АФРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
АФРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – литературные произведения, созданные авторами, живущими в странах африканского континента, в основном лежащих южнее Сахары. В африканской литературе переплелись традиции многочисленных африканских народов, соединившиеся в процессе исторического развития с культурными традициями Европы, Азии, Индии и Америки. Специфика литератур отдельных африканских государств дана в разделе «Литература» в статьях рубрики «Страны мира».
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КУЛЬТУРАМИ ЕВРОПЫ, АЗИИ И АМЕРИКИ
Устные народные традиции.
Литературы африканских стран сформировались на основе традиций устного народного творчества в результате взаимодействия культурных традиций населяющих их народов. Фольклор Африки представляет собой мозаику разнообразных сказок, мифов, песен, басен, загадок, легенд, эпических преданий, тесно связанных с мифологией и традиционными африканскими верованиями (анимализм, фетишизм, культ предков, сил природы и др.). Он существует в тех или иных жанровых формах во всех регионах континента. Разнообразием форм отличается фольклор ЮАР (сказки зулусов, бушменов и готтентотов), Гамбии (народа фульбе), Зимбабве (шона и ндебеле), Бенина (прежде всего народа фон) и др. стран. Оригинальностью отличается фольклор нубийцев и сказки народов Южного Судана, а также у народов афар и исса (Джибути). Древнейшая повествовательная форма устного творчества африканских народов – многочисленные сказки о животных. Наиболее частыми персонажами являются черепаха (у народов игбо (ибо), йоруба, эдо), заяц (у большинства бантуязычных народов и народов Западной Африки), гиена или шакал (у сомали, готтентотов и др.), паук (у ашанти, малинке и др.). Интересно то, что в классическом варианте африканских сказок о животных отсутствует элемент морализации.
Еще в колониальный период была осуществлена запись зулусских и бушменских сказок, в 1891 в Анголе издана книга Народная мудрость в ангольских пословицах местного писателя и фольклориста Ж.Диаша Кордейру да Маты, была сделана также запись фольклора народа эве (Того). В 1990-е в Джибути были изданы несколько сборников легенд и сказок местных народов на французском, афарском и сомалийском языках. Интерес вызывает тот факт, что возвращение некоторых произведений устного творчества, например, сказок народов банту в ЮАР, происходит в процессе обратного перевода с английского языка или языка африкаанс. Это стало возможным благодаря тщательным записям фольклора и изданию книг, сделанных путешественниками и христианскими миссионерами в 17–18 вв.
Основой африканских литератур также стали эпические повествования о деяниях исторических или мифических лиц, подвиги которых объясняются покровительством сверхъестественных сил – эпические сказания Силамака и Пуллори Фульбе и Сундьята Мандинго (Мали), Предание о Мвиндо Ньянга (Центральная Африка). В 1975 английский африканист Гордон Иннес издал три двуязычных текста (на английском и языке мандинка) эпоса древнего государства Мали под названием Сундьята. Поэтические сказания Судана датированы 10 в. н.э.
Национальные литературы многих западноафриканских стран (Бенина, Гамбии, Нигера, Сенегала) сформировались и тесно связаны с искусством гриотов (общее название профессиональных сказителей и музыкантов-певцов в Западной Африке). У разных народов им даны свои имена: например в Гамбии, у мандинго их называют джали, у фульбе – гауло, а у волоф – гевел. В наши дни выступления гриотов Мансура Сек (Сенегал), Келефа Сане (Гамбия), Дана Гурму (Нигер) записываются на компакт-диски, с их участием снимаются видеоклипы.
Письменные литературные памятники.
Во многих государствах Африки письменность на языках местных народов стала формироваться только после получения независимости. В Того до нач. 1980-х письменность была только у народа эве. В Гамбии письменность народа фульбе, основанная на базе арабского и латинского алфавитов, была создана намного раньше, чем у других местных народов. Однако в ряде стран история письменности исчисляется столетиями. Эфиопская литература на древнеэфиопском языке геэз зародилась в 4–7 вв. в период расцвета царства Аксум. Высокого развития достигла литература в малийских городах Гао, Дженне и Томбукту государства Сонгай. Известный путешественник Лев Африканский (настоящее имя – аль-Хасан ибн Мухаммад аль-Ваззан аз-Заййати аль-Фаси) в своем труде Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть (1526) писал о г.Томбукту: «В этом городе самой прибыльной является торговля книгами». В Судане сохранились т.н. Сеннарские хроники (повествования о султанате Сеннар 16–19 вв., автором одного из наиболее известных вариантов хроник был Ахмед Катиб аш-Шун), а также биографический словарь мусульманских святых, поэтов и улемов под названием Табакат (Ступени), написанный Мухаммедом вад Дайфаллахом аль-Джаали.
На появление и развитие письменности и литературы во многих африканских государствах большое влияние оказало распространение ислама. И это относится не только к странам Северной Африки (Алжир, Египет, Марокко, Тунис и др.), в которых литература развивалась, как часть общей арабской культуры. До кон. 19 в. литература Танзании на языке суахили записывалась арабской графикой. Во второй пол. 19 в. литература Судана (в основном, поэзия) развивалась как часть арабской литературы. Большое влияние на ее становление оказала литература Египта. Литература Чада в колониальный период также развивалась на арабском языке. Письменность многих стран Западной Африки появилась и сформировалась именно благодаря распространению исламской письменной культуры. Литература Мали, например, основана, помимо богатых традиций устного народного творчества, на исторических хрониках 16–17 вв. (наиболее известные авторы – Махмуд Кати и ас-Сиди) и литературе религиозного характера, написанной на арабском языке. Первые письменные памятники Мадагаскара – исторические хроники «сурабэ» (12 в.) – записаны на малагасийском языке также с помощью арабской графики.
