КЭМЕРОН, ДЖЕЙМС
КЭМЕРОН, ДЖЕЙМС (Cameron, James) (р. 1954), североамериканский режиссер, сценарист, продюсер. Постановщик грандиозных по размаху и техническому совершенству кинокартин, пользующихся огромным успехом у зрителей.
Джеймс Кэмерон родился в Капускейсиинге, штат Онтарио, Канада 16 августа 1954 в семье инженера. В 1971 Джеймс переехал в США и поступил на факультет физики в Калифорнийский университет. Однако после окончания университета Кэмерон вместо работы по профессии занялся написанием киносценариев. Труд его оставался некоторое время невостребованным, и Джеймсу пришлось работать дальнобойшиком. Первую работу в кино Кэмерон получает как художник-постановщик и создатель миниатюр на картине мастера малобюджетного кино Роджера Кормана Битва за пределами звезд (1980). В следующем году работает постановщиком визуальных эффектов на культовом фантастическом боевике Джона Карпентера Побег из Нью-Йорка. В этом же 1981 Кэмерон дебютирует в режиссуре сиквелом фильма ужасов Пираньи. Кинолента Пираньи 2: Нерест не вызывает никакого интереса ни у критики, ни у зрителей.
Своего звездного часа Кэмерону придется ждать еще два года, пока он не получит у студии «Орион» 6,5 млн. долларов на постановку фантастического триллера Терминатор. На роль безжалостного робота-убийцы из будущего был приглашен австрийский эмигрант, культурист Арнольд Шварценеггер, известный тогда исключительно благодаря фильму в жанре «фэнтэзи» Джона Милиуса Конан Варвар. На ограниченном бюджете и отсутствии особого интереса киностудии «Орион» к своему проекту Кэмерон создает один из самых напряженных и захватывающих фильмов всех времен, демонстрируя как умение увлекательно рассказать историю, так и чувство абсолютного контроля над технической стороной постановки. Терминатор собирает в кинопрокате США и Канады хорушую кассу для фильма со скромным бюджетом 37 млн. долларов и явилась хорошим стартом в дальнейшей карьере Арнольда Шварценеггера. Кэмерон же получает возможность поработать на более масштабном проекте – сиквеле знаменитого фильма Ридли Скотта Чужой. В фильме отчетливо проявляется особенность Кэмерона как художника кино, свойственная всем его работам: он создает абсолютно достоверные, живые человеческие характеры и помещает их в экстремальную обстановку жанрового кино (в данном случае это пространство далекой планеты, населенное жестокими и коварным тварями). Чужие (1986) получают премии «Оскар» за монтаж звуковых эффектов, визуальные эффекты и выдвигаются еще по пяти номинациям, включая категорию «лучшая актриса» (Сигурни Уивер). Всего после двух фильмов Кэмерон признается одним из ведущих мастеров жанрового кино Голливуда.
Процесс съемок его следущего проекта Бездна, история о контакте со внеземным разумом в глубинах океана, оказался необычайно сложным из-за того, что большая часть работы шла на воде и под водой. В результате перерасхода средств бюджет достиг 38 млн. долларов. Выйдя на экраны США и Канады в начале августа 1989 (спустя несколько дней Кэмерон женится на Кэтрин Бигелоу, впоследствии снявшей фильмы На гребне волны и К-19, их брак с Джеймсом распадется в 1991), Бездна собирает среднюю для проекта такого масштаба кассу и получает противоречивые отзывы в прессе. Теперь, по прошествии времени, Бездна («Оскар» за визуальные эффекты), выпущенная в 1992 в полной режиссерской версии, считается классикой кинофантастики.
