МИМИКА
МИМИКА (гр. mimikos – подражание), выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств.
Бытовая мимика может иметь как рефлекторную, так и сознательную природу. В театре же мимика, наряду с речью и жестикуляцией, является одним из основных средств выразительности актера. К.С.Станиславский подчеркивал, что мимика неотделима от строя мыслей, чувств и действий человека, и является зримым отражением внутренней жизни персонажа. Мимика разрабатывается актером в гармонии с общим пластическим решением персонажа. Если существует смысловое или ритмическое противоречие мимики и пластики, это может служить дополнительным средством выразительности, придающим психологическому состоянию героя дополнительный объем и многогранность. Так, например, статически неподвижное лицо в сочетании с бесстрастным голосом и мелкими, как бы рефлекторными движениями пальцев или кистей рук, создают убедительный образ человека, изо всех сил старающегося скрыть свое волнение.
Сценическая мимика находится в тесной связи с актерским гримом, и, как и грим, в самом общем виде может подразделяться на реалистическую и условную. Если реалистическая мимика ставит своей целью достижение максимального жизнеподобия персонажа, то условная мимика подчеркнуто преувеличена, часто – дискретна, что в определенном смысле сближает лицо актера с динамично меняющимися масками.
Выбор того или иного вида мимики обусловливается жанром и общей стилистикой спектакля. В качестве примера альтернативной мимической стилистики можно привести исполнение одной и той же роли Ричарда III актерами – Л.Оливье и Р.Чхиквадзе. Оливье, при необычайно богатой реалистической разработке мимики, создавал психологически убедительный и многогранный образ. Чхиквадзе, в полном соответствии с гротескно-эксцентрическим решением спектакля, использовал преувеличенные, укрупненные мимические реакции. В обоих случаях мимика актеров находилась в гармоническом соответствии с костюмами, пластическим решением роли и общим художественным оформлением. Эти актерские работы стали крупным достижением исполнительского искусства.
В тех случаях, когда мимика актера не соответствует общему решению спектакля, возникает проблема неудачной трактовки образа. Про актера, использующего неоправданно преувеличенную мимику, на театральном жаргоне говорят, что он «наигрывает» или «хлопочет лицом».
Мимика становится основным средством выразительности в тех театральных жанрах, где не используется актерская речь: пантомима, балет; а также театр мимики и жеста, где работают немые актеры. Так, прима российской императорской балетной сцены, М.Кшесинская, в своих воспоминаниях много внимания уделяет «мимическому таланту», видя в нем, наряду с техническим совершенством, основное средство достижения успеха в хореографических спектаклях.
Татьяна Шабалина
Станиславский К.С. Работа актера над собой, Работа актера над ролью. Собр. соч. в 8-ми т.т. Тт. 2, 3, 4. М., 1954–1957
Кшесинская М. Воспоминания. М., 2004
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»