Появление письменности во многих странах Африки произошло в колониальный период. Распространение европейских языков в качестве средства широкого межэтнического общения, появление интеллигенции способствовали формированию современных национальных литератур. Письменность на африканских языках в ЮАР (на базе латинского алфавита) была введена во второй половине 19 в. В колониальный период в процессе проникновения в Африку европейцев и христианства получили широкое распространение религиозные тексты. Зарождение литературы на африканских языках в Намибии связано с именем миссионера М.Раутанена, который изобрел письменность на языке ндонга и перевел на него текст Библии. Зарождение национальной литературы на местных языках, письменность которых была разработана на основе латинского алфавита, в Зимбабве началось в кон. 1950-х., Мали (за исключением языка фульбе) – в кон. 1960-х, алфавит местных языков Чада (на основе арабских и латинских графических знаков) был создан в 1976. Произведения же на креольском наречии на о.Реюньон («заморский департамент» Франции в Индийском океане) стали издаваться только в 1990-е.
Литературные жанры.
Роман.
Литературы стран Африки отличаются разнообразием жанров, которые постоянно развиваются и видоизменяются. Первые произведения романистики появились в англоязычных африканских странах, прежде всего в Южной Африке (кон. 19 в.). Роман Африканская ферма писательницы Олив Шрейнер, опубликованный в 1883, был одним из первых крупных литературных произведений. Наиболее значительными произведениями в литературе Зимбабве нач. 20 в. стали романы Печальная земля (1911) и Страна прибрежных деревьев (1913) А.Ш.Крипса, выступавшего в защиту прав коренного населения страны. Романы Дорис Лессинг (Зимбабве) Трава поет (1950), Марта Квест (1952) и др. принесли автору мировую известность. Авторы первых романов в литературах Юга Африки были представителями европейской расы.
Одним из первых крупных национальных произведений в прозе Нигерии считается роман Люди города (1954) Сиприана Эквенси. В остальных странах Африки первые романы начали появляться на английском языке после получения независимости (Гана, Замбия, Кения, Танзания и др.). В кон. 1960-х в Танзании изданы романы Смерть под солнцем (1968) П.Паланчьо, Деревня на пути к свободе (1969) Г.Рухумбики. В Замбии в 1970 были изданы романы замбийских авторов Андреа Масийе (Перед рассветом), Гидеона Пири (Дрожь в кончиках пальцев), а также первый исторический роман Меж двух миров Грива Сибале. Автор первого суданского романа (Сезон паломничества на север, 1969) – ат-Тайиб Салих.
В странах Западной Африки первые романы на французском языке появились в 1930-е. В Сенегале в 1935 был опубликован роман под названием Карим известного писателя Усмана Д.Сосе, исторический роман Догисими бенинского писателя П.Хазуме вышел в свет в 1938. Широкую известность писателю Амаду Курума (Кот-д'Ивуар) принесли романы Солнце независимости (1970) и Аллах не обязан (2000, последний роман автора, умершего в 2003 во Франции). Роман Курумы Солнце независимости включен в учебные программы многих африканских, американских и европейских университетов. После провозглашения независимости появились романы в Мали (Ожерелье из ракушек (1957) Ибраима Мамаду Уана, Бесполезные (1960) С.Дембеле), Чаде (Ребенок из Чада (1967) Ж.Сеида).
В португалоговорящих странах появление романа связано с первой половиной 20 в. Первым писателем-романистом Мозамбика стал португальский социолог и журналист Р.Жуниор (романы Сеура, Белый и Мотасе, Омар Али), Кабо Верде – Б.Лопеш (роман Шикиньо, 1947). В наши дни в жанре романа начинают работать писатели Анголы, Сан-Томе и Принсипи. В 2001 вышел роман Воспоминания о настоящем Карлуша ду Эшпириту Санту, писателя из Сан-Томе и Принсипи.
Повесть.
Произведения в этом жанре стали первыми литературными произведениями в Нигерии, Сенегале (Сила – Доброта (1926) Бакари Диалло) и др. странах. Повесть нигерийского писателя Амоса Тутуолы Любитель пальмового вина и его умерший виночерпий в городе мертвых (в литературе также встречается сокращенное название повести – Пьяница) была опубликована в Лондоне в 1952. Первая повесть в литературе Судана, Смерть мира, написана в 1946 Мухаммедом Ахмедом Махджубом и Абд аль-Халимом Мухаммедом.
Рассказ.
Был одним из основных жанров в период становления многих африканских литератур. В 1952 вышел сборник рассказов Годидо мозамбикского писателя африканского происхождения Ж.Диаша. Первый сборник рассказов под названием Вторая комната известного в Тропической Африке новеллиста Питера Ленри (Гамбия) опубликован в 1962. Малые повествовательные формы, прежде всего, рассказ, продолжают развиваться и в наши дни. Среди известных нигерийских авторов рассказов следует назвать писательницу Акачи Адимору-Эзеигбо (сборник Ритмы жизни: истории о современной Нигерии, 1992). Два сборника рассказов современного молодого автора Абдурахмана Вабери из Джибути входят в обязательную школьную программу страны.
Поэзия.
Становление национальной литературы Сенегала тесно связано с творчеством поэта Леопольда Седара Сенгора (1906–2001), первого президента страны. Был одним из создателей в 1930-е движения негритюд, провозглашавшего самобытность и единство негро-африканской культуры, необходимость обращения к истокам африканских культурных ценностей. Сенгор начал печататься в 1934 в Париже. Первый сборник его стихов, Песни в сумраке, издан в 1945. Участие в движении французского Сопротивления нашло отражение в лирико-публицистическом цикле Сенгора Черные жертвы (1948). Другие его произведения – сборник Эфиопские мотивы, поэма Элегия ветрам, цикл стихов Осенние письма. Произведения Сенгора изданы во многих странах мира. В 2006 будет отмечаться 100-летие со дня рождения поэта. В мае 2005 французская литературная ассоциация «Новые Плеяды» учредила международную премию имени Сенгора. Почетной наградой ежегодно будет отмечаться поэт, чьи произведения со всей полнотой демонстрируют «богатство и огромные возможности французского языка».
Поэт Агостиньо Нето стал первым президентом Анголы, а поэт Патрис Лумумба (ДРК, бывший Заир) – премьер-министром страны.
В Танзании развита поэзия на языке суахили, испытавшей влияние арабо-мусульманских поэтических традиций. Поэзия Амри Абеди, М.Э.Мньямпалу и др. выдержаны в стиле двух основных жанров – поэмы-тенди и стихов-машаири, – создание которых происходит по строгим тематическим и стилистическим канонам. С 1980-х некоторые авторы (Эфрас Кезилахаби и др.) пытаются найти новые формы суахилийской поэзии. В поэзии Зимбабве (развивается на английском и языках народов шона и ндебеле) популярен жанр «хвалебных песен», а в поэзии Эритреи – жанр под названием «кыне» (напоминает церковное песнопение).
