ДЕТСТВО
ДЕТСТВО, период от рождения до 11–12 лет, в течение которого ребенок не только растет и развивается физически, но и формируется его характер. Само существование детей в этот период зависит от родителей или взрослых, выполняющих роль родителей, и опыт этой зависимой жизни формирует наши чувства по отношению ко всему, с чем мы сталкиваемся в дальнейшем. По мере того как уточняются представления о роли детского опыта, возрастает и наше желание узнать как можно больше о тех событиях и чувствах, которые определяют детство.
Данная статья включает обсуждение таких тем, как история детства, воспитание детей, мышление ребенка и игры детей.
См. также ГЕНЕТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ; БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ; ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ; ДЕТСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
ИСТОРИЯ ДЕТСТВА
Подобно детям, о которых здесь идет речь, исследования истории детства прошли несколько этапов развития. Хотя они развились наиболее полно в Западной Европе и Северной Америке, история детства – поистине поле международного изучения, ибо детство имеет свою историю даже в тех странах, где ею ранее практически не занимались.
Первые исследования.
Первой работой, благодаря которой оформилось само понятие истории детства, стала появившаяся в 1960 книга Ф.Арьеса Ребенок и семейная жизнь при старом порядке (L'Enfant et la vie familiale sous l'ancien régime). Главная мысль этой книги, одного из первых современных исследований истории детства, заключается в том, что жизненный опыт детей неодинаков в разных странах и в разные века. Арьес считает, что до Нового времени детство не воспринималось как этап развития, уникальный по своим психологическим и эмоциональным потребностям. В то же время он одобряет некоторые черты традиционной ориентации на семью, при которой растущее значение общественных заведений, например школы, оценивалось в лучшем случае как помеха и в худшем случае как вред. Напротив, Л. де Мос, еще один из первых исследователей истории детства, считал, что «чем дальше в глубь истории, тем меньше заботы о детях и больше шансов у детей быть убитыми и брошенными или подвергнуться избиениям, запугиванию и надругательству». По мере того как историками все глубже постигается положение детей в традиционных обществах, они все более отвергают взгляды Арьеса и де Моса, однако непреходящее значение этих ученых заключается в том, что они очертили данную область науки и стимулировали последующие исторические исследования детства.
Античность.
Центральный компонент понятия детства как социального института составляют представления о том, как следует воспитывать детей. Если такие представления существуют, значит, существует и понятие «детство». Законы о воспитании детей приписывают основателю Рима Ромулу и основателю Спарты Ликургу. В своих произведениях Платон и Аристотель уделяли много внимания детям. Греки выделяли пять этапов детства: младенчество, от рождения до приблизительно двух лет; ранний дошкольный возраст, от двух до трех лет или немного позже, когда ребенок начинает отделять себя от матери и становится физически активным; поздний дошкольный возраст, от трех до семи лет, когда дети становятся активнее и все больше вовлекаются в социальные группы; школьный возраст, от семи-восьми лет до полового созревания; и юность, возраст между половым созреванием и зрелостью (этап, приложимый в Древней Греции только к мальчикам, поскольку девочек рано выдавали замуж). Важной особенностью воспитания мальчиков в Древней Греции (на Крите и в Спарте это относилось и к девочкам) были соревнования и спортивные игры. Олимпийские игры в древности включали соревнования юных атлетов из разных областей Греции. За исключением Спарты (а ранее Крита минойско-микенской эпохи), где статус женщин был по меньшей мере равен статусу мужчин, девушки мало участвовали в общественной жизни за пределами семьи.
Средние века.
Историки плохо знают, какова была жизнь общества в течение долгого времени после падения Римской империи. Мало что известно о начале Средневековья. Мальчики могли получать образование в монастырях, причем монахи не требовали от них исполнения правил, предписанных взрослым, и даже выделяли время для игр. Начиная с 12 в. в литературе все чаще упоминаются дети и обсуждаются вопросы их образования.
Начальный период новой европейской истории.
В мышлении этого времени преобладает идея взаимных обязательств: родители отдают свое время и средства, чтобы помочь детям вступить в жизнь, а дети в ответ обязуются быть послушными и покорными родителям. Некоторые историки утверждают, что высокая детская смертность в Средние века и в начале Нового времени свидетельствует о недостатке родительской привязанности к детям. Во всяком случае, совершенно очевидно, что там, где высокая детская смертность вызвана нищетой и отсутствием современного здравоохранения, родители с большей твердостью переносят смерть многих своих детей. Однако недавние исследования Средневековья обнаружили примеры такого родительского горя по рано умершим детям, которое ничуть не уступает проявлениям чувств в другие исторические периоды.
Культуры Востока.
Идея послушания была главной составляющей семейной традиции высших классов Китая. В трактате «Наставления детям» Лю Пен Чжу (1084–1145) отмечает, что «служить правителю все равно что служить родителям». Детей китайской элиты предполагалось обучать в духе нравственных ценностей конфуцианства, как это сформулировано в другом, более позднем трактате: «Конфуций сказал, что путь к мудрости начинается с воспитания праведности в детстве. Это означает, что ребенка следует непрестанно учить не отвлекаться на глупые занятия, вкушать после старших, всегда повиноваться достойным и принимать бедных».
