СОМАЛИ
СОМАЛИ, Сомалийская Демократическая Республика, государство в Восточной Африке. Создано 1 июля 1960 в результате объединения подопечной территории ООН, находившейся под управлением Италии, и английского протектората Сомалиленд. В 1960–1969 носила название Сомалийская Республика.
Сомали нередко называют также Африканским Рогом. Страна имеет выход к Индийскому океану и Аденскому заливу. Граничит на северо-западе с Джибути, на западе – с Эфиопией, на юго-западе – с Кенией.
В 1998 численность населения страны оценивалась в 6842 тыс. человек. Ареал расселения сомалийского этноса не совпадает с государственными границами. В 1977 на территории Сомали проживало чуть больше 75% общего числа сомалийцев, в районе Огаден на территории Эфиопии – ок. 20%, в северо-восточной части Кении – ок. 4% и в Джибути – менее 1%. В результате войны 1977–1978 и многочисленных пограничных конфликтов в 1980-х годах почти 1 млн. сомалийцев был вынужден переместиться из Эфиопии в Сомали. Из-за неразрешенного спора с Эфиопией по вопросу о принадлежности района Огаден площадь Сомали указывается в пределах от 565 тыс. до 668 тыс. кв. км. Столица – Могадишо (ок. 1 млн. жителей).
Природа.
Бóльшую часть территории Сомали занимает обширное плоскогорье Огаден со средними высотами ок. 900 м над у.м. Оно постепенно повышается к северу, образуя безводное плато Хауд. Вдоль северного побережья страны от города Харгейса до мыса Гвардафуй (Рас-Асейр) простирается поднятый край плоскогорья, который круто обрывается скалистыми уступами к береговой равнине. Высшая точка страны – гора Шимбирис (2407 м), расположена в массиве Суруд Ад в пределах области Санаг. Южные провинции Сомали представляют собой плоские аридные равнины, где более плодородные земли расположены вдоль р.Джубба, единственной непересыхающей реки в этой части страны, а также р.Уэби-Шабелле. В низовьях р.Уэби-Шабелле на протяжении 240 км течет вдоль побережья Индийского океана и теряется в песках и болотах восточнее эстуария р.Джуббы.
Климат Сомали субэкваториальный муссонный, на севере – тропический пустынный и полупустынный. Год делится на сухой и влажный сезоны; сухой продолжается с января по апрель, в мае-июне идут дожди, затем основной муссон, дующий с юго-запада, приносит относительно обильные осадки с конца июня до сентября, а с октября по декабрь снова выпадают слабые дожди. Среднегодовое количество осадков составляет 50 мм на побережье, 380 мм в Харгейсе и 1270 мм в горных районах Эригабо и Борама. Средние месячные температуры от 34–42° C на северном побережье до 24° C в горах, где в январе-феврале бывают заморозки.
Прибрежные равнины сложены преимущественно известняками, внутренние плато и плоскогорья – кристаллическими породами (с преобладанием гранитов), в северных горах они перекрыты песчаниками и известняками.
Растительный покров плато – высокие грубые травы, нередко достигающие высоты 75–130 см. Кое-где встречаются заросли древовидных кустарников и деревьев, включая мимозу, акацию и алоэ, а также эфироносные кустарники, дающие мирру, ладан и бальзамы (Сомали иногда называют «страной благовоний»). В горах севера сохранились небольшие рощи кедра, можжевельника, смоковницы.
Фауна Сомали включает таких крупных диких животных, как лев, жираф, носорог, леопард (в переводе название р.Уэби-Шабелле – «река леопардов»), зебра, гиена и кулан. Из мелких животных встречаются различные виды антилоп, бородавочник, обезьяны и бабуины. Повсеместно распространены хищные птицы – орлы, коршуны и соколы. Характерны аисты. Боровая дичь представлена цесарками, куропатками, тетеревами и дрофами. Аридные равнины кишат змеями, скорпионами и многоножками. В прибрежных водах в большом количестве водятся крокодилы.
Население и общество.
Сомалийцы – высокие стройные люди, гордящиеся своим происхождением и языком. Их объединяет единая религия – ислам и общий язык – сомалийский, относящийся к семье кушитских языков и имеющий связь с языками эфиопских оромо и афаров. Сомалийцы активно поддерживают и развивают систему традиционных политических институтов. Для них характерно бережное отношение к поэтической традиции со сложными правилами аллитерации, точно рассчитанным чувством меры.
Основные социальные и политические различия наблюдаются в сфере взаимоотношений соперничающих кланов – иса, населяющих северные районы, дарод – северо-восточные и юго-западные и хавийя – на восточном побережье. Помимо этого, в каждом клане различаются члены, относящиеся к «высокой» или «низкой» кастам. Так, члены клана, относящиеся к «низкой» касте, например мидгаан и тумал, обладают меньшими правами, чем принадлежащие к «высокой» касте. Существуют также различия между кочевниками и земледельцами, примером которых служит племенная группа раханвейн.
