КОРМАН, РОДЖЕР
КОРМАН, РОДЖЕР (Corman, Roger) (р. 1926), кинорежиссер, продюсер, сценарист. Основатель независимого жанрового кинематографа США.
Родился 5 апреля 1926 в Детройте, штат Мичиган, США. В конце 1940-х работал посыльным на киностудии «Двадцатый век Фокс», дослужившись затем до должности координатора сценариев. В 1953 пробует себя как кинопродюсер.
К тому времени в Голливуде сложилась следующая ситуация. Существовал ряд крупных киностудий, снимавших: А) крупнобюджетные кинокартины с участием ведущих кинозвезд, способные заманить в кинотеатры подпавшего под влияние молодого телевидения зрителя. Б) Фильмы относительно малобюджетные, в основном драмы и комедии. Все киноленты создавались в условиях тщательного контроля студийных чиновников по разработанному шаблону, который, установившись с конца 1930-х, по сути не менялся. Кроме того, освещение социальных проблем общества находилось под негласным запретом – в разгаре была т.н. «охота на ведьм». Голливуд, конечно, и был всегда «страной грез», но к 1953 грезы стали слишком (разумеется, в то время был ряд настоящих кинокартин, таких, как Трамвай «Желание», В самый полдень, Поющие под дождем, но не так много, как в другие периоды голливудской истории) отдаляться от действительности, в которой существовали зрители. Кассовые сборы фильмов начали падать. Зритель переставал верить в голливудские сказки.
Все это послужило почвой для появления фильмов категории «Б», пик популярности которых пришелся на 1950-е, и отцом которых по праву считается Роджер Корман. В 1953 он продюсирует фильм Сети зла на автостраде. Фильм – о ветеране Корейской войны, которого где-то в глубинке Штатов несправедливо обвиняют в убийстве проститутки. Местная полиция начинает за ним охоту. Он – любопытный герой для времени «охоты на ведьм», когда людей обвиняли сотнями. Социальный подтекст плюс увлекательность сюжета – и снятый за неделю и за несколько тысяч долларов фильм окупился в десятки раз. Глобальные сети кинотеатров не брали продукцию Кормана, его картины шли в маленьких зальчиках по всей стране (ситуация изменилась только через несколько лет).
В 1955 он снимает свой первый фильм как режиссер – вестерн Пять стволов Запада. Следующие режиссерские и продюсерские работы выполнены в т.н. «низших» жанрах, которыми в то время брезговал Голливуд – фантастика и ужасы. Поскольку особых технологий спецэффектов тогда не существовало и у крупных студий, то на свои 30–50 тыс. долл. на фильм Корману приходилось использовать всю свою фантазию. Идеальный пример – Чудовище с тысячью глаз (1956, Корман – продюсер). После основных съемок на самого монстра денег не осталось. И продюсер придумал выход. В обыкновенном чайнике продолбили несколько дырок, пустили из них пар и отсняли пленку. Получилось чудовище с тысячью глаз. С каждым годом картины Кормана приносили все большую прибыль. Это позволило ему в 1960 приступить к постановке дорогостоящей (500 тыс. долл.) кинокартины по рассказу Эдгара Аллана По Падение дома Ашеров. Фильм снимали на широкоформатную цветную пленку в течение четырех недель, что для обычно укладывающегося в неделю Кормана было необычно. И в настоящее время Падение дома Ашеров производит сильное впечатление. Готическая атмосфера По точно воссоздана благодаря роскошным декорациям замка и изысканному использованию цвета, не уступающему лучшим образцам большого Голливуда того времени. В центре фильма – отличная актерская работа Винсента Прайса, «короля ужасов», переигравшего в десятках кинолент этого жанра, но своего идеального режиссера нашедшего в лице Кормана. Прайс создает трагический образ порядочного и умного человека, ставшего нелепой жертвой своих страхов и комплексов. Образ, который как и сам фильм, не просто использует сюжетную канву По, но передает суть произведения писателя. Падение дома Ашеров впервые для кормановского фильма идет в широком прокате наряду с голливудскими блокбастерами и входит в число самых кассовых кинокартин года. В том же 1960 снимает культовую «черную» комедию Маленький магазинчик ужасов, о цветке, питающемся человеческой плотью. Корман ставит рекорд съемок – Магазинчик снят всего за два дня и ночь. Успех опять превосходит все ожидания.
В течение следующих четырех лет снимает еще семь фильмов по рассказам По. Это Колодец и маятник, Похороненные заживо, Истории ужаса, Ворон, Заколдованный замок, Маска Красной смерти и Гробница Лигейи. Все они в той или иной степени чрезвычайно удачны в художественном плане. Он вольно обращается с сюжетами первоисточников (от Колодца и маятника, например, осталось только пара минут в финале фильма), но ощущение романтической грусти, тоски, присущее По сохраняет полностью. Во всех кинокартинах, кроме Похороненных заживо, играет Винсент Прайс. Пика создания барочного, доведенного до эстетизма готического кинопространства Корман достигает в Маске Красной смерти, невероятно красивом и завораживающем рассказе о кровожадном бароне и лично навестившей его старухе с косой.
