КОНГО
КОНГО, Республика Конго, государство в Центральной Африке. Бывшая колония Франции, получившая независимость в 1960. На юго-западе омывается водами Атлантического океана, граничит на юге с Анголой (эксклав Кабинда), на востоке – с Демократической Республикой Конго (ДРК), на севере – с Камеруном и Центральноафриканской Республикой, на западе – с Габоном.
В колониальный период под названием Среднее Конго страна входила в состав Французской Экваториальной Африки. После получения в 1958 статуса автономии в составе Французского Сообщества бывшая колония избрала для себя название Республика Конго. Это название она сохраняла до 1970. В 1970–1991 – Народная Республика Конго. Часто используется название Конго (Браззавиль) в отличие от Конго (Киншаса), Демократической Республики Конго.
Площадь страны 342 тыс. кв. км, население 4,5 млн. человек (2013). Главные города – Браззавиль (1611 тыс. жителей, 2010), столица страны и крупный порт на р.Конго, Пуэнт-Нуар (576 тыс.), порт на Атлантическом побережье.
ПРИРОДА
Береговая линия выровнена, ее протяженность ок. 170 км. Бóльшую часть страны занимают аккумулятивные равнины впадины Конго. Это край обширных болот и рек – притоков Конго и Убанги. На периферии впадины в северных, западных и отчасти центральных районах развиты пластовые равнины и ступенчатые плато. Типичный пример – плато Батеке высотой 650–850 м, где нет рек и много крупных суффозионно-просадочных воронок. К юго-западу от него расположена впадина Ниари-Ньянга, где развит холмистый ландшафт с густой речной сетью. Самая крупная долина р.Ниари славится своим плодородием. Далее к юго-западу возвышаются складчато-глыбовые горы Майомбе, сложенные гранитами, кварцитами и сланцами, со средними высотами 700–800 м. Эти горы круто обрываются к прибрежной низменности шириной 50–60 км, которую пересекают долины рек. Крупнейшая из них р.Куиму – продолжение р.Ниари.
Климат страны экваториальный. На юге сухой сезон длится с июня по конец сентября, а влажный – с марта по апрель. Именно на это время приходится максимум осадков. Среднее годовое количество осадков 1200 мм. Сухой сезон отличается самыми низкими среднемесячными температурами (21° С). Средняя температура самого жаркого месяца, марта, достигает 30° С. Смягчающее влияние на климат здесь оказывает холодное Бенгельское течение, проходящее близ побережья. В центральной части страны самый жаркий месяц – январь, а самый влажный – июль. Среднегодовое количество осадков составляет 1600–2000 мм. Средняя температура в Джамбаре самого холодного месяца, июля, 22° С, а самого теплого, апреля, 24° С. На севере страны различают два сезона сильных тропических дождей – в октябре и апреле. Практически ни один из месяцев не бывает по-настоящему сухим или прохладным. Среднегодовое количество осадков достигает 2500 мм. Средняя температура самого жаркого месяца, апреля, на станции Весо 27° С, а самого холодного, августа, 25° С.
Большинство рек относится к бассейну р.Конго. Исключение составляет р.Ниари-Куилу. Протяженность судоходных путей на территории страны 3200 км, включая некоторые участки рек Убанги и Конго. Местами судоходству препятствуют пороги и водопады.
В северных и горных районах Конго распространены влажные тропические леса, в значительной части заболоченные и периодически затопляемые. Общая лесопокрытая площадь составляет ок. 50% территории страны. На юге широко распространены высокотравные саванны. Древесный ярус там может быть густым или разреженным, а иногда и вовсе отсутствовать, но это мало отражается на характере травостоя.
НАСЕЛЕНИЕ
Более половины населения живет в городах. Городское население сосредоточено главным образом в Браззавиле, Пуэнт-Нуаре и Лубомо. В этих городах высок уровень безработицы. В Конго велика доля наемных работников, а профсоюзы – самые организованные и влиятельные в Экваториальной Африке. Уровень грамотности взрослого населения достигает 63%.
