ЛИЧНОСТЬ
ЛИЧНОСТЬ. Термин происходит от латинского слова persona, обозначающего маски, которые первоначально использовались в греческой драме, а затем были заимствованы римскими актерами для обозначения роли играющего. В различных направлениях современной психологии по-разному, многопланово трактуемое понятие, выражающее в целом систему разнообразных психологических (а в ряде случаев и психофизиологических) характеристик человека как высшего природного и одновременно социального существа и его индивидуально-психологических особенностей. В российской психологии личность понимается как системное качество, приобретенное индивидом в процессе социализации и оказывающееся высшей, интегрирующей имитацией всей его психической жизни; как особое средство реализации в жизни общеродовой человеческой сущности. Во многих же направлениях западной психологии сохраняется рабочий смысл понятия личности как совокупности отличительных признаков индивида.
Термин «личность» часто употребляется в психологии, психотерапии и в науках о поведении человека. Значение термина сильно варьируется, т.к. он может использоваться для обозначения всего, что помогает понять индивидуальность. Для многих целей достаточно общим является определение личности как совокупности врожденных и приобретенных наклонностей индивида. Некоторые определения подчеркивают скорее аспекты личности, чем ее целостность, например, социально ценные качества индивида, характеристики типа внешней привлекательности или «богатства личности». Термин «личность» относят также к приобретенным навыкам или индивидуальному стилю действий человека.
Понятия «характер» и «темперамент» также употреблялись как синонимы понятия «личность», но обычно эти термины имеют другие значения. «Характер» может относиться к волевым аспектам личности, к способности прикладывать усилия, но чаще означает те аспекты личности, которые считаются хорошими или плохими. «Темперамент» также как правило относится к одному из аспектов личности. Обычно это эмоциональная конституция индивида, его чувствительность к эмоциональному стрессу, частота проявлений гнева или страха, готовность проявлять привязанность или сочувствие. В клиническом смысле термин «личность» относится либо к целостной конституции индивида, либо к ее предполагаемому внутреннему стержню.
Типы личности.
Первоначальные попытки упорядочить представления о различиях между личностями, привели к построению систем классификаций. Например, в работах ученика Аристотеля Теофраста (ок. 370–287 до н.э.) о характерах содержатся серии словесных портретов универсальных человеческих типов, таких как «скупец» или «льстец», которые создают картину характерного поведения на основе одного центрального и доминирующего мотива. Другим примером классификации является классическая теория темпераментов Гиппократа (ок. 460 – ок. 377 до н.э.). Он выделял сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический типы личности и связывал характерное для них поведение с доминированием в теле одной из жидкостей – крови, черной желчи, желтой желчи и слизи, соответственно.
Во второй половине 19 в. систематическое изучение типологии личности стимулировала необходимость классификации психических расстройств. Эмиль Крепелин стал рассматривать манию и меланхолию как единое расстройство (маниакально-депрессивный психоз) и, отграничив его от раннего слабоумия (шизофрении), установил базисную дихотомию функциональных психозов. Пьер Жане предложил сходную дихотомию истерия – психастения (навязчивость – тревога) для неврозов. Хотя ни одна из этих двух систем не выдержала окончательной проверки временем, они оказали значительное влияние на мышление психиатров и психологов. Принятие этих дихотомий, наряду с различением предрасположенности и провоцирующих факторов в возникновении психических расстройств стимулировало поиск тех характеристик нормальной личности, которые предрасполагают к возникновению невроза или психоза. Этот поиск завершился серией дихотомических классификаций: экстраверты и интроверты Карла Юнга; упрямые и податливые Уильяма Джемса; объективные и субъективные Вильяма Штерна; циклотимики и шизотимики Эрнста Кречмера.