В 1965 Корман, чувствующий веяния времени, продюсирует Дикие ангелы, драму о банде мотоциклистов, имевшую большой успех в кинопрокате. А в 1969 становится продюсером одного из этапных фильмов в истории американского кино Беспечный ездок. Сценарий, написанный молодыми актерами Питером Фондой (сын Генри Фонда и брат Джейн Фонды) и Деннисом Хоппером (он же выступил в качестве режиссера), рассказывал о друзьях-мотоциклистах, путешествующих по стране и становящихся жертвами озлобленных обывателей. Фильм, противопоставлявший свободных духом «детей цветов» мещанам, становится манифестом хиппи и собирает немыслимые для такого малобюджетного проекта 40 млн. долл.
Неоценимая заслуга Кормана в том, что под его «крылом» выросла плеяда талантливых кинематографистов, которым он предоставлял полную творческую свободу. Это актер Джек Николсон, снимавшийся у Кормана с 1958 (и в первый раз выдвигавшийся на «Оскар» как раз за Беспечный ездок) и режиссер Френсис Форд Коппола, снявший в 1953 на деньги Кормана свой первый полнометражный фильм Деменция 13. Это режиссеры: Мартин Скорсезе, Джеймс Кэмерон, Питер Богданович (Последний киносеанс, Бумажная луна), Джонатан Демме (Молчание ягнят) и Джо Данте (Гремлины). Многие из них получили своих «Оскаров», что, видимо, так и не суждено сбыться в случае с их «крестным отцом в кинематографе».
С начала 1970-х снял всего пять кинокартин, ограничив себя обязанностями продюсера. Собственно, и его продюсерские работы уже не вызывали особого интереса. Иногда он снимался в эпизодах фильмов, как, например, в Молчании ягнят и Аполлоне 13. И тем не менее его вклад в историю американского кино переоценить нельзя. Его работы вызвали огромное множество подражаний. Благодаря его намеренно примитивным «поделкам», скрывавшим тонкий социальный комментарий, в США появился независимый от Голливуда авторский кинематограф, продолжающий успешно развиваться и ставящий целью не коммерческие прибыли, а искусство.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Пять стволов Запада (Five Guns West, 1955), Болотные женщины (Swamp Women, 1955), Женщина из племени апачей (Apache Woman, 1955), День, когда Земле пришел конец (Day the World Ended, 1956), Это покорило мир (It Conquered the World, 1956), (Gunslinger, 1956), Не с этой планеты (Not of This Earth, 1957), Атака крабов-монстров (Attack of the Crab Monsters, 1957), Обнаженный рай (Naked Paradise, 1957), Кукла-подросток (Teenage Doll, 1957), Немертвые (The Undead, 1957), (Soronity Girl, 1957), Сага о женщинах-викингах и их путешествии по водам Великого моря (Saga of the Viking Women and Their Voyage to the Waters of the Great Sea, 1957), Рок всю ночь (Rock All Night, 1957), Карнавальный рок (Carnival Rock, 1957), Война спутников (War of the Satellites, 1958), Молодой снежный человек (Teenage Cave Man, 1958), Богиня Акульего рифа (She Gods of Shark Reef, 1958), Келли-пулемет (Machine-Gun Kelly, 1958), Я бандит…Жизнь гангстера (I Mobster…The Life of a Gangster, 1958), Ведро крови (A Bucket of Blood, 1959), Белая женщина (The Wasp Woman, 1960), Падение дома Ашеров (The Fall of the House of Usher, 1960), Маленький магазинчик ужасов (The Little Shop of Horrors, 1960), Атака горнолыжной бригады (Ski Troop Attack, 1960), Последняя женщина на Земле (Last Woman on Earth, 1960), Атлас (Atlas, 1960), Колодец и маятник (Pit and the Pendulum, 1961), Существо из моря призраков (Creature from the Haunted Sea, 1961), Похороненные заживо (The Premature Burial, 1962), Захватчик (The Intruder, 1962), Истории ужаса (Tales of Terror, 1962), Лондонская башня (Tower of London, 1962), Ворон (The Raven, 1963), Юные гонщики (The Young Racers, 1963), Ужас (The Terror, 1963), Заколдованный замок (The Haunted Palace, 1963), Человек с рентгеновскими лучами вместо глаз (X: The Man with the X-Ray Eyes, 1963), Маска Красной смерти (The Masque of the Red Death, 1964), Тайное вторжение (The Secret Invasion, 1964), Гробница Лигейи (The Tomb of Ligeia, 1965), Дикие ангелы (The Wild Angels, 1965), Резня в День Святого Валентина (St. Valentine's Day Massacre, 1967), Время для убийства (A Time to Killing, 1967, не заявлен в титрах), Поездка (The Trip, 1967), Де Сад (De Sade, 1969, не заявлен в титрах), Цель: Гарри (Target: Harry, 1969), Кровавая мама (Bloody Mama, 1970), Газ! (Gas-s-s-s, 1971), Красный барон (The Red Baron, 1971), Смертельный спорт (Deathsport, 1978), Франкеншейн освобожденный (Frankenstein Unbound, 1990).
Михаил Водопьянов
Roger Corman, Jim Jerome. How I Made a Hundred Movies in Hollywood and Never Lost a Dime. DaCapo Press, 1998
Frank. The Films of Roger Corman: 'Shooting My Way Out of Trouble'. Batsford, 1998
Gray. Roger Corman: Blood-Sucking Vampires, Flesh-Eating Cockroaches, and Driller Killers. Thunder's Mouth Press, 2004
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»