Поэтический жанр хорошо развит также на Мадагаскаре (Э.Андриандзафитриму, Ле Миозотис, Ж.Наривуни, Ж. Ж.Рабеаривелу, Ж.Ж.Рабеманандзара, Раду, Ф.Ранайву, С.Ратани), Судане (Мустафа Санада, Мухаммед Абд аль-Хайя, Мухаммед Ахмед Махджуб, Тадж ас-Сир аль-Хасан, Тауфик Ахмед), Мали, Кот-д'Ивуаре, Анголе, Мозамбике. Гамбийского поэта и новеллиста Питера Ленри литературные критики считают одним из самых значительных поэтов Тропической Африки. В Джибути в наши дни пользуется популярностью творчество поэта А.Ваиса.
Драматургия.
Становление литератур некоторых стран, например Кот-д'Ивуара и Габона, связано с национальной драматургией. В Западной Африке хорошо известно имя драматурга из Кот-д'Ивуара Бернара Дадье. Литература Габона начала развиваться в серед. 1940-х с появлением первых пьес местных авторов Айюне Ж.-Р., Аншуе Г. и Кове Десмину. Национальный театр (работает в г.Либревиль с 1966) ставит в основном пьесы африканских драматургов, в том числе из Камеруна и Сенегала. Одной из известных современных писательниц-драматургов Ганы является Аму Ата Айдо, автор пьесы Дилемма призрака. Хорошо развита драматургия в ЮАР. Один из известных драматургов – поэт и журналист Эйс Крихе (Криге), написавший драму Белая стена (1938), посвященную англо-бурской войне 1899–1902, пьесу Все дороги ведут в Рим (1949) и др. С театром Нигерии тесно связано имя известного литератора Воле Шойинки. Он руководил школой драмы в Ибаданском университете, создал театральные группы «Маски-1960» и «Оризун-репетери», на сцене которых поставил некоторые из своих пьес (Лев и жемчужина, Жители болот, Пляска леса, Игра гигантов). Некоторые пьесы Шойинки вошли в репертуар английских театров. Получили известность пьесы конголезского писателя Сони Лабу Танси (Полторы жизни (1971), А в промежутках – кровь (1981)). С 1990-х в Нигерии пользуются популярностью пьесы современного драматурга Толу Аджайи. В африканских странах хорошо известно имя малийского писателя и драматурга Мусы Конате. Среди молодого поколения драматургов Мадагаскара выделяется Мишель Ракутусон.
Детективы.
Жанр приключенческой литературы и детектива хорошо развит в ЮАР. В 1970-е большую популярность завоевали книги писателя У.Смита (романы Золотые прииски (1970), Охотники за алмазами (1971) и др.), которые издавались огромными тиражами не только в Южной Африке, но и во многих странах Запада. Нигерийский писатель Амос Тутуола (1920–1997) считался одним из лучших авторов книг в стиле «фэнтези» в мировой литературе. В Танзании в 1980-е пользовались большой популярностью детективные повести Катавамбула, Омоло и Симбамвана. В нач. 2000-х популярный детективный сериал Александра Макколла (зимбабвиец по происхождению, живет в Великобритании) о женщине-сыщике госпоже Рамотсве из Ботсваны разошелся миллионными экземплярами и переведен на 30 языков. Александр Макколл – автор 50-ти книг, в т.ч. учебника права и грамматики португальского языка.
Детская литература.
Первая детская книга южноафриканского автора, написанная на английском языке и изданная в Южной Африке, увидела свет в 1952. Начало развития литературы для детей на языке африкаанс связан с выходом в 1955 книги История фермы на реке Албы Бувера. В ЮАР популярны книги детских писателей Дианы Стевард, Эсты Стейн, Филлиса Сейвори, Джанет Смит и др. В октябре 1996 в Москве во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы при участии посольства Южной Африки в РФ состоялась выставка современной южноафриканской детской книги. В Танзании пользуются популярностью книги для детей писательницы и книжного издателя Элиеши Леммы, пишущей на английском и языке суахили, – Путешествие Проспера (1995), Дорога (1998) и Высохшая земля (2001). Пишет для детей также известный автор детективов Александр Макколл.
В жанре публицистики и эссе успешно работали Патрис Лумумба (ДРК), Воле Шойинка (Нигерия), Роберт Шаабан (Танзания), Р.Жуниор (Мозамбик) и др.
АФРИКАНСКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Современные литературы африканских государств по хронологии их формирования разделяют на несколько групп. К первой относятся литературы, которые зародились до начала Первой мировой войны (Ангола, Гана, Зимбабве, Кабо Верде, Мадагаскар, ЮАР), ко второй – появившиеся в период между двумя мировыми войнами (Бенин, ДРК, Кения, Кот-д'Ивуар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Сенегал), в следующей группе стран литературы стали развиваться в период антиколониальной борьбы в 1940–1950-е (Габон, Камерун, Конго, Нигер, Нигерия), во всех остальных странах – после провозглашения независимости (Гамбия, Замбия, Кения, Чад и др.). На мировоззрение и выбор тематики прозаиков и поэтов повлияла вооруженная борьба за независимость. В этот период во многих странах континента (Анголе, Замбии, Мозамбике, ЮАР и др.) появилась и получила широкое распространение т.н. «литература протеста», в которой прославлялась родина и звучали призывы к борьбе за ее свободу. Ярким представителем африканских литераторов, участвовавшим в антиколониальном движении, является поэт Заира (ныне Демократическая Республика Конго), бывший премьер-министр Патрис Эмери Лумумба (1925–1961). После его убийства провозглашен национальным героем страны. Освобождение африканских государств от колониальной зависимости в 1960-е способствовало активному развитию их культур, в т.ч. литературы. Писатели и поэты описывали происходящие в их странах преобразования, нередко оправдывая и приукрашивая традиционный уклад жизни африканской общины. В книгах сочетались элементы исторического и просветительского направлений.