Хотя эти дихотомические классификации не эквивалентны, между ними все же можно установить некоторые соотношения. Личности, принадлежащие к первому типу в каждой из перечисленных пар, уверены в себе, обладают хорошими навыками общения, щедры, не очень чувствительны к критике или похвалам, внушаемы, хорошо поддаются гипнозу, могут легко переходить от одного занятия к другому. Тех, кто принадлежит ко второму типу в каждой из пар, отличают противоположные характеристики. Хотя авторы типологий подчеркивают различные черты, они согласны с существованием базисных, стабильных или внутренне присущих индивиду черт.
Классификации на основе типологии – довольно грубый способ систематизировать различия между людьми. Простота типологий делает их привлекательными, но они частично пересекаются; к тому же их трудно доказать или опровергнуть. При проведении измерений или оценок той или иной черты выявляется скорее спектр вариаций от одной крайности до другой, чем наличие двух противоположных тенденций.
Структура личности.
Исследования личностных различий подвели к проблеме структуры личности. В силу своей сложности этот фундаментальный вопрос менее популярен, чем типология. Пока не удается прийти к согласию даже по таким исходным проблемам, как должно ли понятие «личность» охватывать все, что касается человека, или оно может рассматриваться как абстракция. Система Шелдона, например, это теория как личностной структуры, так и типов; при всей широте подхода она подчеркивает прежде всего конституциональные аспекты – тело и темперамент. Другие теории ставят акцент на личностных чертах или привычках. Образована личность крупными стабильными блоками, или поведение индивида следует рассматривать как специфичное для ситуации? Каждый человек уникален; означает ли это, что уникальны и компоненты личности, или существуют компоненты, общие для всех личностей?
Зигмунд Фрейд, создатель психоанализа, не отрицая уникальности индивида, сформулировал теорию личностной структуры, компоненты которой одинаковы у всех людей. Ему удалось это сделать, сгруппировав осознанные и бессознательные импульсы человека в соответствии с их возможным происхождением. Свободные ассоциации и сновидения пациентов позволили ему проецировать бессознательные импульсы на сознание и, поскольку он рассматривал эти ассоциации и сны как восходящие к детству и младенчеству, они дали особенно ценный материал для понимания происхождения импульсов. Согласно Фрейду, три основных компонента личности – это Ид, Супер-Эго и Эго.
Ид (Оно) включает потребности и импульсы, исходящие из биологической инстинктивной природы человека. Эта часть личности связана с сексуальными импульсами (либидо), склонностью испытывать привязанность, любовь, гнев. Фрейд рассматривал Ид как основной энергетический источник поведения. Это – общий для всех источник, однако сила и даже направленность импульсов Ид варьируют от личности к личности.
Супер-Эго (Сверх-Я), приблизительно соответствующее совести, включает те «долженствования» и «запреты», которые происходят из одобрения и наказания, полученных индивидом в процессе социального опыта, преимущественно в семье; а также из подражания стандартам тех, кого он любит и чью любовь старается сохранить и заслужить.
Эго (Я) включает те перцептивные и интеллектуальные функции, которые позволяют человеку удовлетворять потребности Ид в различных обстоятельствах и дают индивиду чувство адекватности реальности и самоконтроля. Помимо этих трех основных структурных частей личности, Фрейд выявил множество динамических аспектов (таких как вытеснение, замещение, проекция, интроекция), или способов реагирования при психологически безвыходных обстоятельствах. Эти реакции, присущие любому человеку, образуют часть аналитической картины его личностной структуры. Психоаналитическая теория оказала большое влияние на психиатрию и социальную работу, предложив им как серьезную теоретическую базу, так и надлежащую терминологию.
Теория общих черт.