Немногочисленные группы несомалийского происхождения живут преимущественно в городах. Сюда относится арабская община, которая вместе с египтянами насчитывает 35 тыс. человек, и несколько тысяч индийцев, пакистанцев и европейцев.
Главные города – Могадишо, Харгейса (в прошлом административный центр британского Сомалиленда), Бербера, Марка, Босасо, Булобарде и Байдабо.
Народное образование.
Обучение на всех уровнях бесплатное. До 1972 его распространение сдерживалось отсутствием письменного сомалийского языка. Преподаватели были вынуждены пользоваться учебными текстами на арабском, английском или итальянском языках, которые были непонятны для большинства учеников. Вслед за принятием в 1972 модифицированного латинского алфавита для сомалийского языка были подготовлены новые учебники, и началась кампания по борьбе с неграмотностью. Значительно возросло число учащихся начальных школ. В настоящее время в начальных школах обучается 377 тыс. детей, в средних – 44 тыс. В Национальном университете Сомали в Могадишо и нескольких специализированных колледжах насчитывается ок. 10,4 тыс. студентов. В 1990 среди взрослого населения было 76% неграмотных (в 1985 – 83%).
Государственный строй.
В настоящее время трудно говорить о Сомали как о едином государстве. Страна распалась на множество частей, контролируемых враждующими между собой полевыми командирами, группировками и кланами. Лишь северная часть страны, самопровозглашенная Республика Сомалиленд, поддерживает сравнительную стабильность.
В соответствии с конституцией 1961, Сомали являлась республикой с парламентской системой правления. В качестве главы государства избирался президент, а исполнительная власть принадлежала премьер-министру. Законодательный орган – однопалатное Народное собрание избиралось всеобщим голосованием по принципу пропорционального представительства. В октябре 1969 произошел военный переворот, был убит президент Сомали. Действие конституции было приостановлено. Сомалийская Республика была переименована в Сомалийскую Демократическую Республику. В 1969–1976 власть в стране принадлежала Верховному революционному совету (ВРС), состоявшему из офицеров армии и полиции, во главе с генерал-майором Мухаммедом Сиадом Барре. В 1976 президент Сиад Барре передал полномочия ВРС Центральному комитету Сомалийской революционной социалистической партии (СРСП), которая взяла в свои руки высшую политическую и экономическую власть в стране. Принятая в 1979 конституция предусматривала создание однопартийной системы управления.
С 1972 в органы местного управления входили областные, районные и большое число деревенских советов. Областные и районные органы власти состояли из государственных чиновников и назначенных ими представителей местного населения. Деревенские советы переизбираются ежегодно прямым голосованием.
Тесные связи с СССР, сохранявшиеся в 1969–1977, были прерваны из-за поддержки Москвой Эфиопии во время эфиопо-сомалийской войны 1977–1978. С тех пор Сомали значительно укрепило отношения с западными державами и арабскими странами. Сомали – член ООН, Организации африканского единства и Лиги арабских государств.
Экономика.
Сомали – экономически отсталая и бедная страна. Она имеет скудные минеральные ресурсы, основу экономики страны составляет, главным образом кочевое и полукочевое животноводство. Около 80% трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве, главным образом в животноводстве; продажа живого скота, мясопродуктов и шкур приносит стране свыше 80% всей суммы экспортных поступлений. Доля промышленного производства в национальной экономике весьма незначительна, а минеральные ресурсы не окупают расходы на их разработку. Два фактора пагубно отразились на состоянии экономики страны во второй половине 1970-х годов: вначале жесточайшая засуха, значительно сократившая поголовье скота, а затем война с Эфиопией, в результате которой из Эфиопии в Сомали хлынул поток беженцев численностью до одного миллиона человек. Еще больший урон был нанесен экономике страны межклановой борьбой, которая развернулась после свержения в 1991 режима Сиада Барре.
Сельское хозяйство и рыболовство.
Страна вынуждена закупать за рубежом значительные объемы продовольствия, прежде всего зерновые. Животноводство – разведение крупного рогатого скота, верблюдов, коз и овец – распространено в северных и центральных районах страны. Земледелие развито в южных районах, где выращивают такие важные сельскохозяйственные культуры, как кукурузу, сорго, маниок, кунжут, цитрусовые, сахарный тростник и хлопчатник. Единственная экспортная культура – бананы, которые возделывают в долинах и междуречье Джуббы и Уэби-Шабелле. Развитию растениеводства на большей части Сомали препятствуют отсутствие системы орошения и мер защиты от засух.
В пищевом рационе сомалийцев почти отсутствуют морепродукты, хотя прибрежные воды страны богаты рыбой, креветками и омарами.