Традиционная японская пословица гласит: «Дети – это сокровища». В традиционной японской семье один ребенок (мальчик или девочка) оставался дома как наследник домашнего очага. Этот обычай, по-видимому, ушел в прошлое в результате американской военной оккупации после Второй мировой войны, однако японские семьи продолжают строиться вокруг детей. Японская система воспитания детей переменилась после войны, и теперь вместо того, чтобы готовить детей служить семье, их готовят к безболезненному поступлению в школу, освоению профессии и работе на большой фирме. Как и в Западной Европе и Северной Америке, школа дополнила семью в качестве первичного агента социализации.
На мусульманском Ближнем и Среднем Востоке в детях видят связь между прошлым, настоящим и будущим. В отличие от промышленно более развитых регионов мира здесь семейную жизнь и принципы воспитания детей определяют традиции. Большая семья преобладает в качестве ячейки общества, она формирует ценности, дисциплину, модели поведения, экономическую и социальную поддержку. В обмен на безопасную нишу от колыбели до могилы такая система большой семьи с раннего детства требует от всех своих членов конформности и верности. Однако по мере индустриализации стран Ближнего и Среднего Востока и их вступления в мировую экономическую систему традиционная культура семьи приспосабливается к новым условиям жизни. Сегодня дети из богатых городских семей пользуются благами школьного образования, современного здравоохранения и множеством других преимуществ современной цивилизации. Крестьянские семьи продолжают жить по-старому, однако дети городской бедноты выживают в основном за счет того, что нищенствуют, воруют и роются в помойках.
Дети в городе.
В Западной Европе и Северной Америке Новому времени предшествует период преимущественно сельской жизни в 17 и 18 вв., когда основной ячейкой общества являлась большая многодетная семья. Детей ценили как рабочие руки, и семьи с большим числом работающих детей имели больше шансов на выживание.
К концу 18 в. в мире происходят перемены: появляются новые города, возрастает роль торговли, в экономике многих регионов начинает господствовать промышленность. По мере того как обитатели городов пополняют средний класс, число детей и размеры семьи уменьшаются. Однако в бедных городских семьях число детей все еще остается большим, и такие семьи больше всего страдают от тяжелых условий жизни в промышленных городах. В европейских и американских городах 19 в. множество сирот и брошенных детей оказывается на улице, и многие видят в них причину мелких правонарушений и угрозу порядку в обществе. Для разрешения этой социальной проблемы реформаторы создают общественные школы, исправительные заведения, приюты для сирот и специальные учреждения, призванные размещать бездомных городских детей в крестьянских семьях, где может найти применение их труд. В конце 19 в. реформаторы принялись за улучшение в городах санитарных условий и качества питания детей, организуя, в частности, снабжение молоком отнятых от груди младенцев.
Прогресс в 19 и 20 вв. ознаменовался также возникновением педиатрии как раздела медицины, появлением специалистов в области детского здравоохранения (педиатров, детских психологов и психиатров) и все большими усилиями разрешить – полностью или частично – в масштабе целой страны такие проблемы, как детская смертность, эксплуатация детского труда и зависимость выживания многих детей от государственного обеспечения.
В современном развитом мире жизнь детей значительно улучшилась: снизилась смертность, а потому стало меньше шансов оказаться сиротами, пережить смерть сестры или брата или умереть до достижения зрелости. Сегодня людям легче дожить до появления внуков, но в то же время участились разводы, многие дети живут в неполных семьях, так отличающихся от большой семьи в традиционных культурах настоящего или прошлого. Их родители все больше полагаются на профессиональную помощь в воспитании детей. Дети находятся в школе дольше, чем в Средние века или там, где все еще господствуют традиционные культуры. Они проводят больше времени в группах сверстников, у них меньше братьев и сестер, зато такой ребенок может иметь отдельную комнату, свои деньги и даже собственные средства информации. Положение детей защищено ясно очерченными законами, хотя они и различаются в разных странах. Необходимо, однако, подчеркнуть, что улучшение жизни детей в 20 в. происходит неравномерно: несмотря на огромные успехи детского здравоохранения и образования, такие большие и этнически неоднородные страны, как США, Россия и Китай, отстают от Западной Европы, Канады и Японии.
Хотя здравоохранение и образование в большинстве развивающихся стран несколько улучшились, детская смертность здесь выше, а возможностей получить образование меньше, чем у большинства детей в промышленно развитых странах. В Африке смертность младенцев составляет 100 на тысячу рождений живых детей, что более чем вдесятеро превышает этот показатель в Европе или Северной Америке. Соответствующий показатель в Южной Азии составляет около 70, а в Латинской Америке – 55 смертей на тысячу рождений. Законы об обязательном обучении сделали всеобщим начальное образование в развитых странах, между тем как в развивающихся странах, например в Индии, лишь меньшинство детей ходит в школу и еще меньшее их число получает среднее образование.
Хотя в индустриализованных странах дети в среднем физически здоровее и лучше образованны, чем в развивающихся странах, им грозят многие неразрешенные социальные и экономические проблемы; рост числа самоубийств, распространение наркомании и насилия среди молодежи США свидетельствуют о том, что глубокие социальные изменения, связанные с кризисом конца 20 в., могут подорвать социальные институты и ценности, позволяющие детям и молодежи как личностям и членам общества реализовать свой потенциал. В будущем перед всеми странами стоит задача дать детям все преимущества современного мира и вместе с тем сохранить столь необходимое им чувство стабильности и безопасности, которое обеспечивалось в традиционных культурах.
