ПЕДИАТРИЯ
ПЕДИАТРИЯ, раздел медицины, занимающийся детскими болезнями и уходом за здоровыми и больными детьми любого возраста. Термин «педиатрия» имеет греческие корни: pais (paidos) – ребенок и iatreia – лечение. В соответствии с названием первоначально этот раздел медицины имел дело с болезнями раннего периода жизни и с лечением больных детей. В настоящее время педиатрия охватывает все аспекты жизни и развития детей, прямо или косвенно касающиеся их здоровья.
Исторический аспект.
Описания отдельных детских заболеваний появились в медицинской литературе еще в античные времена. В Средние века и в начале Нового времени было написано несколько книг по уходу за детьми. В Европе в тот период уже существовали специальные приюты для подкидышей; начало им положила построенная в 1421 во Флоренции богадельня Невинных младенцев. В США первая больница, принимавшая детей, появилась лишь в 1855. Педиатрия стала особой отраслью медицинских знаний, когда Э.Джакоби, основав в Нью-Йорке первую в США детскую клинику (1860), выдвинул идею специфики детских заболеваний.
Лечение детских болезней.
Основная причина обособления педиатрии как одного из важнейших разделов медицины заключается в том, что ребенка нельзя рассматривать упрощенно, считая его маленьким взрослым. Лечение детей в случае болезни и уход за ними, когда они здоровы, существенно отличаются от подходов, используемых в медицине для взрослых. Ребенок не просто маленький, для него характерна анатомическая, физиологическая, эмоциональная и иммунологическая незрелость. Вследствие этого детям свойственны заболевания, редко встречающиеся у взрослых, а течение и исход тех болезней, которые возникают и у детей, и у взрослых, зависят от степени зрелости заболевшего ребенка. Более того, поскольку организм ребенка постоянно растет и развивается, нарушения этих процессов приводят к заболеваниям, никогда не встречающимся у взрослых. Например, рахит развивается лишь в раннем детстве.
Не только организм ребенка сильно отличается от организма взрослого, но и дети разных возрастов от рождения до зрелости тоже различаются между собой. С возрастом существенно изменяются реакции ребенка на окружающие условия, его пищевые потребности, способность противостоять инфекциям и переносить разнообразные заболевания.
Чтобы эффективно применять лекарственные средства при лечении детей, необходимо знать не только соответствующие возрасту дозировки, но и переносимость каждого препарата. Появление различных противомикробных лекарственных средств, таких, как сульфаниламиды, пенициллин и стрептомицин, а впоследствии многих других антибиотиков широкого спектра действия, произвело переворот в лечении большинства бактериальных инфекций, характерных как для детей, так и для взрослых. Однако их применение в педиатрии осложняется рядом специфических проблем.
Периоды развития ребенка.
В сфере интересов педиатрии – здоровье человека на всем протяжении его развития от зачатия до зрелости, т.е. почти два первых десятилетия жизни, которые можно разделить на несколько периодов. В каждом из них дети существенно различаются по физическим и психологическим особенностям, а также по умственным способностям.
Пренатальный период.
Принято считать, что детство начинается с рождения, но для здоровья и развития ребенка важнейшее значение имеет пренатальный (внутриутробный) период жизни, когда плод еще созревает в матке. Два первых месяца внутриутробного развития, т.е. эмбриональный период, характеризуются быстрым размножением и дифференцировкой клеток. В результате из единственной оплодотворенной яйцеклетки развивается эмбрион, в общих чертах напоминающий младенца и имеющий закладки всех органов. В этот период организм наиболее восприимчив к таким вредным воздействиям, как облучение, недостаток кислорода, физическая травма и интоксикации вирусного или иного происхождения, каждое из которых может вызвать врожденные пороки развития любого органа. В следующие семь месяцев внутриутробной жизни, т.н. фетальный период, происходят рост и созревание органов плода до той стадии функционального развития, которая необходима для выживания вне тела матери после родов. В этот период беременности мать должна получать достаточное питание, чтобы физиологические процессы в ее организме могли обеспечить нормальное развитие плода и его возрастающие потребности. У нее должны быть исключены передающиеся плоду инфекционные заболевания типа сифилиса. Для обеспечения полноценного питания плода необходимо также нормальное функционирование плаценты. Кроме того, нужно избегать опасности преждевременных родов.