Затем на смену эйфории от ощущения свободы, которой были наполнены многие литературные произведения в получивших независимость странах Африки, постепенно пришли ноты разочарования происходящим, прежде всего появлением авторитарных и диктаторских режимов. Тема безысходных страданий народа, обусловленных жестокостью человеческой натуры, звучит в романах Прекрасные еще не родились (1968) и Осколки (1970) ганского писателя Айи Квей Армы, книгах Долг насилия (1968) малийца Ямбо Уологема и нигерийских писателей Чинуа Ачебе Человек из народа (1966) и Воле Шойинки Сезон беззакония (1974). Драматизм времени, тем не менее, повлиял на развитие литературных жанров (прозы, поэзии, драматургии и эссеистики) в странах, не отличавшихся в колониальный период литературной активностью. Значение некоторых книг, исследующих условия человеческого существования, выходит часто за рамки национальной литературы. В числе их авторов необходимо назвать писателей и поэтов Франсиса Бебея (Камерун), Бернара Дадье и Шарля Нокана (Кот-д'Ивуар), Сайла Чени-Кокера (Сьерра-Леоне), Феликса Чикайю У Тамси и Ж.Б.Тати-Лутара (Конго), Окота п'Битека и Табана Ло Лионга (Уганда).
Литературы англоязычных государств Африки.
Африканская литература на английском языке является более обширной по сравнению с литературой на других европейских языках, но ее появление связано с более поздним периодом, хотя появление прозы Танзании на языке суахили, записанной арабским шрифтом, датируется нач. 18 в. Начало современным литературам положили произведения европейских колонистов. Во второй половине 17 в. зародилась литература буров – голландских поселенцев Южной Африки. На рубеже 19–20 вв. появляется т.н. «литература протеста», авторы которой выступали против политики колониализма и расизма.
Современная литература ЮАР развивается на языке африкаанс, английском и языках народов зулу, коса, сото, тсвана и др. Литературы на африканских языках развиваются со второй половины 19 в. В 1930 Роберт Зломо написал на языке исизулу книгу о легендарном вожде зулусов Чаке.
Мировую известность получило творчество Надин Гордимер, Джона Майкла Кутзее. За пределами страны известны также имена южноафриканских писателей Анджи Крог, У.Смита, А.Пейтона и Бесси Хэд. В 1995 вышла в свет автобиографическая повесть бывшего президента ЮАР Нельсона Манделы под названием Долгий путь к свободе (переиздана в 2003). Из молодых писателей выделяются Иван Владиславич, Рейда Джекобс. Поэты ЮАР – Брейтен Брейтенбах, Деннис Брутус, Б.У.Вилакази, Масизи Кунене, Адель Наоде, Д.Дж.Опперман, Ричард Рив, М.У.Сероте, Мэри Моррисон Уэбстер и др.
Литература Зимбабве на английском языке начала развиваться в кон. 19 в. как литература европейских колонистов (А.Ш.Крипс, Д.Лессинг). Первое произведение на местном языке – роман Фезо, написанный Соломоном Мангвиро Мутсвайро в 1957. Литература и поэзия развиваются также на языке шона и ндебеле. Известные писатели – У.Катийо, Ч.Мунгоши, Д.Ндола, Стэнлейк Самкандже, П.Чидьяузику и др. Поэты – В.Чиваура, Н.Кашья, Г.Мандишона, Г.Поут, Э.Мусарира, Сол Ндлову, А.Никита, М.Зимунья, Ч.Хове. В кон. 19 в. появились также первые произведения писателей Ганы (Дж.Менса Сарба, Дж.Э.Кейсли-Хейфорд и др.). Современная литература Ганы развивается в основном на английском языке (Дж.Абруква, П.Аппиа, Б.Асаре, Б.Блей, Я.Боатенга, П.Обенга, Э.Сазерленд и др.). Поэты Ганы – Г.Адали-Мортти, Б.Амоако, Р.Арматту, К.Брю, Дей-Ананга М., У.Кана, И.Хо и др. В Намибии первые литературные произведения (дневники, переписка, а также тексты религиозного содержания Хендрика Витбоя (верховный вождь народа нама, один из руководителей антиколониальной борьбы) были опубликованы на языке африкаанс в 1929 в Южной Африке. Современные намибийские писатели и поэты – Н.Ваколеле, С.Гоагосеб, Дж. Йа-Отто, С.Мвала, А.Тойво Йа-Тойво, Тонгени, К.Шондела и др.
Современная литература Нигерии развивается с 1940-х, когда были изданы литературные записи фольклора и поэтические сборники. Развивается на английском языке и языках народов йоруба, хауса, игбо (ибо) и др. Всемирно известны имена нигерийских писателей Воле Шойинки, Чинуа Ачебе, Амоса Тутуолы и Бена Окри. В июне 2007 Чинуа Ачебе стал лауреатом литературной премии «Международный Букер».
Другие писатели Нигерии – Клемент Агунва, Толу Аджайи, Т.М.Алуко, Нкема Нванкво, Флора Нвапа, Онуора Нзекву, Ифеома Окойе, Сонала Олуменсе, Кен Саро-Вива. Основоположники национальной поэзии – Кристофер Окигбо, В.Шойинка (поэтические сборники Огун Абибиман (1976), Земля Манделы и другие стихотворения (1988)) и Дж.П.Кларк.
Основоположником современной литературы Танзании на языке суахили является Роберт Шаабан, Кении (литература развивается также на языках народов кикуйю, масаи, суахили и др.) – Джомо Кениата (ученый, лидер антиколониальной борьбы). Первые книги на языках народов бемба и луба в Замбии были изданы в 1962. На местных языках писали литераторы Малави (С.Нтара, Э.Чафулумира).
Литературы франкоязычных государств Африки.