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Воспитание детей – особая функция взрослых, которые берут на себя ответственность за физическую безопасность и развитие детей, а также их социализацию от младенчества до юности. Термин родитель в этом разделе относится к любому взрослому, ухаживающему за ребенком, независимо от степени родства. Мы привыкли думать о воспитании детей как о процессе внутри «ядерной» семьи, состоящей из биологических родителей и их потомства, иногда с добавлением дедушек и бабушек, дядей и тетей. Однако такая структура семьи не является универсальной (она редка и у животных). Разумеется, забота о ребенке – дело прежде всего биологических родителей, но многие воспитательные функции выполняют также люди, не связанные с ребенком биологическим родством.
Биологические и культурные особенности.
Процессы размножения сильно различаются у рептилий, птиц и млекопитающих, и столь же значительны различия в уходе за детенышами. Самка аллигатора охраняет свою кладку яиц, затем бережно переносит только что вылупившихся крокодильчиков в зубастой пасти и отпускает их в реку для самостоятельной жизни. У птиц мы наблюдаем различные формы выращивания птенцов. У одних видов самка откладывает яйца, а самец их высиживает и продолжает ухаживать за вылупившимися птенцами. У орлов оба биологических родителя охраняют и высиживают яйца, а затем в течение длительного периода кормят и защищают беспомощных птенцов. Лев-самец после спаривания не интересуется львятами: он охраняет территорию стаи, но может грубо отшвырнуть львят от убитой им добычи. Среди приматов самцы тоже обычно не участвуют в кормлении и уходе за малышами.
У человека физическое и умственное созревание потомства требует куда больше времени, чем у остальных видов животных. Почти во всех известных человеческих сообществах кормление грудью делает биологическую мать самым важным взрослым в первые несколько лет жизни ребенка. Во многих сообществах отцы не участвуют в воспитании детей до начала возмужания мальчиков и соответствующих обрядов инициации. Этнографические исследования обнаружили много сообществ, в которых первоначальный уход за ребенком поручается дяде, особенно брату матери. До недавнего времени среди европейской аристократии и крупной буржуазии было принято использовать кормилиц, а воспитание детей возлагалось в основном на нянек и гувернанток; отцы же участвовали в воспитании сыновей, когда мальчики уже могли охотиться, заниматься спортом или обучаться военному делу. Среди крестьян и бедных горожан во всем мире детей в первые годы их жизни оберегали как могли, но очень рано посылали работать: побираться на улице, ухаживать за домашней птицей, пасти единственную корову или буйвола.
Младенчество и первые 18 месяцев.
Воздействия окружающей среды в период эмбрионального развития могут решающим образом повлиять на физическое и психическое здоровье и интеллект ребенка. Его воспитание начинается с должной заботы матери о себе. С рождением младенца его выживание целиком зависит от родителей, которые должны регулярно его кормить, желательно материнским молоком, обеспечивать ребенку физическую безопасность, согревая его, охраняя от падения или соприкосновения с опасными предметами и очищая его тело от мочи и кала, чтобы предотвратить болезни и раздражение кожи. Составляя режим кормления, купания и сна, большинство родителей учитывает советы родственников и педиатров, а там, где родители умеют читать, они пользуются информацией из журналов и недорогих книг.
К концу 20 в. в США матерями все чаще становятся одинокие несовершеннолетние девочки-подростки, которые выросли в нищете и неполных семьях и поэтому часто плохо представляют себе, как надо заботиться о ребенке. Вдобавок эпидемия пристрастия к табаку, алкоголю, кокаину и героину среди беднейших слоев населения привела к стремительному росту числа брошенных младенцев и случаев плохого с ними обращения. Этими проблемами занимаются юридические, медицинские и социальные службы. В 1972 службы охраны детства получили сообщения примерно о 600 тыс. случаев жестокого обращения с детьми в возрасте до 18 лет, а в 1989 число таких случаев превысило четыре миллиона – отчасти потому, что были введены строгие правила, заставляющие работников здравоохранения сообщать об этих случаях. До относительно недавнего времени ранняя детская смертность была высокой даже в зажиточных семьях; кроме того, в отсутствие эффективных противозачаточных средств нежеланных младенцев в сельской местности часто оставляли погибать, а в городах подбрасывали на ступени церквей или сиротских домов.
Помимо непосредственного физического ухода ребенок нуждается в психологической заботе. Современная когнитивная психология считает, что организмом человека движет прежде всего желание понять окружающий мир через его исследование и создание организованных ментальных структур, «схем» или «сценариев», а по мере того как на втором и третьем году жизни развивается язык – и через обозначение словами и синтаксическими структурами. По мнению психологов этого направления, на протяжении всей жизни индивида происходит внутренняя борьба между потребностью в любви и привязанности окружающих и стремлением к личной самостоятельности, независимости, индивидуальному совершенству или власти. Родители снова и снова видят, как у младенца, ребенка, младшего школьника или подростка сильнейшая потребность в близости, любви и одобрении семьи, ближайшего окружения или этнической группы сосуществует со стремлением к отстаиванию своей уникальности и независимости.