Промышленность
Сомали в основном занимается переработкой сельскохозяйственного сырья (изготовление мясных консервов, очистка сахара, дубление кожи). Текстильные фабрики используют местный и привозной хлопок. Среди новых производств – цементный и нефтеперерабатывающий заводы. Около 4/5 промышленных предприятий страны входят в государственный сектор экономики. В промышленности занято 6% самодеятельного населения.
Внешняя торговля.
По стоимости сомалийский импорт существенно превышает экспорт. Дефицит торгового баланса покрывается за счет значительных иностранных займов. Экспорт живого скота приносит до 88% поступлений, а бананов – 8%. Основные статьи импорта – промышленные и продовольственные товары, транспортное оборудование, машины и запасные части. 86% экспортной продукции Сомали закупается Саудовской Аравией. Треть объема импорта поступает из Италии.
В 1980-х годах Сомали получало значительную иностранную помощь, как военную, так и экономическую. Бóльшая ее часть поступала из арабских стран, в первую очередь из Саудовской Аравии. Вплоть до конца 1980-х годов, когда вследствие грубых нарушений прав человека в Сомали произошло сокращение объемов иностранной помощи, существенную финансовую поддержку стране оказывали Всемирный банк и США. В период до 1977 основная помощь Сомали поступала из СССР.
Транспорт.
В Сомали имеется развитая сеть автомобильных дорог, преимущественно без твердого покрытия. Основная дорога связывает Могадишо и Харгейсу. В Могадишо имеется международный аэропорт. Главные морские порты – Могадишо, Бербера и Кисмайо.
История.
Примерно 2 тыс. лет назад сомалиязычные верблюдоводы-кочевники мигрировали из Эфиопского нагорья и Северной Кении на территорию Африканского Рога. Сомалийское общество состояло из кланов, которые кочевали в поисках воды и пастбищ для скота. Ведя кочевой образ жизни, они не устанавливали никаких границ своим территориальным владениям.
Почти тысячу лет назад арабы, проживавшие вдоль побережья Африки, обратили сомалийцев в ислам. Считается, что еще в 8 в. в эти края прибыли мусульмане-сунниты, бежавшие из халифата Аббасидов. Они основали города Могадишо, Марка и Барауэ и вытеснили более раннее арабское население, которое ушло в глубь страны и в результате браков перемешалось с сомалийцами. После обращения в ислам несколько сомалийских кланов переселились в южные и восточные районы и занялись земледелием. Религия служила важным императивом миграций, равно как и участия сомалийцев в джихаде, священной войне мусульман с христианской Эфиопией, которую вел Ахмед Грань в 16 в. В 17–19 вв. торговлю в районе побережья контролировали арабские правители, сначала султаната Маскат, а позднее султаната Занзибар.
В начале 16 в. португальцы разграбили город Барауэ, но до появления здесь в конце 19 в. итальянцев, англичан и французов европейцы не проявляли особого интереса к данному региону. В 1889 итальянцы получили от одного из местных правителей торговую концессию в районе побережья и постепенно закрепились в его восточной и южной частях. В 1936 колония Итальянское Сомали была включена в состав Итальянской Восточной Африки, в 1941–1949 находилась под управлением британской военной администрации, а в 1950 в качестве подопечной территории ООН была передана на десятилетний срок под управление Италии.
В середине 1880-х годов Великобритания и Франция заинтересовались северными районами Сомали с точки зрения создания там угольных баз для судов, курсировавших через недавно открытый Суэцкий канал, а также для нужд новой английской колонии Аден. Представители обеих держав заключили ряд договоров с местными правителями. В 1887 Великобритания официально объявила о создании протектората Британский Сомалиленд. Франция захватила часть территории, которая впоследствии получила название Джибути. Вслед за тем последовало установление границ между тремя колониальными владениями. В 1954, несмотря на протесты сомалийцев, Великобритания приняла решение передать Огаден Эфиопии. Позднее англичане учли пансомалийские настроения и согласились на объединение своего протектората и подопечной территории ООН в рамках единого государства.
1 июля 1960 на политической карте Африки появилось новое независимое государство Сомалийская Республика.
Первым президентом Сомали был избран Аден Абдулла Осман; в 1967 страну возглавил новый президент Абдулрашид Али Шермарк. После его убийства в октябре 1969 в стране был осуществлен военный переворот. Президентом Сомали и главой Верховного революционного совета (ВРС), состоявшего из офицеров армии и полиции, стал генерал-майор Мухаммед Сиад Барре.
В 1970, в дни празднования первой годовщины государственного переворота, который теперь назывался революцией, президент Сомали объявил о приверженности руководства страны идеям социализма и о принятии программы развития, подготовленной с помощью СССР. Хотя некоторые предприятия в дальнейшем подверглись национализации и руководство Сомали стало уделять больше внимания централизованному планированию, главные источники благосостояния – скот и банановые плантации – оставались в руках частных владельцев, а внешнеторговые операции по-прежнему осуществлялись торговцами-частниками.
