ВИШВАКАРМАН
ВИШВАКАРМАН (санскр. – «Вседелатель»), одно из наиболее важных абстрактных божеств индуистской мифологии, которому в Ригведе приписывается роль строителя вселенной, работающего с ее исходным материалом. В одном из этих гимнов поэт восклицает: «Имея повсюду глаза и повсюду лицо, повсюду – руки и повсюду – ноги, порождая небо и землю, один бог, он сплачивает (их) вместе (своими) руками, (своими) крыльями» (перевод Т.Я.Елизаренковой) и различает его высшие, средние и низшие состояния, постичь которые можно только при его же помощи, во время жертвоприношения ему. В другом гимне подчеркивается его роль культурного героя – как единственного установителя имен богов, что было важно для сознания человека древности. Вишвакарман ассоциируется с функционально близким ему Тваштаром – демиургом-ремесленником ведийских богов. Имя «Вишвакарман» нередко является величальным эпитетом других, основных ведийских богов – прежде всего Индры и Сурьи, а в поздневедийский период – Праджапати, отца богов и людей.
В мифологии эпической и пуранической Вишвакарман превращается в сравнительно скромного мастерового, который, например, строит дворцы для Варуны и Куберы, создает прекрасную деву, из-за которой в сражении гибнут два брата-демона Сунда и Упасунда, делает гирлянду для Сканды и т.п. Обрастает он густыми «родственными связями» и детьми – это дочь Санджия, одна из жен Сурьи, и Нала – обезьяний вожак и строитель.
Иванов В.В. Древнеиндийский миф об установлении имен и его параллель в греческой традиции. – В кн.: Индия в древности. М., 1964
Ригведа. Избранные гимны. М., 1972
Топоров В.Н. Вишвакарман. – В кн.: Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 1. М., 1991
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»