В 1920-е годы теория черт, общих для всех людей, была даже более заметной теорией личностной структуры, чем психоаналитическая. Это была эра тестов, предназначенных для измерения таких общих черт, как агрессивность, постоянство–непостоянство, экспансивность–склонность к уединению, экстраверсия–интроверсия, общительность–замкнутость, властность– уступчивость и т.д. В конце 1920-х годов существование общих черт личности было поставлено под вопрос. Первые бихевиористы утверждали, что характеристики типа агрессивности, властности и экстравертированности могут адекватно описывать не саму личность, а лишь особенности ее поведения в специфических ситуациях. Более того, в своем Исследовании воспитания характера Хью Хартшорн и Марк Мэй обнаружили, что ребенок, который крадет, может при этом не лгать и не обманывать, а другой может украсть и солгать в одной ситуации и не сделать этого в другой. Они пришли к выводу, что «честность или нечестность индивида состоит из серий действий и установок, к которым и приложимы эти описательные термины» и что все т.н. общие черты, которые они исследовали, – это лишь «группы специфических привычек». Их вывод подвергался критике на том основании, что исследованные этими авторами черты были по своей природе скорее этическими, чем личностными, и что они изучали их у маленьких детей, которые еще не приобрели общих навыков нравственного поведения. Почти все бихевиористы отошли от концепции крайней специфичности поведения личности. Они по-прежнему считают базисными единицами личностной структуры привычки, но привычки стабильные и глубоко укоренившиеся, сформировавшиеся при широком варьировании обстоятельств.
Личностные профили.
Сторонники теории общих черт пытались запечатлеть уникальность личности посредством профиля. Профиль состоит из системы шкал, каждая из которых представляет выраженность определенной черты. Гордон Олпорт доказывал, что идея профиля неадекватна. Он подчеркивал, что нельзя ожидать у всех людей наличия определенных патологических черт, например, паранойи, и что даже т.н. общие черты варьируют в стиле и в ранге. Как бы ни относиться к аргументам Олпорта, эксперименты по выявлению детерминант характерного для личности поведения требуют наличия измеряемых характеристик, общих для многих людей.
Факторный анализ.
С 1935 проблемы выявления количества и качества существенных человеческих различий решались с помощью статистического метода, известного как «факторный анализ». Метод состоит из коррелируемых между собой измерений (оценок, тестовых показателей и т.д.) списка черт с целью выяснить, какие из них теснее связаны друг с другом. Группа взаимосвязанных черт, которые слабо коррелируют с другими, образует фактор. К 1942 в нескольких исследованиях были выделены семь факторов (воля, сообразительность, робость, уверенность в себе, быстрота реакции, депрессия и гиперчувствительность). Шелдон применил сходный метод для выявления компонентов темперамента. Чтобы получить значимую информацию о структуре личности, нужно проводить факторный анализ почти всеобъемлющего списка показателей, по которым предварительно была обследована большая и случайная выборка людей.
Методы оценки личности.
Оценка личности основана почти целиком на трех видах методов: 1) суждения других людей; 2) т.н. объективные личностные тесты; 3) «проективные» методики. Использование суждений других людей существует столько же, сколько и сам человек. Исследования в этой области нацелены на то, чтобы отыскивать принципы суждений и способы их использования с более высокой надежностью. Групповые оценки индивида (показатели личностного предпочтения, оказались одним из самых полезных способов измерения личностных свойств во время Второй мировой войны.
Личностные тесты.
Разнообразие тестов личности чрезвычайно велико. При изучении характера используются вопросы, раскрывающие знание индивидом социальных стандартов и определяющие, насколько он придерживается этих стандартов. Диагностика темперамента и адаптации основаны на описании индивидом собственного поведения и эмоциональной уравновешенности. Выявление установок, мнений и интересов основано как на прямых вопросах, так и на косвенных процедурах, где испытуемого просят выбрать одну из парных альтернатив. Хотя прогностическая ценность любого из этих тестов ограничена, косвенные процедуры и биографические опросники оказались наиболее надежными. Во время Второй мировой войны была доказана полезность этих двух видов тестов, например, при отсеве лиц, которых, по-видимому, не удастся обучить определенным навыкам.
Проективные методы.