Эти физические и психологические потребности отчетливо проявляются в начальные два года жизни ребенка. В первые три-шесть месяцев, хотя и преобладают потребности тела, у младенца должны возникнуть чувство доверия, опыт принадлежности, который родители формируют непрерывной заботой о физических нуждах ребенка, а также благодаря тому, что они ласкают ребенка, улыбаются ему, разговаривают и играют с ним. Младенец развивает познавательные способности и стремление к самостоятельности, играя в колыбельке с погремушкой, а по мере развития двигательных навыков – с простыми игрушками, которые обеспечивают разнообразие слуховых и тактильных ощущений. Между шестью неделями и тремя месяцами младенец начинает улыбаться, особенно после кормления, переодевания и в ответ на воркование взрослого. Когда взрослый и младенец оба улыбаются и смеются, у ребенка складывается прочное чувство привязанности и безопасности в присутствии надежного, предсказуемого и внимательного взрослого.
Концепция прочной привязанности в первые два-три года жизни ребенка стала предметом многочисленных исследований. Связь ребенка с родителями можно оценить, наблюдая его поведение в возрасте до двух лет, когда мать или другой «главный» взрослый уходит из поля зрения младенца либо оставляет его с кем-то незнакомым. Избыточно привязанные дети не переносят ухода матери; они настолько сильно от нее зависят, что не могут приспособиться к незнакомцу. У детей со слабой привязанностью не сформировалось чувство близости или постоянного взаимодействия со взрослым. Ребенок с прочной привязанностью в достаточной мере зависит от матери, но в то же время чувство безопасности и доверия позволяет ему спокойно ожидать ее возвращения.
Благодаря почти ежедневным легко наблюдаемым изменениям в выражении чувств и навыках движения и речи у подрастающего ребенка родительские обязанности в первые два-три года его жизни доставляют много радости. Однако не у всех детей те или иные навыки развиваются с одинаковой скоростью, и дети различаются по эмоциональному и социальному поведению. Проведенные психиатрами, психологами и педиатрами исследования обнаружили у младенцев поразительные различия в темпераменте, которые сохраняются в течение первых семи лет жизни, а затем могут постепенно сглаживаться под воздействием жизненного опыта. Пугливость небольшого числа детей, по-видимому обусловленная генетически, наблюдается сразу же после рождения и сохраняется много лет. Родители должны понимать, что «покладистость» детей, которых легко покормить и уложить спать, или «трудность» детей, склонных нервничать и плакать, – это стили поведения, а не проявление упрямства или злой воли и даже не свидетельство плохого воспитания. Для воспитания младенца важно уметь почувствовать его индивидуальные особенности и, если нужно, приложить дополнительные усилия, чтобы улыбнуться ребенку, развлечь его или предвидеть нежелательную реакцию пугливого или плаксивого малыша.
В эти первые полтора года для ухода за ребенком необходимо:
1. Соблюдать режим, обеспечивающий потребности ребенка в еде, уходе, чистоте и физической безопасности.
2. Постоянно находиться в эмоциональном контакте с ребенком, избегая появления у него избытка отрицательных эмоций; улыбаться, смеяться, ворковать и обнимать ребенка; предупреждать возможные осложнения, например тревогу ребенка, когда ему приходится спать в незнакомой колыбельке; справляться с неизбежными периодами детского плача, сдерживая свое раздражение, отвлекать ребенка, качая его колыбельку, укачивая ребенка на руках или с помощью других ритмичных движений, и, наконец, мириться с тем, что ребенок может долго плакать, даже когда он накормлен, перепеленут и его не раздражают посторонние предметы в колыбельке.
3. Способствовать формированию у ребенка звуков и речи, постоянно разговаривая с ним, а когда он становится постарше, читать ему; указывать и называть людей и предметы; повторять фразы, детские стишки и прибаутки, петь простые песенки.
4. Прививать двигательные навыки, давая ребенку достаточно места для безопасного ползания и толкания игрушек; поддерживать малыша при первых попытках ходьбы; играть с ним в такие игры, где предмет постоянно передается из рук в руки; хлопать в ладоши.
5. Развивать любопытство и исследовательское поведение с помощью красочных игрушек с подвижными частями, погремушек и разборных игрушек; выводить ребенка на прогулку, сначала в коляске, затем держа за руку; ползать с малышом по полу, позволяя ему залезать на взрослого, трогать его лицо и волосы и т.п.
Мы не делаем здесь различия между взрослым мужского и женского пола (разумеется, за исключением кормления грудью), потому что, как показали исследования, в этот период ребенку все равно, кто из родителей за ним ухаживает. Мужчины могут быть такими же любящими, заботливыми и нежными родителями, как и женщины. На втором году жизни ребенок может чаще стремиться к матери, когда голоден или испуган, а к отцу, чтобы поиграть, но эти различия возникают скорее всего из-за позиции родителей, отражающей традиционные ролевые ожидания, связанные с полом.
Дошкольный период.
Уход за детьми в возрасте от двух до шести лет включает много новых элементов. К двум-трем годам дети научаются говорить и понимать речь других. Для развития этих навыков крайне важна помощь родителей. Они должны говорить с детьми медленно, много раз повторяя слова и фразы, поощрять кивком и улыбкой овладение ребенком новыми словами и фразами. Не следует дразнить ребенка или резко поправлять, если он иногда ошибается в произношении или грамматике. Родители должны также проследить за тем, чтобы старшие братья и сестры не дразнили и не унижали младших и разговаривали с ними помедленнее.
Очень важно, о чем говорят родители с ребенком. Некоторые склонны ограничивать общение с детьми в возрасте от года до начала школьного обучения преимущественно короткими командами вроде «Пора есть», «Оставь мальчика в покое» или сентенциями типа «Это плохо», «Ты такая грязнуля». Другие родители тратят больше времени на то, чтобы стать посредниками между детьми и огромным миром, сложным и порой сбивающим с толку. Они указывают на людей, животных и предметы, называют их, рассказывают о них. Такое посредничество взрослого способствует развитию речи и понимания у ребенка.