В Мали зарождение литературной традиции датируется 16–17 вв. (исторические хроники и литература религиозного характера на арабском языке). Наиболее известные авторы исторических хроник – Махмуд Кати и ас-Сиди. Современная литература Мали, помимо французского, развивается и на местных языках. Первые опубликованные литературные произведения – записи народных эпосов (1930-е). Писатели – А.А.Ба, С.Бадиан, М.Голого, С.Дембеле, М.М.Диабате, М.С.Кейта, Мусса Конате, П.Кулибали, Я.Сангаре, С.Сиссе, Ф.Д.Сиссоко, И.Б.Траоре, Я.Уологема, Коси Эфуи. Поэты – М.Голого, Ш.Диарасуби, А.Кунта, Б.Сиссе, С.Сиссоко. Первые литературные произведения на Мадагаскаре (многотомная историческая хроника История королей (Ф.Калле), романы Андрозикели (А.Равуадзанахари), Дитя Южного Океана и Зефина и Арманд (Ц.Радзаунах)) были опубликованы в 1872–1897. Национальная литература Мадагаскара развивается на малагасийском и французском языках. Писатели – А.Андрайна, Э.Д.Андриамалала, Р.Радземиса-Раулисун, Э.Рандриамамундзи и др. Хорошо развита поэзия. С нач. 2000-х среди молодого поколения прозаиков выделяется Мишель Ракутусон (его роман Дадабе отмечен национальной премией), среди поэтов – Жан Паулхан и Эли Радзаунарисон.
Одной из самых развитых среди франкоязычных литератур является литература Сенегала. Развивается с 1920-х на французском языке и местных языках народов волоф, диола, малинке, серер, сонинке и фульбе. Основоположник сенегальской прозы – Усман Д.Сосе. Другие писатели Сенегала – Нафиссату Диалло, Бираго Диоп, Шейх Хамиду Кана, Абдулай Саджи, Усман Сембен, Аминат Соу Фалл и др. Поэты – Амаду Мустафа Вад, Ламин Диакхате, Амаду Траоре Диоп, Давид Диоп, Малик Фалл.
Преимущественно на французском языке и в тесной связи с литературой Франции развиваются литературы Бенина, Камеруна, Кот-д'Ивуара, Маврикия, Нигера, Реюньона и Того. Основоположник прозы Бенина – П.Хазуме, поэзии Маврикия – М. де Шазал. Романы Бедный Христос из Бимба, Жестокий город, Исцеленный король современного писателя из Камеруна Монго Бети (настоящее имя – Александр Бийиди) известны далеко за пределами страны. Наиболее крупным из литераторов Кот-д'Ивуара считается поэт, прозаик и драматург Бернар Дадье. Писатели – Мамаду Диалло, М.Асамуа, Э.Декрэн, С.Дембеле, Б.З.Зауру и др. Наиболее известные поэты – Ф.Амуа, Г.Анала, Д.Бамба, Ж-М.Боньини, Ж.Додо. Писатели Нигера – Амаду Усман, Бурейма Ада, Диадо Амаду, Иде Умару, поэты – Маман Гарба, Бубе Зуме, Абдулай Мамани. Бенинские прозаики – О.Бели-Кенума, Ришар Догбе, Ж.Плий, поэты – С.Акандо, Адаму Амзат, Ришар Догбе, Ю.Прюдансьо, А.Хуанну. Писатели Того – В.Аладжи, Д.Анану, Ф.Кушоро, Ф.Сидола, П.Сантос и др., поэты – И.-Э.Догбе, А.Тимам и др. Поэты и писатели Реюньона (Бэртен, Леон Диркс, Лакоссад, Леконт де Лисль, Эварист Парни Изабель Хоаро) широко известны не только на острове, но и во Франции.
Литература ДРК развивается на французском и местных языках. Первое литературное произведение – Песня памяти мучеников Уганды – написано аббатом Стефано Каозе на французском языке, издано в 1921 в Бельгии. Писатели и поэты ДРК – Андре Ромен Боквано, Дьедоне Мутомбо, Нгалу Мбила, Сонгу Сансу и др. Особое место в национальной литературе Демократической Республики Конго занимает творчество поэта Патриса Лумумбы.
Литературы лузофонных (португалоязычных) государств Африки. К лузофонным или португалоязычным литературам принадлежат литературы Анголы, Гвинеи, Кабо Верде, Мозамбика, Сан-Томе и Принсипи. В лузофонных литературах более отчетливо, чем в англо- или франкоязычных, ощущается влияние привнесенных колонизаторами культуры и языка. Одной из самых развитых среди литератур португалоязычных стран считается литература Кабо Верде. Развивается на португальском и креольском (криулу) языках с нач. 20 в. Основатели португалоязычной литературы – Ж.Барбоза, М.Лопеш и Б.Лопеш. Родоначальником креольской литературы Кабо-Верде считается Э.Тавареш. Современные литераторы – Д.Алмада, Ж.Вареле, М.Вейга, А.Виейра, А.Гонсалвеш, В.Дуарте, О.Осориу и М.Фонсека.
Литература Анголы начала развиваться (преимущественно на португальском языке) со второй пол. 19 в. Крупнейшие писатели Анголы: Алда Лара, Антонио Жасинту, Антонио Кардозу, Жозе Луандино да Виейра, Октавиано Коррейя и др. Одним из самых молодых (род. в 1976) и популярных современных писателей является Ндалу де Алмейда (псевдоним – Онджаки). В 2002 вышла его новая книга – Инари, девушка с пятью косичками. Первые поэты – президент страны Агостиньо Нето, Ж. да Силва Маи Феррейра, Ж.Диаш Кордейру да Матта. К молодому поколению поэтов принадлежат Грасиану Франсишку Доминогоса, Луис Канджимбу.
Национальная литература Сан-Томе и Принсипи начала создаваться во второй половине 19 в. на португальском языке на основе фольклора. Позже появились произведения на языке форро. Основатель национальной поэзии – К. да Кошта Аллегри. Современные писатели и поэты: Алда ду Эшпириту Санту, Франшишку Кошта Алегре, Албертину Браганса. К молодому поколению писателей принадлежат Олинда Бежа и Рафаель Бранку.
Развитие литературы Мозамбика началось с развития журналистики и издания в нач. 20 в. первых сборников поэзии. Основоположниками мозамбикской литературы принято считать журналиста Э.Диаша и братьев Албазини, основавших в 1918 еженедельник «Браду африкану» («Африканский клич»). Литература развивается в основном на португальском языке, некоторые прозаики и поэты в последние десятилетия пишут свои произведения также на местных языках группы банту. Наиболее известные писатели К.Гонсалвиш, Ж.Диаш, Р.Жуниор, Миа Коуту, А.Магайя, О.Мендиш, Л.Б.Онвана, А. ди Фрейташ, поэты – С.Виейра, А.Гебуза, Ж.Кравейринья, М. душ Сантуш, Н. ди Соза, Р.Ногар.
