю.Любимова – художественного руководителя и организатора. Основное ядро труппы нового театра базировалась на студентах Любимова только отчасти. Туда вошла и некоторые актеры прежнего театра (в частности, Смехов и Ронинсон), а также – приглашенные, тщательно отбираемые режиссером артисты «со стороны» (Высоцкий, Золотухин, Филатов и мн. др., составившие звездную славу Таганки). Объединить труппу едиными эстетическими принципами, сплотить ее в коллектив единомышленников, исповедующих новую эстетику, было под силу лишь незаурядному руководителю. Тогда же Ю.Любимов создал и уникальный худсовет театра, куда вошли выдающиеся ученые П.Капица и Г.Флеров, известные писатели и поэты А.Твардовский, Н.Эрдман, Ю.Трифонов, Б.Можаев, Ф.Абрамов, Ф.Искандер, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, театральные критики Б.Зингерман, К.Рудницкий и А.Аникст, композиторы А.Шнитке и Э.Денисов, кинорежиссеры С.Параджанов и Э.Климов. Никто из них не был т.н. «свадебным генералом»: каждый член художественного совета вносил свою лепту в становление и общественное признание Театра на Таганке.
Театр Ю.Любимова, по выражению Н.Эйдельмана, стал «островом свободы в несвободной стране»; с каждым спектаклем его политическое звучание становилось все более острым и откровенным; запреты спектаклей, общественные просмотры, борьба за их разрешение перешли из сферы собственно театральной в сферу социально-политическую, приобрели громкое общественное звучание. «Таганка» и ее спектакли стали знаменем прогрессивно мыслящей либеральной интеллигенции. Не последнюю роль в этом сыграл и актер театра В.Высоцкий, чья популярность в 1970-е охватывала абсолютное большинство населения страны.
К середине 1970-х Театр на Таганке приобрел мировую известность. Его славу составили такие спектакли Ю.Любимова, как Десять дней, которые потрясли мир, Павшие и живые, Жизнь Галилея, Послушайте, Пугачев, А зори здесь тихие, Гамлет, Деревянные кони, Обмен, Мастер и Маргарита, Преступление и наказание, Дом на набережной и др.
В 1974, с постановки балета Ярославна в Ленинградском Малом театре оперы и балета (композитор Б.Тищенко) начался еще один этап работы Ю.Любимова – режиссура музыкальных спектаклей. Уже в 1975 Любимов поставил оперу Под жарким солнцем любви на сцене Миланского театра Ла Скала. Именно оперная режиссура в первую очередь – позднее, через десять лет, – даст Ю.Любимову возможность сохранить и приумножить свой успех за рубежом.
С самого начала Ю.Любимов создавал, несомненно, политический театр, расценивая его как кафедру, с которой он обращался к миру. Открывшись на излете хрущевской оттепели, театр на Таганке проходил творческое становление в период ужесточения цензурного гнета. Любимов, как режиссер, блистательно владел эзоповым языком: его спектакли были полны аллюзий и внятных отсылок к современности. Любимов, как политик, строил своеобразные «спектакли» вокруг общественных просмотров и разрешения к показу сценических произведений своего театра, – ведь на выпуске чуть ли не каждое из них оказывалось под угрозой запрета. В ход шли любые доступные средства: авторитет членов художественного совета; приглашения на прогоны не только критиков и театральную общественность, но и иностранных корреспондентов. Еще до выпуска спектакли Театра на Таганке входили в контекст художественной жизни Москвы; это могло дать некоторые гарантии разрешения на премьеру. Однако не все спектакли дошли до зрителей (Живой по Б.Можаеву) или были запрещена вскоре премьеры (Берегите ваши лица А.Вознесенского).
В начале 1980-х ситуация вокруг Театра на Таганке накалилась до крайности. Один за другим запрещаются не только спектакли (Владимир Высоцкий, Борис Годунов), но и репетиции Театрального романа. А в 1984, в то время как Ю.Любимов был в Англии на постановке спектакля Преступление и наказание, его освободили от должности художественного руководителя Театра на Таганке и лишили советского гражданства. Имя Любимова сняли со всех афиш и программок театра.
Так началась следующая, зарубежная жизнь Любимова. Его постановки Преступления и наказания в Австрии, Англии, США и Италии были удостоены высших театральных премий, Бесы в исполнении лондонского театра «Альмида» гастролировали по всей Европе, в том числе в парижском Театре Европы по приглашению Джорджо Стрелера. По приглашению Ингмара Бергмана в Стокгольмском Королевском драматическом театре Любимов поставил Пир во время чумы А.С. Пушкина и Мастера и Маргариту М.Булгакова. На тот же период приходится ряд самых престижных премий Ю.Любимова в области оперного искусства: он неоднократно признавался лучшим оперным режиссером в Италии, Германии, Англии, Швейцарии. Среди оперных постановок Ю.Любимова Дон Джованни Моцарта (Будапештская опера), Четыре грубияна Э.Вольфа-Феррари (Мюнхен), Лулу А.Берга (Турин), Саламбо Мусоргского (Неаполь, театр Сан Карло и Париж, Гранд Опера), Енуфа Л.Яначека (Оперный театр Цюриха, Швейцария, и театр Ковент Гарден, Лондон) и др.
В 1989 он вернулся на родину. Его имя было возвращено на афиши и программки; восстановлены спектакли Владимир Высоцкий и Борис Годунов. Выпущен и спектакль Живой по Б.Можаеву – через 21 год после его запрета. Однако полного «возвращения на круги своя» быть не могло: изменение политической формации закономерно повлекло за собой изменения общественной и социальной психологии. Коллектив театра, в едином порыве противостоящий в годы застоя политическому давлению, потерял былую слитность, нерасчленимость. В 1993, после полуторагодового конфликта, значительная часть коллектива «Таганки» выделилась в отдельный театр.
Любимов нашел в себе силы снова, в который раз, начать все заново. Поставив после возвращения ряд классических спектаклей (Пир во время чумы А.С.Пушкина, Самоубийца Н.Эрдмана, Электра Софокла, Живаго (Доктор) Б.Пастернака, Медея Еврипида, Подросток Ф.М.Достоевского, Ю.Любимов с 1997 отказывается от контрактов на Западе, решив полностью посвятить себя Театру на Таганке. Премьера следует за премьерой (Хроники У.Шекспира, Евгений Онегин А.С.Пушкина, Театральный роман М.Булгакова, Марат и маркиз де Сад П.Вайса, Шарашка по А.Солженицыну и др.); театр постоянно выезжает на зарубежные гастроли; в 2001 Любимов набрал и новый курс актеров музыкального театра в РАТИ (бывший ГИТИС).
Свое 85-летие мастер встретил премьерой спектакля Фауст по И.В.Гете.
В декабре 2010 Любимов ушел в отставку. Причиной его ухода стал конфликт с труппой.
Умер 5 октября 2014 в Москве. Его последней работой стала постановка оперы Князь Игорь в Большом театре в июне 2013.
Татьяна Шабалина
Золотухин В. На плахе Таганки (Дневник русского человека). М., 1999
Фарада С. Уно моменто! М., 1999
Любимов Ю. Рассказы старого трепача. Воспоминания. М., 2001
Смехов В. Театр моей памяти. М., 2001
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»