КУБЕРА
КУБЕРА (санскр. – возможно, «Уродливотелый»), в индийской мифологии божество богатства и сокровищ, включенное в число восьми «хранителей мира» (локапалы) как ответственное за север. Кубера – царь и властитель низшего пантеона; в его свите якши – в целом благорасположенные к людям духи, киннары – певцы и музыканты с конскими головами, гухьяки – хранители скрытых в горах кладов.
Супруга Куберы – Якшини (представительница первого класса его свиты), по другой версии – Радхи, олицетворяющая процветание. В пантеон Кубера вошел исключительно благодаря собственным заслугам как «человек, сделавший сам себя»: внук мудреца-риши Пуластьи и сын мудреца Вишраваса (отсюда его имя-патроним Вайшравана) и дочери риши Бхарадваджи, он за благочестие и подвижничество был возведен в божественное звание Брахмой, который назначил его также хранителем подземных богатств, доверил ему весь север и подарил колесницу, способную летать по воздуху.
Северное местожительство Куберы по-другому объясняется в Рамаяне, согласно которой он некогда владел островом Шри-Ланка, но был изгнан оттуда своим сводным братом-демоном Раваной и таким образом вынужден был перебраться в Гималаи. Там он, однако, устроился никак не хуже, чем на юге: божественный зодчий Вишвакарман отстроил ему столицу Алаку; в его владениях сад Чайтраратха, прилежащий к отрогам горы Меру – центру мироздания и резиденции богов. Обязанный всем Брахме, Кубера, однако, становится верным вассалом Шивы, а его свита – челядью Шивы. «Буржуазный бог» Кубера изображается с большим шарообразным животом (весьма напоминая другое популярное божество шиваитского круга – Ганешу), двумя руками, тремя ногами и одним глазом. Последняя черта также связана с его близостью к Шиве: толстяк оказался однажды недостаточно скромным, наблюдая уединенные отношения Шивы и его супруги, за что был лишен глаза по проклятию последней. Вахана (ездовое животное) Куберы – человек (вероятно, представитель одного из трех указанных классов низшего пантеона).
Гринцер П.А. Кубера. – В кн.: Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 2. М., 1991
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»