В некоторых странах (Судане, Мали и др.) литература также развивается на арабском языке. Известные суданские писатели – Абдалла Хамид аль-Амин, Абу Бакр Халид, ат-Тайиб Заррук, Ибрагим Харделло, Иса Хильва, Муавий Мухаммед Нур, Мухаммед Ашри, Набиль Гали и др.
Литераторы Африки – лауреаты международных премий.
Некоторые африканские прозаики и поэты добились международного признания, а их творчество было отмечено престижными премиями в области литературы. Трижды авторам африканского континента присуждалась Нобелевская премия в области литературы. Нигерийский писатель, поэт, прозаик, драматург и мастер политической полемики Воле Шойинка является одним из самых выдающихся представителей современной африканской литературы. В 1986 он стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы – первым лауреатом-африканцем. Его книга Интерпретаторы, вышедшая в 1990, вызвала интерес не только у нигерийских, но и зарубежных читателей. Надин Гордимер стала первой южноафриканской писательницей, получившей Нобелевскую премию в области литературы (1991). В 2003 вышел новый сборник рассказов этой 80-летней писательницы под названием Добыча. В 2003 лауреатом Нобелевской премии в области литературы стал снова писатель из ЮАР – Джон Кутзее (автор романов В ожидании варваров (1979), Недруг (1986)). Он также дважды был удостоен британской литературной премии Букера: в 1984 за книгу Жизнь и времена Майкла К и в 1999 за роман Позор. В 2003 писатель приезжал в Россию и участвовал в литературной конференции в Ясной Поляне. Более 40 лет плодотворно работает писатель-романист Чинуа Ачебе (Нигерия). Его первый роман И пришло разрушение… (1958) стал классикой и принес ему мировую известность. Работы Ачебе несколько раз выдвигались на Нобелевскую премию. Всемирное признание получил также другой нигерийский писатель – Бен Окри, удостоенный британской литературной премии Букера в 1991 за книгу Голодная дорога. Международными наградами отмечены также литераторы Маврикия: Ж.Фаншетт награжден премией Академии французского языка (Франция), Э.Ж.Моник стал лауреатом первой литературной премии Академии за выдающийся вклад в африканскую литературу.
Африканские женщины-писательницы.
Одним из первых крупных литературных произведений Южной Африки стал роман Африканская ферма (1883) писательницы Олив Шрейнер, он принес ей мировую известность. Одной из самых известных женщин-писательниц Африки является Надин Гордимер (р. 1923). Она – автор более десяти романов, в т.ч. Почетный гость (1970), Дочь Бургера (1977), История моего сына (1990), Бреду одиноко (1994), в последнем из перечисленных романов воссоздана атмосфера в ЮАР после отмены апартеида.
В 1980–1990-е в африканской литературе появилось большое количество женщин-писательниц. Одной из самых известных и плодотворных является Бучи Эмечета (Нигерия) – автор романов Радости материнства (1979), Гражданин второго сорта (1975), Девушка-рабыня (1970), В канаве (1972). В ее романах с большим реализмом показаны судьбы африканских женщин, часто складывающиеся трагически. Одной из особенностей творчества многих современных писательниц Африки является наличие автобиографического элемента в их произведениях. Вызвали интерес у читателя книги нигерийских авторов Флоры Нвапы Эфру (1966), Хватит и одного (1981) и роман Наша сестра Брюэга (1977) писательницы из Ганы Аму Ата Айдо. В Сенегале у читателей пользуются популярностью произведения писательниц Мариам Ба (Такое длинное письмо (1980), Алая песнь (1982) и др.), а также Аминаты Соу Фалл («Привидение» (1976), «Стачка нищих-батту» (1981)). В этих книгах затрагиваются многие проблемы сенегальского общества и положение в нем женщины. В романе Вопрос силы (1977) южноафриканской писательницы Бесси Хед реалистично показано состояние человека, вступившего в противостояние с обществом, в котором утрачены многие нравственные ценности.
В произведениях одной из первых писательниц Зимбабве Джейн Чифамбы (писала на языке чишона) звучал активный призыв к девушкам и женщинам обучаться грамоте и получать образование. Женщины-писательницы Зимбабве в 1990 объединились в организацию, ставившую целью своей деятельности не только развитие литературы, но и ликвидацию неграмотности среди женщин страны. В 1900-е в прозе зимбабвийских писательниц Лилиан Маситера, Спиве Махачи-Харпер и др. затрагивались проблемы, волнующие женщин во всем мире (семья, материнство, СПИД), поэтому они нашли своего читателя и за пределами страны. В творчестве африканских писательниц продолжается также развитие темы самоидентификации женщины в современном обществе.
Переводы произведений африканских авторов на иностранные языки. Читатели Европы и Америки знакомы с зулусскими и бушменскими сказками народов Южной Африки, шедеврами древней литературы африканских народов (например, Слава царей (Эфиопия, 14 в.)), поэзией и романами Сенгора (Сенегал), Гордимер и Кутзее (ЮАР), Шойинки (Нигерия) и многих других авторов. Романы нигерийского писателя Чинуа Ачебе переведены на более чем 30 языков. Во Франции были опубликованы некоторые романы и повести авторов из Бенина, Нигера и Камеруна. В 2001 в США были опубликованы поэмы замбийского поэта Муэти Моомбы (Под серебряной луной, Гертруда Чуука – моя любовь и др.). В Португалии, Бразилии, Франции, Бельгии, России и Анголе были изданы произведения многих современных литераторов Кабо Верде. В 2002 в Португалии издан поэтический сборник Кровавый акт молодого ангольского писателя Ндалу де Алмейда (псевдоним – Онджаки).