Период от двух до шести лет можно также назвать возрастом игры. Швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896–1980) обратил внимание на то, что первые детские игры включают чувственно-двигательное удовольствие и исследовательскую деятельность. Удовольствие нетрудно заметить, когда ребенок играет с мягкими предметами, бегает и прыгает, повторяет одну и ту же игру типа «ладушек» или вместе с родителями произносит смешные звуки и стишки. Затем наступает важный период игры воображения, или «символической игры», как ее называет Пиаже. Немного позже приходят «игры по правилам», начиная с пряток и кончая азартными играми в «фантики» на улице или настольными играми вроде шахмат или «монополии» дома.
Для развития способности воображать себя в разных ролях и сопереживать другому, для расширения словаря ребенка и умения рассказывать крайне важен также период ролевой игры. По-видимому, благодаря ролевой игре ребенок скорее начинает понимать, что другие могут думать иначе, чем он. Там, где родители поощряют ролевые игры, раньше формируются способности к игре, требующей воображения.
В последние полвека к задачам охраны детства прибавился и контроль за тем, что дети смотрят по телевизору. Всепроникающее телевидение, образы которого непонятны дошкольнику, но привлекают его цветом, звуками и музыкой, может оказывать значительное воздействие на ребенка. Как показали исследования, у детей, часами сидящих перед телевизором, медленнее формируются способность думать и воображение. Постоянный просмотр передач, содержащих сцены насилия, а также быстро разворачивающееся действие и перерывы на рекламу делают детей пугливее, беспокойнее или агрессивнее. Родителям следует ограничивать время, которое дошкольник проводит перед экраном, и выбирать соответствующие его возрасту программы.
Младший школьный возраст.
Хотя в яслях и детских садах дети уже сталкиваются с некоторыми правилами общественного поведения, которого потребует от них школа, только с началом школьного обучения возникают настоящие проблемы. Родители должны помочь ребенку попасть по возможности в лучшую школу и обеспечить пунктуальное и регулярное посещение уроков. На данном этапе жизни ребенка особенно важны дисциплина и организация в семье. Ребенок сталкивается также с властью учителей – взрослых, не принадлежащих к семье, – и влиянием сверстников, порой принадлежащих к другим социальным слоям.
Исследования американских семей постоянно обнаруживают типологические различия в формах контроля за поведением ребенка и в отношении к дисциплине. В одних семьях ребенку предоставляют почти полную свободу, в других эта свобода жестко ограничена строгим присмотром. Семьи также сильно разнятся в том отношении, что в одних ребенку всячески выказывают заботу, его принимают всецело, к нему внимательны, в то время как другие отвергают ребенка или равнодушны к нему. Сопоставляя эти два стиля родительского поведения, мы обнаруживаем интересные сочетания результатов воспитания, характерные для разных семей.
Одним из важнейших требований к младшему школьнику, а затем и подростку является обуздание импульсивного поведения (самодисциплина, сопротивление давлению со стороны сверстников, отложенное вознаграждение). Долговременные наблюдения за импульсивными и плохо управляющими своим поведением младшими школьниками и подростками показали, что родители таких детей часто конфликтуют между собой и расходятся во взглядах на воспитание; подобные родители плохо готовят своих детей к решению таких школьных задач, как обучение чтению, письму и рисованию, не требуют от детей школьных успехов, а также редко дают им возможность участвовать в работе по дому или в воспитании младших сестер и братьев. Сочетание родительского пренебрежения и отторжения с пониженными требованиями к ребенку может в конечном итоге сделать его поведение неуправляемым.
Чтобы научиться читать, писать и считать, ребенок должен проявить некоторую самодисциплину, например сидеть тихо и сосредоточенно. Неуправляемый ребенок рискует не научиться читать за первые три или четыре года обучения, и если учителя и родители не наверстают упущенное в четвертом или пятом классе, все последующее школьное обучение становится непосильным бременем для ребенка. У таких неграмотных или полуграмотных детей может сильно пострадать самооценка; спасаясь от чувства изоляции, они станут искать выход в коллективных прогулах и употреблении наркотиков, алкоголя или табака.
Подростковый возраст.
В этот период обостряется конфликт между потребностью в любви и привязанности и стремлением к самостоятельности и умению полагаться на себя. Бунтуя на словах, подростки тем не менее смотрят на родителей как на ориентиры и образцы поведения, и на них особенно угнетающе действуют ссоры между родителями, их неудачи или проявления нечестности.
Полученные в 1991 результаты обследования более 4000 подростков в возрасте от 14 до 18 лет позволили оценить характер связи между типом семейных отношений и социальным развитием, школьными успехами, личными огорчениями и поведением подростков. В семьях, где авторитетные родители принимают ребенка и живут его интересами, но при этом строго его опекают и контролируют, подростки обнаруживают самую высокую психосоциальную подготовленность и меньше всего трудностей в эмоциональной сфере или поведении. Подростки из авторитарных семей, где строгость родителей не сочетается с интересом к ребенку и участием в его делах, наиболее послушны и конформны по отношению к требованиям взрослых, однако у них отмечается более низкая самооценка. Подростки из потакающих семей увереннее в себе, но при этом меньше интересуются школой, недисциплинированны и чаще употребляют наркотики. Там, где родители пренебрегали детьми, подростки чаще всего обнаруживают эмоциональное неблагополучие и нарушение норм поведения.