Почти 30% жителей Конго составляет народ баконго, который сохраняет тесные связи с соплеменниками, проживающими на территории соседних стран. Основные занятия – земледелие и торговля. В 16 в. баконго были подданными христианского королевства Конго, установившего дипломатические отношения с Португалией. Королевство пало из-за внутренних распрей и происков европейцев, в том числе работорговцев. Мбоши, составляющие 12% населения страны, живут в северных районах на границе саванн и лесов. Раньше они в основном занимались рыболовством, теперь многие из них переселились в города, где благодаря протекции земляков, занимающих руководящие посты, пополняют ряды служащих. Южнее находится область расселения батеке (13% населения страны), которые в наибольшей степени сохранили традиционный уклад жизни. Основное занятие – земледелие, побочные – охота и рыболовство. Крайний север Конго – область дисперсного расселения санга и многих других народов. Некоторые из них поддерживают контакты с пигмеями, живущими в лесах и поставляющими дичь в обмен на сельскохозяйственные продукты. Деревянные скульптуры немногочисленных народов Конго, в частности батеке и бабембе, оказали большое влияние на мировое искусство. Такую же роль сыграли знаменитые деревянные изваяния матери с ребенком, созданные мастерами народа баконго. Конголезские художники, связанные со школой живописи Пото-Пото в Браззавиле, создали оригинальные произведения, пользующиеся большим спросом во всем мире.
В Конго широко распространены языки банту. Для межэтнического общения в области среднего течения р.Конго используется язык лингала. Официальный язык страны – французский.
Народное образование.
К середине 1980-х годов большинство детей школьного возраста посещали школу. В 1990 в стране насчитывалось 503 тыс. учащихся начальных школ, 237 тыс. – средних и 32 тыс. – профессионально-технических училищ. В 1991 в Национальном университете в Браззавиле, открывшемся в 1972, обучались 12 тыс. студентов. Вследствие экономического кризиса и гражданских войн в 1990-е годы численность школьников и студентов резко сократилась.
Уровень грамотного населения в 2005 составил 86% – один из самых высоких в Африке.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
По конституции 2002 на всеобщих выборах избираются президент сроком на 7 лет. Президент формирует кабинет министров. Органы законодательной власти – Национальная ассамблея из 137 депутатов и Сенат из 66 сенаторов.
Внешняя политика.
Конго и после обретения независимости сохраняло тесные связи с Францией, хотя отношения между ними ухудшались в период ориентации страны на социалистический путь развития. С середины 1960-х годов Конго сотрудничало вначале с Китаем, а затем с СССР и до конца 1980-х годов получал существенную помощь от этих государств. Используя противоречия между этими социалистическими странами, а также между ними и Францией, Конго стремилось добиться расширения объема иностранной помощи.
Франция оказывала значительное влияние и на внутреннюю политику Конго на протяжении всего постколониального периода. Во время гражданской войны 1997 определенные силы во французском правительстве и в нефтяной компании «Эльф-Акитэн» выступали за возвращение к власти Сассу-Нгессо. США активно поддерживали режим Лиссубы на словах, но их реальная помощь была незначительной. Франция опасалась, что правительство Лиссубы может подорвать влияние «Эльф-Акитэн» в Конго. С возвращением к власти Сассу-Нгессо франко-конголезские отношения получили новый импульс. Из Франции в Конго поступила основная помощь, включающая бóльшую часть импортных товаров. Конголезский экспорт, преимущественно нефть, шел в страны Западной Европы и США.
Конго – член ООН и Организации африканского единства, а также Таможенного и экономического союза Центральной Африки (ЮДЕАК). В 1958–1975 страна являлась ассоциированным членом ЕЭС.
ЭКОНОМИКА
Примерно 60% трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве, ориентированном на внутренний рынок. Бóльшая часть наемных работников трудится на государственной службе, в лесной и нефтедобывающей промышленности, на плантациях, где выращиваются экспортные культуры, и в сфере услуг. После упразднения в 1957 Французской Экваториальной Африки Конго лишилось значительной части доходов, которые получало как административный центр этого объединения колониальных владений Франции, где находилась военная база метрополии. В 1996 ВВП страны составил ок. 2,12 млрд. долл., или приблизительно 770 долл. в пересчете на душу населения. Совокупная доля продукции земледелия, скотоводства, лесного хозяйства и рыболовства в ВВП составляет ок. 15%. Конго отводится важная роль торгового и транзитного государства в Центральной Африке. Существенным источником доходов является предоставление транспортных, торговых и прочих услуг. 35% ВВП приходится на долю нефтедобывающей промышленности. В 1973–1985, когда были довольно высокими мировые цены на нефть, ВВП Конго рос быстрыми темпами, но после падения цен в 1986 резко снизился. Несмотря на увеличение добычи нефти в 1990-е годы, реального экономического подъема так и не произошло.