Произведения многих африканских писателей переведены на русский язык и издавались в СССР/России. В их числе некоторые произведения известных поэтов Сенегала Сенгора и Сембена, поэта из Зимбабве Ч.Хове, литераторов Камеруна (писателей Ф.Бебей, Б.Матип, Ф.-Л.Ойоно, поэтов Ф.Сенга-Кюо, С.М.Эно-Белинги, Эпанья Э.Йондо). Произведения ряда авторов Мадагаскара в переводе на русский язык отечественного филолога Л.А.Карташовой были изданы в 1970–1990-е. С творчеством известного нигерийского писателя Амоса Тутуолы российский читатель познакомился в 1968, когда были переведены и изданы его романы Приключения Симби (1955) и Пернатая ведьма (1962). В 1984 переведена также его книга Заколдованные леса, в 2000 она была переиздана питерским издательством «Амфора» в серии «Новый век». Русский читатель знаком с прозой Судана – роман Сезон паломничества на север (1969) ат-Тайиба Салиха переведен на русский язык в 1975. В то же время литературы таких стран как Габон и Джибути мало известны зарубежному читателю.
Профессиональные объединения писателей.
В колониальный период и после получения независимости во многих странах были созданы литературные группы, клубы и ассоциации. В Зимбабве в 1954 с целью издания книг на языках коренных народов создано «Африканское литературное общество Южной Родезии», в Замбии в кон. 1970-х – «Группа новых писателей» и «Творческое общество Мфала», издававшие журналы на местных языках с переводом на английский, в 1956 основаны также Ассоциация суданских писателей и Лига суданских литераторов. Позже были созданы творческие союзы литераторов – Союз писателей Эфиопии (1977), Замбийская национальная ассоциация писателей (1978), Союз писателей Судана (1979), Ассоциация мозамбикских писателей (1981), Союз писателей Зимбабве (1984), Союз писателей Кабо Верде (1989) и др. В 1970–1980 активно действовала Ассоциация писателей стран Азии и Африки. Одним из главных направлений этих организаций являлась популяризация африканских литератур посредством издания книг, проведения различных фестивалей, конкурсов и книжных выставок. В некоторых странах была издана антология африканских литератур – в 1976 конголезский поэт, новеллист и литературовед Ж.Б.Тати-Лутара составил и издал Антологию конголезской литературы на французском языке, в 1999 организация писательниц Зимбабве издала антологию африканского рассказа, написанных женщинами.
Литературные фестивали, конкурсы и премии.
В кон. 1960-х Ассоциация писателей стран Азии и Африки учредила премию «Лотос». В 1970 ею был награжден Алекс Ла Гума – южноафриканский писатель, общественный деятель, активный борец против апартеида. В проведенном Би-Би-Си в 1990 конкурсе победил рассказ Семейные планы молодого нигерийского писателя Толу Аджайи (сейчас этот ставший известным писатель работает также в области драматургии). В 2002 был проведен конкурс на лучшие произведения африканских авторов в 20-м столетии. Международное жюри конкурса возглавлял известный ученый Али Мазруи (африканец по происхождению, живет в США). Для участия в конкурсе были представлены 1500 произведений. В число лучших вошли 12, в т.ч. Терра Сонамбула писателя Миа Коуту (Мозамбик), Призыв Сосу (1999) писателя Мешак Асаре (Гана).
В феврале 2001 в г.Бамако (Мали) состоялся фестиваль литераторов африканского континента, в котором приняли участие 40 писателей. Его организацию возглавил известный малийский писатель и драматург Муса Конате. Участники фестиваля представили свои последние работы, обсуждали новые темы, появившихся в африканском обществе в эпоху глобализации, а также перспективы дальнейшего развития национальных литератур. Финансовую и организационную поддержку в проведении фестиваля оказал французский культурный центр в г.Бамако.
Книжные выставки.
В странах Африки регулярно проводятся международные книжные ярмарки, африканские издательства участвуют в работе книжных выставок и ярмарок, проводимых на других континентах. С 1983 в г.Хараре (Зимбабве) проводится Зимбабвийская международная книжная ярмарка – одна из самых крупных в Африке. В августе 2004 прошла очередная ярмарка, в которой приняли участие представители 35-ти государств мира. 17–20 июня 2006 в г.Кейптаун (ЮАР) откроется международная книжная ярмарка, которая по планам ее организаторов должна стать самой крупной в истории континента. С 2001 Ангола ежегодно участвует в Московской международной книжной выставке-ярмарке. На выставке, прошедшей в 2004, были представлены несколько сотен книг ангольских издателей.
Развитие африканских литератур в кон. 20 – нач. 21 вв.
В 1900–2000-е тема «встречи культур» (традиционной африканской и западной) рассматривается во многих произведениях романистов Африки. Например, в повести Исповедь современного эфиопского писателя Ашенафи Кэббэдэ речь идет о трагической любви обучающегося в США африканского студента и американской девушки. В литературе Замбии в 1980–1990-е теме «перекрестка цивилизаций», возможности сосуществования старого и нового миров, посвящены романы Жена моего дядюшки (1985) Джозефа Лу, За закрытой дверью (1992) Сьюзан Читабанты, Стрелы желания (1993) Бимвеллы Синьянгве и др. Авторы пишут о происходящих в замбийском обществе сложных процессах: развитии многопартийности, приватизации в области экономики, коррупции и сложной жизни народа в условиях перемен. Герои книг в большинстве своем верят в торжество светлых сторон человеческой натуры, силу положительного примера и созидательные возможности человека. Теме женской эмансипации посвящен роман Меняющиеся тени Генри Мусенги.
В период существования режима апартеида в ЮАР многие литераторы (Алекс Ла Гума, Питер Абрахамс, Гарри Блум, Надин Гордимер, Эзекиль Мпахлеле, Алан Пейтон) в своих произведениях затрагивали проблему расовой дискриминации.
Литераторы африканских стран остро реагируют на происходящие изменения в обществе, в их произведениях появляются новые темы, отображающие реалии африканского общества. Одна из них – тема эмиграции. Ей посвящены романы живущей в Лондоне нигерийской писательницы Бучи Эмечета Кехинде (1994) и Новое племя (2000). Главная героиня первого романа, служащая лондонского банка Кехинде, пытается найти свое место в новом для нее мире. Ей это удается, но ценой потери семьи. Вернувшись в Нигерию, она уже не может смириться с традиционным африканским укладом (в данном случае с полигамным браком). Многие авторы, пишущие об африканских эмигрантах, показывают их интеграцию в западное общество как жесткий, а порой и жестокий, болезненный процесс, часто сопряженный с трансформацией личности.
