ТЕАТР НА ЛИТЕЙНОМ
ТЕАТР «НА ЛИТЕЙНОМ», Санкт-Петербургский государственный драматический театр «На Литейном» (до 1991 Областной Театр Драмы и Комедии) родился в Ленинграде 5 мая 1945, в преддверии Дня Победы. Первый спектакль – Чайка по пьесе А.Чехова.
С самого начала главной задачей театра ставилось «культурное обслуживание тружеников области». Театр не имел своего помещения, существовал в постоянных разъездах, часто играл свои спектакли на площадках, не приспособленных для сценической работы. Огромный план выездных спектаклей, отсутствие стационара и масса других организационных проблем зачастую приводило к тому, что благая цель извращалась; областной зритель, вместо того, чтобы приобщаться к сокровищам культуры, смотрел спектакли низкого художественного уровня.
В 1956 театр получил стационарное здание – помещение «Литейного театра», возникшего в 1909 на месте старинного манежа графов Шереметевых. Это здание имеет большие театральные традиции. До революции на его сцене в разных антрепризах шли фарсы, пантомимы, пьесы из репертуара парижского «Театра ужасов» («Grand Guignol»); работали молодые режиссеры В.Мейерхольд и Н.Евреинов; играли известные актеры Серебряного века О.Глебова-Судейкина, Ф.Курихин, Б.Горин-Горяинов. После революции обитатели «Литейного театра» менялись не реже: Первая студия Пролеткульта, ТРАМ, передвижной колхозно-совхозный театр Гайдебурова и Скарской, театр Ленинградского областного Совета профсоюзов.
Вселившись в бывшее здание театра Шереметевых, Областной театр Драмы и Комедии первое десятилетие делил его с другими коллективами, проводя на стационаре не более двух недель в месяц; все остальное время занимали выездные спектакли в Ленинградской области.
Становление театра как творческого организма связано с именем Я.Хамармера, ставшего главным режиссером в 1966, и проработавшем в этой должности до самой смерти в 1986. Вряд ли за эти два десятка лет театр в целом ярко выделялся на фоне художественной жизни Ленинграда. Однако у него был целый ряд своих достоинств.
В репертуаре появлялись оригинальные названия, открывающие сценическую историю пьес, не ставившихся ранее. Далеко не всегда уровень драматургии был равноценным: на афише могли сочетаться произведения И.Бабеля, А.Вампилова, В.Астафьева, В.Быкова, К.Кизи с конъюнктурными пьесами-однодневками. Я.Хамармер строил свою творческую позицию на принципах «демократического театра», последовательно ориентируя спектакли на зрителей не очень высокого культурного уровня. Однако его принципы художественного руководства сыграли значительную роль в театральной истории Ленинграда.
В конце 1970-х – начале 1980-х Ленинград негласно считался городом «одного театра». Заслуженный авторитет Г.Товстоногова и высочайшее уважение к его творческой индивидуальности в интерпретации руководящих городских органов представали абсолютизацией его стиля работы. Получить в Управлении культуры разрешение на постановку молодого режиссера было чрезвычайно трудно: эксперименты были практически запрещены свыше. Именно потому в это время без работы оставались молодые режиссеры, чьи имена сегодня стали неотъемлемой составляющей нашей театральной истории: К.Гинкас, Г.Яновская, Л.Стукалов, Н.Шейко и др. У немногих главных режиссеров ленинградских театров хватало настойчивости, сил и времени для того, чтобы «пробить» молодому режиссеру разрешение на постановку. Я.Хамармер в этом смысле был счастливым исключением. По количеству постановок молодых режиссеров Областной театр Драмы и Комедии в то время держал в Ленинграде абсолютное первенство. Многие из этих спектаклей разительно отличались от общей, унифицированной линии театра, стали настоящим творческим прорывом. О них много писала пресса, на них ходил весь театральный Ленинград. Это были спектакли К.Гинкаса Последние, Охота на льва; Е.Падве Синие дожди, Чудаки, Старший сын. Легендарным стал спектакль Л.Додина Недоросль, до сих пор справедливо считающийся одной из самых ярких страниц ленинградской театральной жизни 1970-х – 1980-х. Свои первые ленинградские спектакли в этом театре поставили А.Андреев, М.Левшин, В.Ветрогонов и другие режиссеры. Сцена Областного театра Драмы и Комедии была открыта и для режиссеров-выпускников ЛГИТМиК: свои дипломные спектакли ставили здесь К.Филинов, А.Полухина, А.Максимов и др. С некоторыми из них театр продолжал сотрудничество и дальше.
Однако к середине 1980-х общий кризис ленинградской театральной жизни Ленинграда не мог не сказаться и на театре Драмы и Комедии. После смерти Я.Хамармера театр на короткое возглавил В.Голиков; немного позже – Г.Тростянецкий. Именно с Г.Тростянецкого начался новый отсчет жизни театра. Полностью изменился и репертуар, и творческий стиль театра: от скромного, незаметного, предельно «бытового» направления с редкими художественными удачами театр резко повернул в сторону принципиального эксперимента, разнообразия, даже пестроты, когда абсолютно несхожие между собой спектакли сливались в яркий и прихотливый коллаж. Новую жизнь ознаменовало и новое название театра: от скучного и непритязательного «театр Драмы и Комедии» он перешел к наименованию «Театра на Литейном», декларируя себя законным наследником новаций и экспериментов «Литейного театра». Первый спектакль Г.Тростянецкого ошеломлял – фарс Скупой с блестящим С.Фурманом изобиловал трюками, вовлекая в бешеный ритм сценического зрелища. Г.Тростянецкий проработал в театре недолго, но сумел заложить принципиально новую структуру театра, которая позволила ему и в дальнейшем удерживать одно из лидирующих мест в художественной жизни Петербурга.
Новый художественный руководитель театра «на Литейном» А.Гетман продолжает исповедовать принципы театральности с акцентом на «авторскую режиссуру». В репертуаре уживаются спектакли целого созвездия ярчайших режиссерской индивидуальностей: А.Галибин, В.Пази, Клим, Г.Цхвирава, Ю.Бутусов, Г.Козлов, Г.Дитятковский и др. Спектакли театра «на Литейном» были удостоены ряда высоких наград – в том числе «Золотую маску» в двух номинациях: за лучший спектакль сезона и за лучшую режиссерскую работу (Потерянные в звездах, постановка Г.Дитятковского, 2001).
Татьяна Шабалина
Алексеева Е. Петербургский сезон. – Театральная жизнь. 1998, № 8
Заболотняя М. Credo или диагноз? Режиссура Петербурга. – Театральная жизнь. 1998, №№ 11–12
Попов Л. Посттовстоноговское десятилетие петербургского театра. Краткий курс. – Московский наблюдатель. 1998, № 1
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»