Бóльшая часть населения занята выращиванием для собственного потребления и продажи на внутреннем рынке маниока и бананов (основных продовольственных культур), а также ямса и в незначительном объеме некоторых других культур. Экспортные культуры (сахарный тростник, масличная пальма, деревья кофе и какао, табак и арахис) возделывают в основном на плантациях, принадлежащих европейцам. Животноводство ограничено из-за широкого распространения мухи це-це, переносчика формы сонной болезни, смертельной для крупного рогатого скота. Бóльшую часть потребностей в мясе Конго удовлетворяет за счет импорта из Чада. Обрабатываются лишь 2% земель, и по мере роста численности городского населения увеличивается импорт продовольственных товаров.
Крупнейшим источником государственных доходов является нефть, месторождения которой были разведаны в 1957. В настоящее время разрабатываются шельфовые месторождения Эмерод, Лоанго, Ликуала. С 1973 Конго экспортирует значительную часть добытой нефти. С 1985 по 1997 ежегодная добыча нефти в стране увеличилась с 6,3 млн. т до 13 млн. Доходной статьей экспорта является также древесина ценных тропических пород, главным образом окуме, лимба и акажу. С 1969 по 1977 велась разработка запасов калийных солей в районе Пуэнт-Нуара, но из-за наводнения шахта вышла из строя, а добыча была прекращена. Разведаны запасы высококачественной железной руды.
На первом этапе процессу индустриализации Конго способствовали наличие в стране первоклассных портов – морского в Пуэнт-Нуаре и речного в Браззавиле – и то обстоятельство, что на протяжении длительного времени страна являлась административным центром бывшей Французской Экваториальной Африки. В начале 1980-х годов заметно увеличилась доля обрабатывающей промышленности в ВВП, в то же время стало проявляться несовершенство системы государственного планирования. В настоящее время в стране налажено производство пива и прохладительных напитков, консервированных овощей и фруктов, сахара, муки и рыбопродуктов. Имеются предприятия по производству табака и сигарет, изделий из древесины, в том числе бруса и фанеры, цемента, мыла и обуви. В начале 1970-х годов был сдан в эксплуатацию судостроительный завод, построенный с помощью Китая. В 1976 вступил в строй нефтеперерабатывающий завод в Пуэнт-Нуаре мощностью в 1 млн. т сырой нефти в год. В период с конца 1960-х до середины 1980-х годов государство национализировало действующие и построило новые промышленные предприятия. С тех пор сменявшие друг друга правительства стремились приватизировать большинство государственных и полугосударственных предприятий. Среди недавно приватизированных – «Гидро-Конго», бывшая государственная компания по распределению продуктов нефтепереработки. Электроэнергия на предприятия и в жилые дома поступает с ТЭС в Пуэнт-Нуаре и Браззавиле и ГЭС – в Джуэ и Имбулу.
Ключевой транспортной артерией всего центральноафриканского региона является водное сообщение из столицы Центральноафриканской Республики Банги в порт Браззавиль на р.Конго, а оттуда по железной дороге в морской порт Пуэнт-Нуар.
С 1970-х годов благодаря экспорту нефти в Конго складывался положительный торговый баланс. Однако в 1996 и 1997 стоимость экспорта и импорта практически сравнялись. Более того, Конго вынуждено обслуживать огромный внешний долг и импортировать многие товары, что привело к значительному ежегодному дефициту текущих статей платежного баланса. В 1996 этот дефицит превысил 1 млрд. долл. Внешняя задолженность Конго выросла с менее 1 млрд. долл. в 1980 до более 6 млрд. долл. в 1996. Свыше половины импорта поступает из Франции, крупнейшим потребителем конголезского экспорта являются США. Другие важные торговые партнеры – Германия, Испания, Нидерланды и Италия. Если в 1987 экспорт сырой нефти принес стране 700 млн. долл., то в 1996 уже 1,36 млрд. долл. (92% общей стоимости экспорта). Следующей по важности статьей экспорта являются лесоматериалы, в первую очередь круглый лес (в 1996 продано на сумму 85 млн. долл.). Импортируют машины и оборудование, главным образом для нефтедобывающей промышленности, продовольствие и потребительские товары. Как правило, Конго имеет положительное сальдо в торговле со странами-членами Таможенного и экономического союза Центральной Африки (ЮДЕАК), куда, помимо Конго, входят Центральноафриканская Республика, Камерун и Габон. Конго поставляет в страны ЮДЕАК сахар, табак, напитки и сырую нефть. Дефицит платежного баланса частично компенсируется за счет доходов от транспортных услуг, а также иностранных субсидий и инвестиций в нефтяную, лесозаготовительную и другие отрасли промышленности.