Решив взять реванш за фильм Бездна, Кэмерон берется за продолжение Терминатора. Под проект выделяется рекордная по тем временам сумма, а герой ставшего любимцем американского зрителя Арнольда Шварценеггера превращается из отрицательного персонажа в положительного. На втором Терминаторе Кэмерон развивает новаторскую технологию визуальных эффектов, впервые опробованную им в Бездне. В результате созданный на ее основе «робот из жидкого металла» становится одним из самых впечатляющих достижений мастеров спецэффектов, производя неизгладимое впечатление и по сей день. Стартовав в кинопрокате США и Канады 1 июля (в праздничный период Дня Независимости) 1991, Терминатор 2: Судный день становится рекордсменом мирового кинопроката года и получает премии «Оскар» в категориях «грим», «звук», «монтаж звуковых эффектов» и «визуальные эффекты».
В 1994 Кэмерон снимает комедийный боевик Правдивая ложь, являющийся его самой легкой и неамбициозной работой. В третий раз объединившись с Арнольдом Шварценеггером, Кэмерон создает великолепный образец чистого развлекательного кино, призванного хотя бы на два часа экранного времени освободить зрителя от жизненных проблем. Правдивая ложь становится еще одним коммерческим успехом режиссера.
В 1996 на киностудии «XX век Фокс» начинаются съемки эпического проекта Титаник, в котором Кэмерон выступает в роли сценариста, режиссера и продюсера. На главные роли влюбленных на гигантском корабле приглашены молодые актеры Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо. К работе над фильмом привлекается российское иследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», именно при его помощи Кэмерону удается отснять уникальные кадры останков самого Титаника. И снова, как и в случае с Бездной Кэмерона подводят над- и подводные съемки. График съемок, как и бюджет, стремительно выходят из-под контроля. Затраты достигают астрономической суммы. Более того, Кэмерон не удовлетворен состоянием некоторых сцен спецэффектов и собирает руководство киностудии с просьбой, во-первых, перенести дату премьеры Титаника с июля на декабрь 1997, а во-вторых, выделить дополнительную сумму на доработку спецэффектов. Непостижимым образом чиновники идут навстречу режиссеру. Тем временем в прессе начинают появляться материалы о проблемах на проекте и вообще о том, что фильм, судя по всему, получается провальный. Общественное мнение понемногу настраивается против новой кинокартины Джеймса Кэмерона Титаник.
Возможно, поэтому неожиданностью становятся восторженные отзывы с Токийского фестиваля, где 1 ноября состоялась премьера фильма. Далее, еще более хвалебные оценки американских критиков. А за день до намеченной на 19 декабря премьеры – 8 номинаций на премию «Золотой глобус», включая номинацию на лучший фильм. Рекордное число зрителей посмотрело Титаник, что сделало его культурным феноменом.Фильм стал безоговорочным фаворитом «Оскара»: Титаник получает 11 (рекорд в истории премии, разделенный с Бен Гуром Уильяма Уайлера 1959) золотых статуэток, включая три Джеймсу Кэмерону – за монтаж, режиссуру и лучший фильм года. Спустя годы, когда ажиотаж вокруг Титаника понемногу спал, оглядываясь на фильм, нельзя не отдать ему должное. Это невероятно захватывающе расказанная и мастерски сыгранная (роль Кейт Уинслет еще раз подтверждает тот факт, что Кэмерона в своем творчестве привлекают сильные женские характеры) история, технически же выполненная на пределе возможностей кинематографа.
После этого триумфа Кэмерон, видимо, опасаясь сравнения всего, чтобы он не снял теперь, с Титаником, так до сих пор и не взялся за постановку художественного фильма. В 2002 он стал продюсером экранизации романа Станислава Лема Солярис, осуществленной Стивеном Содербергом, и работает над документальной лентой Призраки бездны, в которой не в первый раз опускается в столь любимые им глубины океана, зная, что подводные съемки – самые сложные.
Фильмография (режиссерская): Пираньи 2: Нерест (Puranha 2: The Spawning, 1981); Терминатор (The Terminator, 1984); Чужие (Aliens, 1986); Бездна (Abyss, 1989); Терминатор 2: Судный день (Terminator 2: Judgement Day, 1991); Правдивая ложь (True Lies, 1994); Титаник (Titanic, 1997); Призраки бездны (Ghosts of the Abyss, 2003); Танец бездны (Aliens of the Deep, 2005).
Михаил Водопьянов
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»