После создания сомалийской письменности в середине 1970-х годов правительство развернуло кампанию по ликвидации неграмотности. Был разработан ряд важных для экономики проектов, в частности, проект по закреплению песчаных дюн в районе Марки. Правительство оказало действенную поддержку Всемирной организации здравоохранения при ООН в ликвидации оспы на территории Сомали. После жесточайшей засухи 1974 руководство страны быстро и решительно осуществило программу переселения части кочевого населения.
В 1977 в оспариваемой сомалийцами области Огаден начались широкомасштабные боевые действия между Эфиопией и Сомали. При поддержке СССР и Кубы Эфиопия захватила Огаден. После поражения в войне правительство Сомали денонсировало Договор о дружбе и сотрудничестве с СССР. Из-за военных действий из Огадена в Сомали хлынул огромный поток сомалийских беженцев. К началу 1980-х годов в лагерях для беженцев проживали ок. 1 млн. человек, т.е. пятая часть общей численности населения Сомали.
На протяжении 1980-х годов режим Сиада Барре постепенно утрачивал популярность среди населения. В послевоенные годы усилилась внутренняя оппозиция режиму.
В 1988 Сомалийское национальное движение (СНД), состоящее главным образом из представителей племенной группы иса, организовало нападение на правительственные войска и к 1990 вытеснило их с территории Северного Сомали. В ходе ответных репрессий правительственными войсками были убиты ок. 5 тыс. представителей племенной группы иса. Ок. 350 тыс. сомалийцев нашли убежище на территории соседней Эфиопии, а Харгейса была превращена в развалины. В 1989 резко сократился объем иностранной помощи Сомали. В целом в ходе гражданской войны погибли ок. 8 тыс. человек, и многие сомалийцы пополнили ряды беженцев.
Действовавшие на юге страны Объединенный сомалийский конгресс (ОСК), созданный хавийя, и Сомалийское патриотическое движение (СПД), представлявшее интересы племенной группы дарод, вытеснили лояльные Сиаду Барре войска из центральных районов страны и в начале 1991 выбили остатки армии Сиада Барре из Могадишо.
Вскоре после этих событий ОСК назначил Али Махди Мухаммеда временным президентом и предложил всем остальным антиправительственным группам совместно обсудить вопрос о формировании нового правительства. Политическая группировка иса СНД уклонилась от сотрудничества, а ее лидер Абдурахман Ахмед Али был провозглашен президентом отколовшейся республики Сомалиленд, включившей бóльшую часть территории Северного Сомали.
В августе 1991 Али Махди был приведен к присяге в качестве президента Сомали сроком на два года.
Межклановые противоречия, обострившиеся в начале 1991, усилились к ноябрю, когда председатель ОСК генерал Мухаммед Фарах Айдид, который принадлежал к племенной группе хабар гедир, части клана хавийя, предпринял попытку сместить президента Али Махди, который относился к племенной группе абгалс, тоже входившей в клан хавийя. К декабрю в ходе ожесточенных столкновений были убиты ок. 4 тыс. человек, преимущественно из числа гражданского населения, по крайней мере 20 тыс. человек получили ранения, а Могадишо был почти полностью разрушен. Об интенсивности боевых операций свидетельствует тот факт, что транспорт с гуманитарной помощью для лагерей беженцев в сельской местности не мог добраться до пунктов назначения, и многие беженцы погибли от болезней и голода. Соглашение о перемирии, достигнутое при посредничестве ООН в марте 1992, постоянно нарушалось. В мае в Сомали прибыл специальный представитель ООН Мухаммед Сахнун, а в сентябре – контингент миротворческих сил ООН численностью 500 человек. Объем продовольствия, воды, семян и медикаментов, предоставленных в виде помощи, был явно недостаточен, чтобы предотвратить гибель сотен тысяч людей. Мухаммед Сахнун выступил с открытой критикой бюрократов в стенах ООН, после чего был вынужден уйти в отставку.
В конце года руководство ООН согласилось на предложение президента США Джорджа Буша о поэтапном вводе войск на территорию Сомали. Прибывший к январю 1993 контингент американских войск численностью 28 тыс. человек приступил к охране портовых сооружений, аэропортов, автомобильных дорог и пунктов по распределению продовольствия. Несмотря на очередную договоренность о перемирии, вооруженные столкновения не прекращались, и порой военнослужащие войск ООН и США были вынуждены противостоять боевикам из разных кланов. Стремясь восстановить порядок и обеспечить нормальную процедуру распределения продовольственной помощи, иностранные патрули все больше вовлекались в сложные перипетии внутриполитической борьбы в Сомали. Вслед за договоренностью о разоружении вооруженных отрядов и создании переходного правительства, достигнутой представителями 15 сомалийских группировок (за исключением Сомалиленда), США сократили численность своего военного контингента до нескольких тысяч человек и в мае передали ООН командование многонациональными силами, действующими в Сомали.