Конго входит в зону французского франка. Вместе с Габоном, Чадом, Центральноафриканской Республикой и Камеруном он является членом Валютного союза Центральной Африки. Общим центральным банком этих стран является Банк государств Центральной Африки, осуществляющий эмиссию единой денежной единицы – франка КФА.
ИСТОРИЯ
Когда на территории Конго появились европейцы, там уже существовало несколько государств, например Лоанго, Теке и др. В 1482 в устье р.Конго высадился португальский мореплаватель Диогу Кан. На протяжении 16 в. португальцы, часто действуя совместно с жителями прибрежных районов, наладили прибыльную работорговлю. Они отправляли захваченных в рабство жителей внутренних районов на принадлежавшие португальцам плантации в Бразилии и на о.Сан-Томе. Вскоре вслед за португальцами в этой части конголезского побережья появились голландцы, англичане и французы, которые тоже занялись работорговлей. Затем стали прибывать католические миссионеры, постепенно обраставшие немногочисленной паствой. На протяжении 18 в. французские торговые компании проявляли большой интерес к побережью Габона. Однако к концу 19 в. французы принялись активно осваивать территорию современного Конго. Командующий французской экспедицией Пьер Саворньян де Бразза стремился установить контроль Франции над внутренними районами Африки, расположенными к востоку от Габона. Его исследования в 1875–1883 помогли Франции обосновать свои претензии на территорию, простирающуюся от побережья Атлантического океана до слияния рек Убанги и Конго. В 1880 П.Саворньян де Бразза сумел убедить макоко (короля) батеке согласиться на установление французского протектората на правобережье р.Конго. В 1885 французские претензии на территорию Конго были признаны другими колониальными державами.
В 1889 французское правительство приняло решение разрабатывать естественные ресурсы Конго путем предоставления концессий частным компаниям. Им были предоставлены также широкие полномочия в управлении; роль властей метрополии ограничивалась сбором налогов и арендной платы. Ставшие в 1905–1906 достоянием гласности факты жестокой эксплуатации конголезцев привели к ряду международных скандалов, и в 1907 французское правительство было вынуждено ограничить деятельность компаний. Правда, к тому времени численность населения Конго значительно сократилась, что негативно сказалось на добыче слоновой кости и каучука. В межвоенный период жестокое обращение с конголезцами было обычным при использовании их на строительстве железной дороги между Браззавилем и Пуэнт-Нуаром на побережье Атлантического океана. По оценкам, за этот период погибли 17 тыс. африканцев, тысячи спаслись бегством.
Одной из форм антиколониального протеста стало создание различных религиозных сект мессианского характера. Такие афрохристианские секты зарождались среди африканской паствы европейских религиозных миссий, преимущественно католических или протестантских. Наибольшим влиянием среди баконго, живущих в Браззавиле и его окрестностях, пользовался кимбангизм, возникший в 1921 на территории Бельгийского Конго. В 1920-х годах Андре Матсуа создал среди баконго религиозно-политическое движение (матсуанизм), которое выступало против несправедливых действий колониальной администрации и принудительного труда.
В 1910–1957 территория Среднего Конго (как в то время называлась страна) входила в состав Французской Экваториальной Африки. В годы Второй мировой войны Браззавиль стал одним из бастионов французского антифашистского сопротивления. На проведенной в 1944 Браззавильской конференции руководство движения «Свободная Франция» сформулировало основные принципы колониальной политики в послевоенный период. В 1947 Среднее Конго получило статус «заморской территории» Франции, и там была учреждена Территориальная ассамблея. В 1946–1958 Конго было представлено во французском парламенте. В 1957 был создан Правительственный совет. В 1958 колония Среднее Конго стала автономной Республикой Конго в составе Французского Сообщества. 15 августа 1960 была провозглашена независимость Республики Конго.
