СПЕКТАКЛЬ
СПЕКТАКЛЬ (франц. spectacle, от лат. – spectaculum – зрелище), произведение театрального искусства.
Спектакль создается большим коллективом творческих и технических работников (актеры, сценограф, композитор, балетмейстер, ассистенты и помощник режиссера, монтировщики, реквизиторы, костюмеры, осветители, гримеры, звукооператоры, осветители, бутафоры и т.д.). В современном театре постановочный коллектив возглавляет его художественный руководитель – режиссер-постановщик, координирующий всю работу и определяющий эстетический, нравственный, идеологический замысел спектакля.
Создание спектакля начинается с выбора литературного материала – пьесы, прозаического произведения (по которому создается инсценировка), стихотворной композиции. До эпохи режиссерского театра выбор пьесы, как правило, определялся составом ролей, «расходящихся» в конкретной труппе – т.е., наличием в труппе амплуа на определенные роли. В случае бенефиса подбирался литературный материал, позволяющий представить бенефицианта в наиболее выигрышном свете. Таким образом, выбор осуществлялся либо антрепренером (директором театра), либо ведущим актером труппы. Всегда учитывались и вкусы потенциальной публики, т.е., подбиралась т.н. «кассовая» пьеса. Этот параметр, как правило, учитывается и в настоящее время – за редким исключением экспериментальных спектаклей, рассчитанных на определенную узкую аудиторию. Однако сегодня главной исходной точкой выбора становится именно творческий замысел режиссера, его готовность и желание к воплощению на сцене того или иного литературного произведения.
Необходимо добавить, что критерий соответствия ролей составу труппы остается по-прежнему актуальным: непрофессиональная или беспомощная актерская работа может привести к провалу самый замечательный замысел. Однако сегодня актерские возможности сильно увеличились: строгих границ амплуа практически не существует; при совпадении общеэстетических и творческих позиций совместная работа режиссера и актера над ролью приносит неожиданные и удивительные результаты. Много подобных примеров в последней трети 20 в. дал московский театр «Ленком» и его художественный руководитель М.Захаров. В его спектаклях видны непривычные и замечательные трактовки ролей, полностью опровергающие сложившиеся стереотипы амплуа: Е.Леонов в роли Иванова (Иванов А.Чехова), И.Чурикова в роли Комиссара и А.Абдулов в роли Сиплого (Оптимистическая трагедия Вс.Вишневского), О.Янковский в роли Дракона (фильм Убить дракона по мотивам пьесы Е.Шварца Дракон).
Собственно говоря, главная функция режиссера-постановщика – стать катализатором творческой мысли всех участников постановочного коллектива, активизируя их созидательную энергию и направляя ее в общее русло. Именно так складывается и первый этап работы режиссера над замыслом спектакля – со сценографом, художником по костюмам, композитором, балетмейстером, специалистами по движению, если необходимо – и с автором текстов песен. В этом ключе идет и основная работа – репетиционный процесс с актерами, во время которой постановщик добивается как высокого уровня каждой из актерских работ, так и целостного звучания спектакля. По этим принципам осуществляется и финальный этап работы: совместно с режиссером по свету – формирование световой партитуры, позволяющей закрепить и увеличить эмоциональное воздействие спектакля.
Последним, не менее важным, чем остальные, соавтором спектакля является публика: живое дыхание зрительного зала, его реакции оказывают непосредственное влияние на работу актеров, расставляя новые акценты, уточняя психологические рисунки ролей и т.д.
Видовыми особенностями театрального спектакля являются коллективное авторство и сиюминутность его жизни: в точности повторить любой театральный спектакль невозможно; каждый из них не похож на предыдущий.
См. также СЦЕНОГРАФИЯ; СВЕТ ТЕАТРАЛЬНЫЙ; КОСТЮМ ТЕАТРАЛЬНЫЙ; РЕКВИЗИТ ТЕАТРАЛЬНЫЙ.
Татьяна Шабалина
Станиславский К.С. Работа над ролью. Собр. соч., т. 4. М., 1957
Творческое наследие Вс.Э.Мейерхольда. М., 1978
Гончаров А. Режиссерские тетради. М., 1980
Аристотель Риторика. Поэтика. М., 2000
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»