В июне 1993 в вооруженном столкновении между пакистанскими военнослужащими из состава сил ООН и солдатами Айдида погибли 25 пакистанцев. Представители ООН потребовали ареста Айдида. До конца месяца в аналогичных столкновениях погибли более 30 военнослужащих миротворческого контингента ООН и несколько сотен сомалийцев, включая и гражданских лиц. Айдид все еще оставался на свободе в октябре, когда в результате рейда на Могадишо с целью захвата его ближайших соратников в перестрелке погибли более десяти американских пехотинцев и несколько сотен сомалийцев. Учитывая эскалацию насилия и рост числа жертв, президент Билл Клинтон объявил о своем намерении вывести из Сомали к марту 1994 все американские войска. Помимо американцев, весной были эвакуированы и воинские контингенты большинства европейских государств, и в составе миротворческих сил ООН в Сомали остались лишь подразделения из азиатских и африканских стран численностью ок. 20 тыс. человек. В то же время по инициативе ООН в столице Кении Найроби проходили переговоры между представителями 15 сомалийских племенных групп, в результате чего была принята Декларация национального примирения. Спустя несколько месяцев в Кисмайо было подписано еще одно соглашение об урегулировании ситуации в стране, к которому присоединились несколько новых группировок. Несмотря на все заявления о необходимости воздерживаться от насилия, нападения на сохранявшийся в Сомали контингент миротворческих сил ООН учащались. На протяжении августа в нескольких вооруженных инцидентах в Байдабо были убиты семь индийских военнослужащих и три врача-индийца. Ссылаясь на опасную обстановку в Могадишо, в сентябре государственный департамент США принял решение о полной эвакуации из Сомали своего дипломатического представительства и охранявших его морских пехотинцев. Несмотря на то и дело объявлявшиеся перемирия, сокращения численности боевых частей, а затем возобновления вооруженных действий, Совет безопасности ООН принял решение о продлении срока пребывания миротворческих сил ООН на территории Сомали до конца 1994, чтобы предоставить соперничавшим племенным группам еще один шанс добиться согласия.
В конце 1994 был наполовину сокращен объем гуманитарной помощи ООН. В декабре прекратила работу радиостанция сил ООН в Сомали, и перестала выходить газета «Маанта», орган миротворческих сил ООН.
В Могадишо были проведены две конференции по национальному примирению, одна в северной части столицы, другая – в южной. Их участники воздержались от идеи создания двух параллельных правительств. В то же время разные группировки, предвидя уход из страны миротворческих сил ООН, пытались захватить морской порт и аэропорт в Могадишо.
В отколовшейся республике Сомалиленд вооруженные силы президента Мухаммеда Ибрахима Эгала сумели отбить у вооруженных отрядов оппозиции аэропорт, после чего потерпевшая сторона перегруппировала силы вблизи столицы Харгейсы. Бои в районе Харгейсы нарушили хрупкий мир, который поддерживался в этой части страны после свержения диктатуры Сиада Барре в январе 1991. Между тем правительство Сомалиленда ввело в обращение свою собственную денежную единицу. На протяжении первых трех месяцев шиллинг Сомалиленда находился в денежном обращении наряду с обычным сомалийским шиллингом, а затем прежняя валюта была изъята из обращения. Новые денежные знаки были отпечатаны в Великобритании.
В январе 1995 бывший диктатор Сиад Барре умер в изгнании. Похороны бывшего главы государства состоялись в его родном городе на юго-западе Сомали.
После того как стало очевидным, что миротворческие силы ООН не в состоянии восстановить порядок, было принято решение об их эвакуации из страны в марте 1995. Для ускорения вывода войск ООН и обеспечения их безопасности в Могадишо были направлены немногочисленные американские и итальянские подразделения, которые успешно справились со своей задачей. Накануне окончательного вывода миротворческих сил из Сомали ведущие политические лидеры страны, генерал Мухаммед Фара Айдид и Али Махди Мухаммед, к удивлению многих, сумели договориться по ряду проблем. Оба лидера согласились, в частности, о прекращении боевых действий, ликвидации милицейских контрольных постов, выводе за пределы Могадишо грузовиков с размещенными на них зенитными и пулеметными установками и о формировании объединенного органа для управления столичными морским портом и аэропортом. К сожалению, ожесточенные боевые действия в районе аэропорта в конце февраля не только подорвали наметившееся согласие, но и привели к закрытию этого воздушного терминала. Благодаря усилиям предпринимателей столицы, которые делали все возможное для сохранения совместной администрации, предусмотренной в соглашении, морской порт еще какое-то время функционировал.