Политические движения, которые сформировались в Конго после Второй мировой войны, создавались на региональной и этнической основе. До 1962 политическая борьба в стране шла между тремя партиями: Африканским социалистическим движением (АСД), опиравшимся на мбоши северных районов, Прогрессивной партией Конго (ППК), которую поддерживали вили, живущие на побережье, и Демократическим союзом защиты африканских интересов (ЮДДИА), пользовавшихся поддержкой некоторых групп баконго. После провозглашения независимости лидер ЮДДИА Фульбер Юлу был избран первым президентом страны.
В 1963 страну потрясли мощные массовые выступления, организованные профсоюзами и поддержанные армией, студентами и безработными. В результате президент Ф.Юлу был отправлен в отставку. В соответствии с положениями новой конституции, президентом Конго стал соратник бывшего главы государства по ЮДДИА Альфонс Массамба-Деба. Новая конституция предусматривала избрание законодательного органа – Национального собрания всеобщим голосованием и разделение исполнительной власти между президентом, избираемым коллегией выборщиков из состава депутатов Национального собрания и членов региональных и муниципальных советов, и премьер-министром, назначаемым президентом. Все политические партии были распущены, и единственной легальной политической партией стало сформированное профсоюзами Национальное революционное движение (НРД).
В 1968 группа армейских офицеров во главе с Марианом Нгуаби захватила власть, разогнала Национальное собрание и создала новый партийно-государственный орган – Национальный совет революции. Вскоре была принята конституция страны, а президент А.Массамба-Деба был вынужден подать в отставку. В 1970, после съезда НРД, была обнародована новая конституция. Она упразднила Национальное собрание и утвердила руководящую роль в управлении государством Конголезской партии труда (КПТ). В соответствии с этой конституцией, страна получила новое название – Народная Республика Конго. Руководитель КПТ стал главой государства и правительства, были сформированы народные советы разных уровней. Правительство официально заявило о приверженности идеям марксизма-ленинизма.
В 1973 вступила в действие очередная конституция. Она предусматривала создание Народного национального собрания, куда могли избираться лишь кандидаты, утвержденные разными инстанциями КПТ, а также восстановление поста назначаемого премьер-министра. После убийства в 1977 М.Нгуаби новый президент Конго полковник Жоахим Йомби-Опанго отменил и эту конституцию. Вплоть до 1979, когда при преемнике Йомби-Опанго полковнике Денисе Сассу-Нгессо была принята новая конституция, во многом сходная с конституцией 1973, в стране сохранялось чрезвычайное положение. В 1979, 1984 и 1989 проводились однопартийные парламентские выборы. Сассу-Нгессо оставался президентом страны до 1991, пока не была отменена система однопартийного руководства страной.
В результате глубокого экономического кризиса, охватившего страну, к концу 1980-х годов КПТ утратила свой авторитет. Под давлением общественности в конце 1990 был проведен чрезвычайный съезд КПТ, на котором были подготовлены конституционные поправки, направленные на легализацию многопартийной системы и принятые в январе. Вслед за этим в феврале была созвана Национальная конференция по вопросу конституционных и политических преобразований, работа которой продолжалась три месяца. Было принято решение о создании переходного правительства и разработан проект конституции, получивший одобрение на референдуме в марте 1992. Согласно этой конституции, на всеобщих выборах избираются президент и органы законодательной власти – Сенат в составе 60 сенаторов и Национальное собрание из 125 депутатов. Выборы президента и депутатов Национального собрания проводятся каждые пять лет, а Сената – раз в шесть лет. В июне-июле 1992 состоялись выборы в парламент, а в августе бывший премьер-министр Паскаль Лиссуба был избран президентом.
В период многопартийности в стране действовали возникшие в 1991–1992 три главных политических движения, созданных на этнорегиональной основе. Одна из группировок во главе с президентом Лиссуба объединила представителей различных этнических групп из районов Ниари, Буэнза и Лекуму. Доминирующую роль в этом объединении играла партия президента Панафриканский союз за социальную демократию (ПАССД). Второе политическое движение опиралось на поддержку народа баконго, проживающего в области Пул на крайнем юго-востоке страны. Лидер этой группировки – Бернар Колела из партии Конголезское движение за демократию и интегральное развитие (КДДИР), которая заняла второе место на парламентских выборах 1992 и 1993. Основу третьего политического движения составила реформированная КПТ во главе с Сассу-Нгессо, которую по-прежнему поддерживали мбоши и некоторых другие народы севера страны. В 1991–1992 все три лидера сформировали из своих сторонников собственные отряды милиции.