Очевидно, что забота родителей очень важна для подростков, даже когда они проводят больше времени в одиночестве или со сверстниками, чем дома в семье. Подростки продолжают оглядываться на родителей в поисках любви и внимания, а также правил или, по меньшей мере, каких-то образцов поведения.
См. также ЮНОСТЬ.
Нетрадиционные и альтернативные формы воспитания детей.
Традиционная ядерная семья, возглавляемая биологическими родителями, остается преобладающей, но уже не доминирует так, как раньше. В 20 в. законодательство облегчило разводы, и это резко увеличило число повторных браков и семей, в которых живут сводные братья и сестры. В тех слоях общества, где много матерей-одиночек подросткового возраста, воспитывать детей зачастую приходится бабушкам и дедушкам. Общество все легче принимает усыновление (удочерение) детей одинокими взрослыми или гомосексуальными парами, мужскими или женскими, особенно когда один из партнеров является биологическим родителем ребенка. В 20 в. женщины почти всюду стали работать, и это потребовало резкого расширения системы детских садов. Пребывание детей в детском саду в то время, как их матери работают, не оказывает на детей дурного влияния. По-видимому, крайне важно, чтобы за ребенком постоянно ухаживали одни и те же взрослые, будь то родители или воспитатели детского сада.
Женщины составляют большинство родителей-одиночек. Исследования показывают, что работающие матери, в целом удовлетворенные своей жизнью, одинаково хорошо справляются с детьми обоих полов. Тем не менее им бывает трудно правильно воспитывать мальчиков, особенно в семьях с низким уровнем дохода и в бедных районах. Развод, как правило, резко ухудшает финансовое положение женщины, и хороший детский сад становится недоступным. В случае незамужних матерей подросткового возраста их собственная незрелость, отсутствие социальной поддержки и родительских навыков создают необходимость в государственных программах совершенствования детских садов и учреждений здравоохранения.
В целом, если воспитатель, будь это даже родитель-одиночка, придерживается социально ориентированного, авторитетного стиля, включающего внимание и заботу о ребенке, то у его детей не возникает в дальнейшем заметных отклонений от норм поведения. Последствия развода могут быть длительными, особенно когда развод протекал драматично, а конфликт был долгим и публичным. Эти последствия сильнее проявляются у младших школьников и подростков. Если оба разведенных супруга регулярно видятся с детьми, регулярно обсуждают проблемы их воспитания и выказывают любовь к детям, долговременное последействие развода сводится к минимуму.
Жестокое обращение и пренебрежение.
Жестокое обращение с ребенком со стороны родителей или других взрослых воспитателей может происходить в одной из следующих форм или в их сочетаниях: 1) физическое унижение в форме жестокого наказания, чаще всего побоев и запирания дома; 2) половые злоупотребления, включающие изнасилование, генитальные, анальные и оральные формы секса или совращающие действия; 3) пренебрежение физическими нуждами, здоровьем и безопасностью ребенка; 4) отвержение, постоянное лишение любви, унижение и психологическое давление. Три первых типа дурного обращения теперь наказуемы по закону, но статистика их растет, во многом, по-видимому, за счет того, что о них чаще сообщают. Серьезные долговременные последствия всех форм дурного обращения включают потерю доверия, которая во многих случаях приводит к подозрительности, отчуждению от общества и трудностям при формировании близких отношений по достижении зрелости.
МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ
По тому, как дети «видят» мир, мы знаем, что они мыслят не так, как взрослые. Все следующие примеры взяты из реальной жизни.
Урсула (трех лет): «У меня в животике боль».
Мама: «Ляг, и она пройдет».
Урсула: «А куда она пройдет?»
Наивный вопрос Урсулы крайне важен. Обнаруживает ли этот вопрос примитивное понимание боли, характерное для детей и потом исчезающее? Следует ли матери Урсулы просто отмахнуться от этого вопроса? Пиаже рассматривал когнитивное развитие как процесс созревания, проходящий через хорошо различимые стадии к конечной цели – зрелому мышлению. До определенного возраста, утверждает Пиаже, высказывания детей обнаруживают незрелое мышление, и поскольку в это время вмешательство учителя-взрослого мало влияет на созревание когнитивных структур, родители и учителя могут не принимать всерьез подобные алогизмы Урсулы. Иллюстрируя незрелое мышление маленьких детей, Пиаже приводит следующий пример:
Взрослый: «Что делает луна, когда ты идешь гулять?»
Ребенок: «Она идет за мной».
Взрослый: «Почему?»
Ребенок: «Ее заставляет идти ветер».
Взрослый: «А разве ветер знает, куда ты идешь?»
Ребенок: «Да, всегда».
На самом деле взрослому тоже кажется, что луна повсюду следует за ним, однако взрослый, если он не поэт или душевнобольной, отметает это восприятие как иллюзию. Дети же относятся к нему серьезнее, к тому же сказки и детские стишки способствуют появлению у них анималистического мышления (предметы и силы природы живые и, подобно людям, чего-то хотят), однако предполагается, что с началом школьного обучения дети вырастают из такого способа мышления.