В 1995 подразделения генерала Айдида потерпели ряд поражений. В апреле им пришлось уступить важный населенный пункт Беледуэйне в центральной части страны вооруженным отрядам одной из племенной групп клана хавийя. Пытаясь предотвратить новые проблемы, Айдид удалил двух высокопоставленных функционеров из руководимых им Объединенного конгресса Сомали и Сомалийского национального альянса. Эти деятели тут же перешли на сторону Османа Ато, который раньше оказывал Айдиду финансовую помощь, а потом превратился в его злейшего врага. Противоречия между этими политиками привели к тому, что в июне Айдид лишился поста председателя обеих организаций.
Предприняв мощную политическую контратаку, Айдид созвал конференцию по национальному примирению, в ходе которой при поддержке своих сторонников был провозглашен президентом. Соперники генерала приписали всплеск его активности финансовой и военной поддержке Ливии. В августе 1995 Ливия официально признала правительство генерала Айдида.
В сентябре вооруженные отряды Айдида предприняли наступление на Байдабо, получивший в период голода название «город смерти». Захват Айдидом Байдабо прервал попытки восстановления государства. Организация по координации помощи Сомали, объединявшая различные международные группы по оказанию помощи населению Сомали, выразила сожаление, отметив, что подобные действия окажут длительное негативное воздействие на мирный процесс.
В июле произошел страшный пожар на крупнейшем в Сомали рынке Бакараха в Могадишо, который уничтожил товары на многие миллионы долларов. Рынок не входил в зону контроля ни одного из кланов, и причина пожара осталась загадкой. Два главных соперника Айдида, Али Махди и Осман Ато обвинили в случившемся две компании по экспорту бананов (итальянскую «Сомалфрут» и «Сомбану», филиал американской «Доул корпорейшн»), заявив, что они находились в сговоре с генералом. В октябре милицейские части, подчинявшиеся Али Махди, открыли огонь по торговым судам в порту Могадишо, что привело к закрытию порта. Вывод из строя столичного порта вынудил представителей ООН и других международных организаций использовать для доставки грузов небольшую естественную гавань Эль-Маан, расположенную в 30 км к северо-востоку от Могадишо.
На северо-западе бывшего государства президент самопровозглашенной Республики Сомалиленд Мухаммед Ибрахим Эгал назначил комиссию по разработке проекта новой конституции. В ответ на непрекращавшиеся вооруженные столкновения между силами Эгала и мятежниками соседнее Джибути привело в состояние боевой готовности свои пограничные части.
Самым значительным событием политической жизни Сомали в 1996 стала смерть в августе того года генерала Мухаммеда Фара Айдида. За несколько месяцев, предшествовавших его смерти произошла резкая эскалация военных действий на юге страны.
В апреле 1996 Айдид вернулся в Могадишо из Байдабо на юге Сомали, который после захвата в сентябре 1995 стал его основной базой. Сразу после переезда в Могадишо генерал Айдид пообещал своим сторонникам развернуть всестороннюю борьбу с противниками режима. В июле вооруженные части Айдида осадили Медину, район в южной части столицы, где проживали представители клана абгал и который контролировался силами, поддерживавшими Али Махди и Османа Ато.
В конце июля по радиостанции Али Махди прошло сообщение, что генерал Айдид был тяжело ранен. После нескольких опровержений 2 августа 1996 сторонники генерала объявили по радио, что Айдид скончался. На фоне непрекращавшихся воевых действий старейшины племенной группы хабар гебир быстро приняли решение, что преемником ушедшего лидера в качестве «временного президента» будет его сын Хуссейн Айдид.
Сын генерала Хуссейн, натурализовавшийся гражданин США и бывший резервист американской морской пехоты, принял на себя командование по проведению секретных операций, направленных на укрепление Байдабо.
В октябре при посредничестве президента соседней Кении Даниэля Арапа Мои произошла первая встреча между Хуссейном Айдидом и Али Махди. Осман Ато тоже принял участие в переговорах, где была достигнута устная договоренность о прекращении огня. Тем не менее вскоре в Могадишо вспыхнули ожесточенные бои.
В декабре 1996 части эфиопской армии вторглись в юго-восточные районы Сомали и захватили пограничные города, контролируемые группой исламских фундаменталистов аль-Иттихад аль-Ислам. Более раннее вторжение эфиопов на территорию Сомали было спровоцировано попыткой покушения на министра транспорта Эфиопии Абдулмеджида Хуссейна, сомалийца по происхождению, которая была предпринята членами группы Иттихад, борющихся за независимость области Огаден, населенной преимущественно сомалийцами и входящей в состав Эфиопии.
В мае Республика Сомалиленд отметила пятую годовщину своего существования. Ее президент Эгал заявил, что отказывается от ранее принятого решения баллотироваться на очередной срок.