Правительство Лиссубы на протяжении всего пятилетнего периода правления не выходило из кризисов. Когда в октябре 1992 распалась парламентская коалиция Лиссубы, он распустил Национальное собрание и объявил о необходимости проведения новых выборов. Такой шаг вызвал недовольство со стороны оппозиции в лице КДДИР и КПТ, на что правящий режим ответил репрессиями. В мае 1993 были проведены неоднократно откладывавшиеся парламентские выборы. На них победу одержала партия Лиссубы (ПАССД), получившая большинство мест в Национальном собрании. Оппозиция не признала результаты выборов, и в июне-июле между отрядами милиции Лиссубы и Колелы начались вооруженные столкновения. После временного затишья стычки возобновились в ноябре 1993 – январе 1994. Мир, с трудом достигнутый в 1994, сохранялся до середины 1997, однако экономическое положение страны не улучшалось, поскольку продажа нефти не приносила больших прибылей. Режим Лиссубы был поражен непотизмом и играл на межэтнических противоречиях.
В мае 1997, в ходе избирательной кампании по выборам президента, вспыхнула гражданская война. Проведение выборов было намечено на конец июля 1997. В конце мая в северном городе Овандо начались вооруженные столкновения между сторонниками бывшего президента Йомби-Опанго, который в 1993–1996 занимал в правительстве Лиссубы пост премьер-министра, и приверженцами бывшего президента Сассу-Нгессо. Несмотря на посредничество представителя ЮНЕСКО, попытки нормализовать обстановку не увенчались успехом, поскольку оппозиция подозревала президента в намерении отложить или отменить выборы. 5 июня 1997 Лиссуба отдал приказ арестовать нескольких сторонников Сассу-Нгессо, участвовавших в столкновениях в Овандо. В ответ милицейские подразделения Сассу-Нгессо, известные под названием «Кобра», оказали сопротивление и предприняли контроперацию, чтобы сместить президента Лиссубу. Война между проправительственными воинскими частями и милицией Лиссубы, с одной стороны, и «Коброй» – с другой приобрела широкий размах. Поначалу Колела занимал нейтральную позицию и даже пытался стать посредником в конфликте, но в августе приказал своей милиции, «Ниньяс», поддержать президента. Военные действия шли с переменным успехом до тех пор, пока в октябре на стороне Сассу-Нгессо в войну не вмешался значительный отряд армии Анголы. При поддержке ангольцев в течение нескольких дней вооруженные подразделения Сассу-Нгессо захватили президентский дворец и другие стратегически важные объекты.
Захватив власть в свои руки, Сассу-Нгессо стремился укрепить собственные позиции, формально не запрещая деятельность оппозиционных партий. В январе 1998 он провел национальную конференцию по примирению, чтобы расширить свое политическое влияние. На конференции была достигнута договоренность о проведении президентских выборов в 2000 или 2001. На протяжении 1998 отряды милиции Лиссубы и Колелы продолжали вести вооруженные действия в южной части страны, используя любую возможность для того, чтобы бросить очередной вызов правительству Сассу-Нгессо. Неоднократно возникали перебои в подаче электроэнергии в Браззавиль и Пуэнт-Нуар, между ними прерывалось железнодорожное сообщение. Части ангольской армии в конце 1998 все еще оставались на территории Конго для оказания поддержки правительству Сассу-Нгессо.
Конго в 21 веке
В январе 2001 был проведен общенациональный референдум, одобривший новую Конституцию. В марте 2002 прошли президентские выборы, на которых победил Сассу-Нгессо, переизбранный на очередной семилетний срок; в мае-июне произошли парламентские выборы. Итоги выборов вновь стали причиной антиправительственной деятельности оппозиции и дестабилизации обстановки в стране.
На парламентских выборах 2007 Конголезская рабочая партия победила, получив 124 из 137 мест в Национальной ассамблее. Оппозиционная партия ПАССД, возглавляемая Лиссубой, эмигрировавшим в Англию, получила всего 10 мест.
Радченко Г.Ф., Олейников И.Н. Народная Республика Конго. М., 1975
Народная Республика Конго. Справочник. М., 1977
Ответь на вопросы викторины «Путешественники»