Следует ли воспринимать вопрос Урсулы насчет боли в животике как свидетельство ее примитивного мышления, из которого она вырастет естественным образом? Есть и лучший способ отреагировать на подобный вопрос ребенка. Его можно принять как приглашение к игре, в которой ребенок и взрослый вместе подумают над тем, что такое боль и в каком смысле она «проходит». Кажется странным, когда впервые задумаешься над этим, что боль проходит, но не приходит в другое место. Боль может также вернуться, даже вернуться в то же самое место, хотя в промежутке ее нигде не было. Взрослому все это уже известно, но лишь благодаря наивному вопросу ребенка взрослый внезапно обнаруживает, что он это знает. Вопрос о том, как заставить боль пройти, принадлежит медицине и психологии, однако вопросы о природе ментальных состояний вроде боли – где она и что значит для боли пройти – это вопросы, над которыми вправе задуматься любой. Подобно многим другим детям, Урсула в сущности показывает, что она готова задаваться вопросами, бросающими вызов даже склонному к размышлениям взрослому.
Джоди, несколькими месяцами старше Урсулы, спрашивает: «Мы живем или нас показывают по видео?». Вопрос Джоди вовсе не так прост и свидетельствует о том, что ребенок начал различать прямые передачи по телевидению и видеозаписи. Его вопрос сходен с вопросом шестилетнего Тима: «Откуда мы знаем, что все это не сон?». Аналогичный вопрос мы находим в диалоге Платона Теэтет, и он же образует центральную проблему философии другого великого мыслителя, Рене Декарта. Самое любопытное в вопросе о сне – это мысль о том, что любое свидетельство того, что мы не спим, тоже может нам присниться. Таков же вопрос о видео. Все, что доказывает нам, что идет прямая телевизионная передача (например, титры на экране: «Прямая трансляция»), могло быть заранее записано. Вопрос Джоди – это скорее вопрос, откуда я знаю, что сейчас не сплю (а не вопрос, как убедиться в том, что не все – сон), и этот вопрос подразумевает, что иногда я бодрствую. Проблема здесь в том, как выяснить наверняка, в каком состоянии я нахожусь в данный момент. Вопрос Джоди также предполагает, что одни события происходят в жизни, а другие записаны на видеопленке. Загадка в том, какие где. Отец Тима, заинтересовавшись, спрашивает сына, как бы он сам ответил на свой вопрос. Тим отвечает: «Я не думаю, что все это – сон, потому что во сне люди не приходят спрашивать, снится это или не снится». Такой ответ удовлетворит не всякого, но несомненно является шагом в нужном направлении.
Мышление детей может показаться удивительно наивным, однако оно напоминает нам о наиболее существенной особенности человеческого опыта – его зависимости от точки зрения. Четырехлетний Джон, который часто наблюдал, как исчезают вдали самолеты, впервые в полете сам. Когда самолет выравнивается на высоте полета, ребенок с удовлетворением и одновременно с недоумением замечает отцу: «А тут всё не становится меньше». Взрослые, которые улыбнутся наивности Джона, вряд ли сами в состоянии объяснить, как они ежедневно судят о размерах предметов.
Иногда мышление ребенка наигранно скептично, и взрослому следует подумать, не вступить ли в игру. Например, мать говорит ребенку (назидательно): «Ты не можешь находиться сразу в двух местах», на что ребенок шаловливо отвечает: «А ты можешь, ты же можешь быть в доме и на кухне». Взрослый скорее всего недооценит эту детскую логику в духе Алисы в Стране Чудес и ответит строгим: «Ты отлично понимаешь, что я имею в виду!», но лучше бы похвалить ребенка за сообразительность подкрепляющим «Это верно», а затем рассмотреть, в каких случаях это верно, чтобы исключить алогизмы (например, нельзя одновременно находиться вне и внутри дома).
Порой в детской мысли выражается тревога, а не просто удивление или озадаченность. Размышляя над тем, что помимо книг, игрушек и одежды у него есть две руки, две ноги, голова и что это его игрушки, его руки, его голова и т.п., шестилетний Джон задается вопросом: «Что из всего этого я сам?». В это время Джон размышлял о смерти своей собаки, попавшей под машину. Родитель или учитель, поддерживающий близкие отношения с ребенком, обычно знает, когда такое обсуждение следует продолжать дальше, а когда разговор разумнее перевести на другую тему. Конечно, родителям, которым трудно справиться с собственной тревогой, например по поводу смерти, будет гораздо легче сменить тему. Они должны, однако, осознавать, что для подлинно тревожного ребенка смена темы таит свои опасности и уход от обсуждения порождает новые тревоги. В случае Джона хорошим выходом из положения могло бы стать обсуждение того, что у стола, к примеру, есть его крышка и его четыре ножки, даже если у стола ничего, кроме крышки и ножек, нет. Части тела Джона включают голову, туловище и конечности, однако тот факт, что все они его части тела, не доказывает и не опровергает того, что помимо частей существует их владелец – разум или даже бессмертная душа. И разум, и душа – это тоже его разум и его душа.
Иногда дети спрашивают, с чего все началось, и не удовлетворяются до конца ни религиозным («Бог создал небо и землю»), ни научным (Большой взрыв) объяснением. Девятилетний Ник рассуждает: «Вселенная – это всё и всюду. Но если был Большой взрыв или что-то такое, то в чем он произошел?». С вопросом Ника нелегко справиться и самому умному ученому.