В январе 1997 в эфиопском местечке Содере состоялась встреча руководителей 26 сомалийских группировок, на которой было принято решение о формировании Совета национального спасения (СНС). Кроме того, участники встречи договорились о проведении национальной конференции по примирению в Босассо на северо-востоке Сомали, чтобы создать временное правительство. Президент Республики Сомалиленд Мухаммед Ибрахим Эгал, который на совете племенных кланов в феврале был переизбран на второй пятилетний срок, меньше всего хотел, чтобы его страна снова вошла в состав Сомали и потому ответил отказом на все приглашения участвовать в этой конференции. Такую же позицию занял и Хуссейн Айдид. Он не верил в добрые намерения Эфиопии, а СНС пользовался поддержкой Эфиопии, влиятельного члена Организации африканского единства. В своих посланиях, направленных премьер-министру Эфиопии Мэлесу Зенави и исполнительному комитету СНС, Джордж Муз, в то время помощник государственного секретаря США по делам Африки, выразил поддержку эфиопским инициативам.
Чтобы сорвать конференцию сомалийских лидеров в Босассо, Хуссейн Айдид прибег к дипломатическим маневрам. Его сомнения относительно пользы подобной конференции разделяли члены исламской фундаменталистской группы Иттихад, которая в результате вторжения в декабре 1996 эфиопских воинских частей утратила контроль над районом Гедо в юго-западной части Сомали. Кроме того, Хуссейн Айдид хотел, чтобы Египет выступил в качестве посредника на переговорах с СНС. В конце концов, в ноябре Египту удалось усадить обе стороны за стол переговоров в Каире. После более чем месячных дискуссий в конце декабря было достигнуто соглашение о формировании президентского совета в составе 13 членов, включая президента и премьер-министра. Было оговорено, что все члены совета будут обладать равными полномочиями, при этом на президента будут возложены чисто представительские функции. Было решено также созвать в феврале 1998 в Байдабо общенациональную конференцию по примирению.
В августе 1998 Хуссейн Айдид пошел на союз с заклятым врагом своего отца Али Махди. Оба политических лидера договорились сформировать объединенную администрацию для управления Могадишо. Впервые почти за десять лет в столице Сомали стала функционировать единая администрация во главе с губернатором. Вместе с тем сближение Айдида и Махди вызвало негативную реакцию со стороны других старейшин племенных групп в столице, которые стали образовывать собственные союзы. В конце 1998 ничто не предвещало окончания гражданской войны в Сомали.
Лидеры группировок так и не смогли провести в Байдабо запланированную конференцию по национальному примирению. На протяжении 1998 сроки ее открытия переносились более четырех раз. В том же году произошла эскалация военных действий на юге страны. Вооруженные столкновения не стихали в самом Байдабо и его окрестностях. Не удалось добиться договоренности и по прекращению огня в районе порта Кисмайо на юге Сомали.
К тяжелейшей политической обстановке добавились природные катаклизмы. В южной части Сомали проливные дожди, начавшиеся в октябре, привели к наводнениям, которые вызвали неисчислимые бедствия и гибель более 2 тыс. человек. Байдабо, как и многие другие населенные пункты, был буквально уничтожен.
Старейшины племенных групп, которые встретились на северо-востоке страны в Босассо, воздержались от идеи создания отдельного государства. Вместо этого было принято решение сформировать автономную региональную администрацию, получившую название «Пунтленд». Наиболее влиятельным лидером региона был Абдулла Юсуф Ахмед из клана дарод. Он получил образование в Италии и СССР, в 1960-е был офицером армии Сомали. В 1969 Абдулла Юсуф Ахмед отказался участвовать в военном перевороте Мохамеда Сиада Барре и был заключен в тюрьму до 1975.
В 1978 вместе с группой племенных лидеров выступил против режима Барре. Попытка переворота потерпела неудачу, многие представители клана Абдуллы Юсуф Ахмеда были убиты или бежали из страны, в т.ч и он сам. Из-за границы он, поддерживаемый властями Эфиопии, руководил партизанской войной силами Демократического фронта спасения Сомали. Однако из-за притязаний Эфиопии на сомалийские территории у союзников возникли разногласия, и в 1985 году в Аддис-Абебе Абдулла был заключен в тюрьму. Вышел на свободу в 1991 при смене власти и вновь стал пользоваться поддержкой эфиопских властей.
В 1998 Абдулла Юсуф Ахмед провозгласил Пунтленд автономным государством. Он учредил пост президента и Совет старейшин с функциями парламента. Старейшины Пунтленда выбрали Абдуллу президентом на трехлетний срок. В самопровозглашенном государстве был установлен авторитарный режим: деятельность политических партий была запрещена, а многие оппоненты Абдуллы подверглись репрессиям. Абдулла вошел в проэфиопскую коалицию военачальников, которая в 2000 выступила против создания переходного национального правительства Сомали.
Сомали в 21 веке
В 2001 новым президентом Пунтленда был избран другой местный лидер, Джама Али Джама (Jama Ali Jama), но Абдулла отказался признать новое руководство, мотивируя такое решение необходимостью борьбы против терроризма. В 2002, благодаря поддержке со стороны Эфиопии, он вернулся к власти.