Эти методы включают свободные ассоциации, толкование сновидений, тест словесных ассоциаций, тест Роршаха и Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Общим для них является принцип предъявления обследуемому индивиду неструктурированных стимулов и изучения его реакций, так что ответ испытуемого является в основном косвенным выражением его личностных особенностей. Психоанализ как терапия, как метод диагностики и изучения истории жизни основан на свободных ассоциациях и толковании сновидений, также использующим свободные ассоциации, вызванные различными элементами сна. Практически неизменно этот процесс приводит к жизненной истории. Хотя психоаналитическому методу недостает строгости, он дает возможность получить лучшие из имеющихся у современного человека сведений о принципах психологической истории индивида. Более того, данные психоанализа оспаривают утверждение о том, что личность в значительной степени состоит из привычек и воспоминаний, порожденных удачами и неудачами. Некоторые из психоаналитических принципов были проверены на животных, и обычно лабораторные исследования подтверждают их.
Тест Роршаха основан на предъявлении индивиду серии особых симметричных пятен, напоминающих чернильные, в качестве теста воображения. Испытуемого спрашивают, на что похожи эти пятна. Для оценки ответов была разработана особая система категорий, которую можно использовать при выявлении определенных формальных аспектов личности. Принципы теста Роршаха стали основой одной из теорий личностных типов.
Тематический апперцепционный тест состоит из серий картин, испытуемого просят сочинить драматическую историю по каждой из них. Темы этих историй высвечивают специфические образы, стремления и чувства, сформировавшиеся в процессе развития личности. Почти в каждой психиатрической клинике есть психолог, чья работа дополняет диагноз психиатра.
Исследования личности.
Большое количество исследований, проводимых в различных физиологических и психологических лабораториях, в неврологических, психиатрических и психоаналитических клиниках, а также социологами и социальными антропологами в естественных условиях, также дают богатый материал для изучения личности. Особенно важными оказываются исследования, в которых эти дисциплины взаимодействуют, например, психосоматические исследования воздействия эмоционального напряжения на физиологические функции и на изменения анатомических структур, а также исследования взаимосвязей между телосложением и такими характеристиками, как темперамент, склонность к заболеваниям или специальные способности.
Исследования личности могут быть подразделены на групповые (включающие определенное число лиц) и лонгитюдные (исследующие одного индивида в течение длительного периода времени). Групповые исследования занимаются поиском параметров личности, которые могут помочь при решении таких задач, как отбор и расстановка персонала на производстве. Процесс определения соотношений между этими подходами требует разработки общей модели структуры личности, с которой все эксперты могли бы согласиться. Развиваются исследования связи между телосложением, поведенческими характеристиками и значимостью социальных стимулов, между социальными стандартами и значимостью стимулов у определенных лиц. Одним из перспективных направлений является также поиск причин мотивационного конфликта.
Используя лонгитюдные исследования личности, психоанализ продолжает открывать новые модификации принципов личностного развития. Некоторые из этих принципов подтверждаются и в других областях. Важность переживаний младенческого возраста для формирования личностных характеристик была подтверждена в исследованиях воспитания детей в различных примитивных культурах. Там, где младенцы получают недостаточный уход и им уделяется мало внимания и любви, формируются черты агрессивности и жадности. Сходными оказались результаты контролируемых экспериментов на животных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РАССТРОЙСТВА
По выработанному в психиатрии и психологии определению, личностные расстройства – это нарушения поведения и мышления, свойственные индивиду в целом. О личностном расстройстве говорят, когда жизнь человека непродуктивна и не удовлетворяет его, а также когда нарушены отношения с другими людьми. Эти состояния варьируют по степени тяжести. Очень немногие люди успешны и счастливы настолько, насколько им хотелось бы, однако термин «личностное расстройство» применим только в случаях значительной выраженности нарушений, когда они вызывают серьезное беспокойство у самого индивида, у его семьи или общества в целом.
В широком смысле, понятие «личностное расстройство» охватывает все психические нарушения, включая нарушения адаптации, неврозы и психозы, или «психические расстройства». Более узкое определение, принятое Американской психиатрической ассоциацией в 1952, исключает неврозы и психозы и сводит употребление термина только к определенным стабильным состояниям, затрагивающим весь образ жизни индивида, которые нельзя классифицировать как-либо еще.