Подобно взрослым, дети порой думают о том, должны ли были события произойти так, как это случилось. В семь лет Джон случайно уронил свою любимую виолончель, и она разбилась. Мучимый раскаянием, он сначала пожелал, чтобы все это было видеопленкой, которую можно перемотать и пустить сначала. Позже он прибавил: «Так ведь все случится снова, потому что пленка-то одна».
Детское мышление нередко отражено и в сказках для детей. Те из них, которые уважительно относятся к мышлению детей, предлагают им своего рода «мысленные эксперименты», полные глубокого смысла. Примером может служить история Железного Дровосека из Волшебника Страны Оз Фрэнка Баума. Повествование о том, как Дровосеку отрубали по одной части тела, которые каждый раз заменялись на железные, заставляет размышлять, в какой степени и при каких условиях идентичность индивида сохраняется при замене его отдельных частей. Встреча Дороти с деревом, на котором растут коробки для завтраков (в сказке Баума Озма из Страны Оз) заставляет задуматься над тем, знаем ли мы наперед, что в реальном мире нет таких деревьев с листьями-салфетками и плодами-коробками, в которых лежат сандвич с ветчиной, маринованный огурчик и кусочек бисквитного торта.
ИГРЫ ДЕТЕЙ
Детские игры включают организованные и соревновательные, т.е. игры по заранее согласованным правилам. Хотя люди продолжают играть всю жизнь, в детстве они участвуют в играх чаще всего. В играх детей отражаются потребности ребенка, меняющиеся по мере его развития. Взрослые поощряют эти игры, видя в них способ укоренения социальных ценностей.
Среди игр выделяются народные (традиционные), которые передаются в культурной традиции из рук в руки, из уст в уста. Такие народные игры, как прятки, при неизменной в веках основе, сильно различаются в разных культурных группах. Народные игры живучи, потому что они основаны на известной всем традиции, важной для физического, социального и когнитивного развития ребенка. Организация игр облегчает общение, они содержат естественные и непринужденные физические упражнения. В рамках игры дети осваивают роли взрослых в обществе, обучаются различным стратегиям соревнования, сотрудничества и достижения целей. В играх дети зачастую терпимее к необычному поведению, здесь они осваивают новые роли и нащупывают границы допустимого. В любой культуре традиционные игры, особенно детские, позволяют понять основные ценности общества.
С возрастом типы детских игр меняются. В некоторых культурах игры маленьких детей нацелены на их физическое развитие, и только позже дети начинают играть, используя сложные стратегии. Изменения могут состоять в переходе от игр, отрабатывающих отношения между детьми, к играм, в центре которых ухаживание и другие проявления взрослой жизни. Многие игры напоминают об изменениях в самих развивающихся детях. Игры ставят перед детьми новые задачи и приучают их к новым ролям, они социально важны как структуры, в которых меняются роли по мере взросления.
Взрослые прививают детям навыки игр почти с младенчества. Игра в прятки, вероятно, первая народная игра, в которую дети играют друг с другом. Прятки вовлекают детей в изучение их окружения, что особенно важно, когда ребенок попадает в незнакомое место, в гостях или в лагере. Поскольку эта игра знакома практически всем, благодаря ей дети легко сходятся и быстрее привыкают к новому месту. Игра в прятки в сумерки – любимый способ отодвинуть момент укладывания спать.
Многие игры привлекают либо только мальчиков, либо девочек и, очевидно, способствуют освоению половых ролей в поведении. Например, прыганье через веревочку считается игрой для девочек, а игра в футбол – мальчишеской. Половые различия в выборе игр наблюдаются у детей начиная с пяти лет. Различны и способы социализации: мальчики склонны играть большими группами или командами, захватывая большую территорию, девочки же, напротив, чаще играют по двое-трое в укромных уголках.
Игры мальчиков обнаруживают борьбу за доминирование в группе, которая часто проявляется в физическом насилии и агрессии. В американских играх мальчики часто изображают поведение гангстеров. Проявление мальчишеской агрессии в игре может быть и словесным. Традиционные игры девочек изящнее и обнаруживают более тесное сотрудничество, как в игре в прихлопы или в веревочку; здесь также чаще, чем у мальчиков, проявляется неагрессивный словесный артистизм. В играх с прихлопом две девочки поют песенку так, чтобы движения рук соответствовали ритму; такая игра требует сосредоточенности и точности в действиях партнеров, если они хотят сотрудничать для продолжения игры.
Американские подростки отвергают как ребячество большинство игр с беготней, прыжками, хлопаньем или угадыванием. Однако структура этих игр сохраняется в поведении, которое теперь разрешается подросткам: в ухаживании, выпивке и катании на автомобиле. Хотя взрослые считают, что они выросли из возраста игры, в их жизни – в ухаживании, политике, бизнесе – легко обнаружить речевые обороты, метафоры и структуры детских игр. Любопытны национальные различия: если в играх американских мальчиков должен быть один-единственный победитель, то во многих японских играх победителей может быть несколько, и они делят плоды победы путем переговоров.
По мере того как расширяются исследования связи между формами игрового поведения и образом жизни в данном обществе, игры все чаще рассматривают как социальную практику: в них дети осваивают свои будущие роли и поведение в обществе, а также социальные правила, цели и структуры; тем самым игры направляют развитие ребенка.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978
Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. М., 1981
Кон И. С. Этнография детства. Историографический очерк. – В кн.: Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1983
Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985
Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М., 1989
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. М., 1991
Кле М. Психология подростка. М., 1991
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Фобии и страхи»