В октябре 2004 парламент Сомали избрал Абдуллу президентом переходной администрацией страны на 5 лет. Инаугурация проходила в столице Кении Найроби, где ранее шел процесс мирного урегулирования сомалийского кризиса. Республика Сомалиленд обвинила новое региональное правительство в нарушении ее территориальной целостности.
В середине 2006 контроль над центральной и южной частью Сомали установило фундаменталистское движение «Совет исламских судов Сомали». Его лидером стал Шейх Шариф Шейх Ахмед (Sheikh Sharif Sheikh Ahmed).
В 2000-х Шариф Ахмед был преподавателем в школе в Могадишо, в котором не прекращалось противостояние вооруженных групп, входивших в т.н. Антитеррористический альянс, и боевиков-исламистов. Кроме того, в городе был чрезвычайно высок уровень преступности. Шариф Ахмед с единомышленниками и при поддержке жителей для борьбы с преступностью и поддержания порядка создал сначала районный, а затем и городской шариатский суд, став его председателем. В июле 2004 возникла организация – Совет исламских судов Сомали (Supreme Islamic Courts Council, SICC), или, также, Союз исламских судов (Union of Islamic Courts, UIC).
Шариф Ахмед, ставший его председателем, придерживался умеренных позиций, но часть лидеров организации составляли радикальные исламисты, некоторые из которых состояли в связях с террористической сетью «Аль-Каеда». Движение Совет исламских судов поддерживалось местным бизнесом, заинтересованным в наведении порядка, и летом 2006 исламисты установили контроль над Могадишо, а также над центральной и южной частью страны.
Переходное правительство страны с президентом Абдуллой Юсуфом Ахмедом во главе вступило в военные действия против исламистов Совета исламских судов. В сентябре 2006 исламистские боевики совершили на Абдуллу Юсуф Ахмеда неудачное покушение.
В декабре 2006 развернулись масштабные военные действия, которые Эфиопия поддержала воздушными ударами и сухопутными силами. К началу 2007 правительственные войска и эфиопские военные вытеснили исламистов из столицы и с большинства других занятых ими позиций.
В начале января 2007 в конфликт вмешались США: с одобрения сомалийского руководства были нанесены удары по предполагаемым позициям боевиков на юге Сомали. Шариф Ахмед сдался властям Кении, и спустя несколько дней выехал из Кении в Йемен.
В сентябре 2007 представители сомалийской оппозиции создали на встрече в Эритрее «Альянс за освобождение Сомали». Возглавил оппозиционный союз Шариф Ахмед. В июне 2008 Шариф Ахмед от имени Альянса подписал соглашение, предусматривавшее отказ от любого вооруженного противостояния в течение трех месяцев.
В ноябре 2008 Шариф Ахмед вернулся в Сомали, в котором продолжалось противостояние правительства и исламистов. К этому времени Эфиопия пообещала вывести войска к концу 2008 года, и Шариф Ахмед выступил за то, чтобы эфиопские войска были заменены международными миротворческими силами.
Серьезной проблемой, которую не удалось решить по сию пору, является пиратство около берегов Сомали. Шариф Ахмед был вынужден допустить для борьбы с пиратами вмешательство зарубежных сил.
10 декабря 2008 Шариф Ахмед вернулся в Могадишо. Его возвращение было одобрено ООН, однако президент Сомали Абдулла Юсуф Ахмед имел свое отношение к этому событию, в частности, он отправил в отставку премьер-министра Нура Хасана Хусейна за его симпатии к Шарифу Ахмеду.
17 декабря парламент страны одобрил официально оформленное незадолго до этого соглашение с оппозицией и начал процедуру импичмента президента.
В конце декабря 2008 президент Абдулла Юсуф Ахмед покинул свой пост. После его ухода в стране начались столкновения между исламистскими группировками.
В январе 2009 года Шариф Ахмед провел переговоры с представителями разных сомалийских кланов с целью прекращения столкновений.
25 января 2009 года было объявлено об окончательном выводе эфиопских войск из Сомали.
31 января 2009 Шариф Ахмед стал новым президентом Сомали после прошедшего за пределами страны, в Джибути, голосования в сомалийском парламенте. Однако его умеренная позиция не устроила радикальных исламистов «Аль-Каеды». В феврале 2009 Шариф Ахмед согласился пойти на перемирие с исламистскими отрядами и даже ввести нормы шариата. Но, несмотря на введение шариата, гражданская война в Сомали не прекратилась. Отряды исламистских повстанцев в октябре 2011 заняли Могадишо, и потребовалось вмешательство войск Африканского союза для их изгнания из города.
Хазанов А.М. Сомалийская республика. (Исторический очерк). М., 1961
Сергеева И.С. Сомалийская Республика. Географическая характеристика. М., 1965
Шерр Е.С. Сомали в борьбе за социалистическую ориентацию. М., 1974
Ответь на вопросы викторины «Путешественники»