Многие проблемы современности локального и глобального уровней (безопасность, угрозы политической стабильности стран, проблемы экологии, наркомания, проституция, безработица и пр.) находят отражение в творчестве поэтов африканских стран – Теобальд Мвунги (Танзания), Китака ва Мбериа (Кения), Сьюзан Кигули, Табан Ло Лионг и Тимоти Вангуса (Уганда) и др. Авторы пытаются показать несправедливость современного мира, в котором царят насилие, жажда наживы, невежество и прочие пороки. Эти поэты нередко прибегают к сатирической манере показа героев, высмеивая их стремление к наживе, в котором они могут переступить черту общечеловеческих принципов морали. Поэты пытаются донести до читателя мысль, что на фоне глобальных катастроф в африканском обществе сегодня существует реальная угроза потери традиционных духовных ценностей.
Литераторы Африки пишут о проблеме СПИДа. Трагедия судеб людей, столкнувшихся с ним, показана в последнем романе (Родовые муки начинаются, 1995), умершего от СПИДа конголезского писателя Сони Лабу Танси. Поднимаются также проблемы этноконфессиональных противоречий (например, в поэзии чернокожих авторов Судана Мухаммеда Мифтаха аль-Фейтури и Мухи ад-Дин Фариса отражены проблемы взаимоотношений юга и севера страны), которыми часто сопровождается процесс демократических преобразований, начавшихся в 1990-е.
В литературе 1990-х появились произведения, в которых сильны апокалиптические настроения, например, книги пишущих на языке суахили танзанийских авторов Э.Кезилахаби и В.Мкуфьи. Их герои, сталкиваясь с общечеловеческими проблемами (неграмотное отношение к окружающему миру, к людям, к богу, вере, приводящее к разрушению отношений, связей, судеб и саморазрушению личности), мучительно ищут выход и порой находят его в самоубийстве.
Африканские литературы 1990–2000-х во многом ориентированы на получение коммерческого успеха. Широкое распространение получили такие жанры массовой литературы как мелодрама, авантюрный и «женский роман», детективы, часто представляющие собой адаптированные к местным условиям аналоги зарубежной книжной продукции (например, книги угандийских писателей – Тени времени (В.Бьябамазима, 1999) и Судьба отверженных (Джулиус Оквиньо, 1997)). Оно несколько снизило интерес широкого читателя к «серьезной» (элитарной) литературе. Тем не менее, есть примеры успешных попыток пробы пера молодыми авторами в области социального и исторического романа (в т.ч. романы писательниц из Уганды Дочь делегата (1997), Незримый червь (1998) Мэри Окурут и Кислый ме» Мэри Абаго (1999)). В 1990–2000-х в романистике ЮАР наиболее известны имена писателей Андре Бринк, Стивен Грей, Синдиве Магона, Майк Никола, Энтони Флейшер, Джон Эппель. В 2004 опубликован роман Пурпурный гибискус молодой нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи (род. в 1977), в котором затрагиваются проблемы современного нигерийского общества и христианства.
В программе возрождения африканского континента под названием НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки»), совместно разработанного президентами ЮАР (Т.Мбеки), Алжира (А.Бутефлика), Нигерии (О.Обасанджо) и Сенегала (А.Вад) в 1999–2001, большое значение уделяется «восстановлению культур и поощрению художественного творчества народов Африки». В рамках этой программы в 2000–2003 проведены несколько региональных фестивалей, в которых принимали участие литераторы африканских стран и представители африканских диаспор. В условиях активного воздействия западной культуры африканским литературам, тем не менее, удается сохранять основы многовековых традиций. В большой степени этому способствует национальное радиовещание.
В современных условиях развитию национальных литератур помогает взаимодействие творческой интеллигенции африканских стран с работающими на их территории франкофонными и другими организациями, которые регулярно проводят разнообразные культурные мероприятия. Среди них французский культурный центр им.А.Рембо и институт Гете (Германия) в Джибути, французские культурные центры в Сенегале, Нигере и др. странах. Активно участвовали в налаживании связей в сфере литературы культурные центры СССР/России (в Бенине, Нигерии и Танзании).
По мнению многих российских и зарубежных литературных критиков, одной из главных тенденций развития современного литературного процесса в африканских странах является наличие своеобразного синтеза элитарной и массовой литературы. Подавляющее большинство тем, которые затрагиваются современными африканскими литераторами в их произведениях, наполнены трагизмом. Авторы пытаются отразить реальную действительность, понять суть происходящих событий, предлагают читателям свой вариант понимания человеческой природы. Развитие новых тем, поиск новых литературных форм свидетельствуют, по мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, о жизнеспособности современных африканских литератур и динамичности их развития.
Любовь Прокопенко
Никифорова Н.Д. О национальной специфике западноафриканских литератур. М., 1970
Щеглов Ю.К. Современная литература на языках Тропической Африки. М., 1976
Никифорова Н.Д. Африканский роман. Генезис и проблемы типологии. М., 1977
Развитие жанров в современных литературах Африки. М., 1983
Котляр Е.С. Эпос народов Африки южнее Сахары. М., 1985
Вавилов В.Н. Англоязычная проза Тропической Африки в 30–80-х гг. XX в. М., 1988
Взаимодействие культур и литератур Востока и Запада, т. 2. М., «Наука», 1992
Ляховская Н.Д. Леопольд Седар Сенгор. М., 1995
Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия, Африка. Литературно-библиографический справочник. 3-е изд. СПб, «Азбука», М, «TERRA», 1997
Серия «Чтения памяти Д.А.Ольдерогге», тт 1–2. М., Изд-во Института Африки РАН, 2001
Литература Азии и Африки. Опыт XX века. (Под ред. И.Д.Никифоровой). М., Издательство ИМЛИ РАН, 2002
Котляр Е.С. Африканская волшебная сказка. Сравнительно типологическое исследование. М., 2002
Интернет-ресурсы: http://www.angolarussia.ru; http://www.africana.ru.
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»