Типы расстройств.
Согласно узкому определению, к личностным относят расстройства всего личностного склада, затрагивающие и отдельные черты личности. Одним из типичных расстройств является т.н. «неадекватная личность». Неадекватная личность, хотя и не страдает слабоумием или психозом, характеризуется отсутствием амбиций, инициативности и собственных суждений. Этот тип людей испытывает неудачи практически во всех начинаниях. Другими типами расстройств являются замкнутая (шизоидная) личность, испытывающая трудности при установлении отношений с людьми; личность с частыми переменами – подъемами и спадами – настроения (циклотимная); враждебная и подозрительная (паранойяльная) личность и компульсивная личность, чрезмерно озабоченная деталями, чересчур совестливая и конформная. «Эмоционально нестабильная» личность отличается неспособностью переносить даже незначительные стрессы, а также нервностью и снижением эффективности деятельности при давлении. Конечно, каждый нормальный человек может быть несколько замкнутым, иметь перепады настроения, быть иногда подозрительным или чрезмерно конформным. Личностные расстройства отличает интенсивность и устойчивость этих характеристик.
Совершенно отличным состоянием, в настоящее время классифицируемым как личностное расстройства, является социопатическая личность (ранее, а подчас и сегодня, именуемая «психопатической личностью»). Социопат хронически неспособен жить в соответствии с обычными социальными и моральными нормами. Типичный социопат обладает средним или выше среднего интеллектом, живостью и внешней привлекательностью, нередко является выходцем из благополучной в социоэкономическом отношении семьи. Однако он безответственен и нечестен, хронически лжив, неспособен к установлению отношений, основанных на любви и доверии. Отличается необычайным отсутствием тревожности или чувства вины и не поддается исправлению наказанием. Социопаты часто подвергаются осуждению как уголовники, обычно за мошенничество, однако сравнительно немногие уголовники являются социопатами. Типичным для социопата является вредящий ему самому характер его проступков. Он лжет и обманывает без всякой необходимости и часто бывает пойман ввиду неприкрытости злодеяний.
Причины.
Не существует единой причины личностных расстройств, а причины каждого конкретного случая часто остаются нераскрытыми. Раннее появление и неизменный характер этих расстройств часто расцениваются как подтверждение их конституциональной или врожденной природы. Так, одна из теорий утверждает, что социопаты страдают легкой формой мозговых нарушений, которая не позволяет им усваивать эмоциональное значение языка. Можно сказать, что конституциональные теории не были ни подтверждены, ни опровергнуты.
Теории личностных расстройств, ищущие их причины в процессах развития или научения, считают решающим фактором неблагополучное научение в детстве. Например, «неадекватная личность» в детском опыте усваивает, что не может соответствовать чрезмерным родительским требованиям совершенства и всегда ждет обязательной неудачи. Враждебность и подозрительность могут происходить из чувства отверженности в раннем детстве, в результате чего весь мир воспринимается как враждебный. Во многих случаях детство социопата отмечено чрезмерным баловством, когда родители вынуждают его хвастаться и одновременно лгать и находят всевозможные оправдания, чтобы скрыть его детские проступки.
Лечение и предупреждение.
Психотерапия часто помогает при личностных расстройствах, когда человек сам испытывает дискомфорт и активно ищет помощи. Социопаты хуже поддаются лечению, но есть сообщения о ряде удачных случаях длительной психотерапии, когда пациенты сами стремились к ней.
Предупреждение сулит больше надежд, чем лечение. Конечно, известны далеко не все условия формирования здоровой личности, тем не менее, предпочтительными условиями раннего развития можно считать теплое отношение к ребенку, принятие его, свободное и доверительное общение, постепенное увеличение свободы и ответственности по мере взросления.
Асмолов А.Г. Личность как предмет психологических исследований. М., 1984
Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989
Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара, 1996
Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб, 1998
Ответь на вопросы викторины «Философия»