Если обратиться к причинам смерти младенцев, то к ним относятся: пороки развития, возникшие в пренатальный период под влиянием неблагоприятных обстоятельств; недоношенность; травмы новорожденных во время родовых схваток или родоразрешения. Исключительная важность нормального течения пренатального периода настолько хорошо известна, что врачи-акушеры регулярно обследуют женщин начиная с первых месяцев беременности, чтобы корректировать нарушения питания, поддерживать на хорошем уровне общее состояние здоровья, предотвращать патологию беременности, физически и эмоционально подготавливать женщину к появлению на свет ребенка, а также своевременно лечить осложнения беременности.
Постнатальное развитие.
Обычно выделяют следующие стадии постнатального (послеродового) развития ребенка: 1) период новорожденности – первый месяц после рождения; 2) собственно младенчество – со второго месяца до года жизни; 3) позднее младенчество (или переходный период) – второй год жизни; 4) дошкольный (младший детский) возраст – от 2 до 6 лет; 5) школьный (старший детский) возраст – обычно от 6 до 10 лет для девочек и от 6 до 12 лет для мальчиков; 6) подростковый (включая юношеский) возраст – от 10 до 18 лет для девочек и от 12 до 20 лет для мальчиков. На сроках подросткового возраста начинают сказываться половые различия: у девочек он наступает примерно на два года раньше, чем у мальчиков. Главные его черты: половое созревание, быстрый рост тела и формирование личности, свойственной взрослому человеку. Начало и завершение развития всех этих признаков имеют значительные индивидуальные различия.
Выявление характерных признаков и определение специфических потребностей развития детей каждой возрастной группы – одна из важных задач педиатрии. Например, когда было обнаружено, что темп роста ребенка заметно снижается на втором году жизни, стало понятнее, почему в этот период почти всегда у детей ухудшается аппетит. Различия в реактивности, свойственные детям разного возраста, решающим образом влияют на течение и исход разнообразных заболеваний.
Влияние среды.
Состояние здоровья ребенка сильно зависит от факторов среды, тогда как с достижением зрелости большинство людей адаптируется к ним. Оценить сравнительную важность отдельных факторов довольно трудно, однако неблагополучная среда обычно характеризуется рядом очевидных отрицательных признаков. Например, низкий экономический уровень семьи увеличивает вероятность неполноценного питания, скученности проживания, отсутствия чистоты и солнечного света в жилище, часто сочетается с чрезмерной трудовой занятостью матерей, их невежеством и как следствие отсутствием хорошего ухода за ребенком. В такой ситуации многократно возрастают детская, особенно младенческая, заболеваемость и смертность. Состояние здоровья детей младшего возраста может меняться в зависимости от времени года. В США, несмотря на борьбу с кишечными инфекциями, смертность от них летом выше, чем зимой. Смертность же от болезней органов дыхания в три раза выше в январе, чем в июле. Даже в пределах США выявлены поразительные географические различия детской смертности от дизентерии: она более чем в 10 раз выше в одном из южных штатов, чем в одном из северных.
Окружение ребенка имеет большое значение в развитии детских психических расстройств, наиболее важный фактор здесь – нестабильность семьи.
Причины детской смертности.
В разных странах и в различных условиях обитания главные причины детской заболеваемости и смертности, безусловно, неодинаковы. Кроме географических имеются также специфические различия причин заболеваемости и смертности детей разного возраста.
Первый месяц жизни.
Основные причины смертности новорожденных в США – это заболевания, обусловленные преждевременными родами и врожденными аномалиями. Смертность новорожденных остается непропорционально высокой, тогда как во всех остальных возрастных группах детей она неуклонно снижается. Фактически в первый месяц жизни умирает больше детей, чем за всю остальную часть первого года, а половина смертей новорожденных приходится на первый день после родов.
Преждевременные роды.
Недоношенность – не единственная и даже не основная причина смерти преждевременно родившихся детей, но она существенно повышает вероятность гибели ребенка, если у него есть какие-либо другие заболевания. Недоношенность можно рассматривать как ведущий фактор риска в первый месяц жизни. Так, общая смертность среди недоношенных детей в 15 раз превышает смертность родившихся в срок, и чем раньше ребенок родился, тем меньше у него шансов на выживание. Чаще всего недоношенные младенцы погибают вследствие кровоизлияния в мозг или из-за неспособности недоразвитых легких поддерживать жизнь вне матки. Бóльшая часть причин преждевременных родов до сих пор неизвестна. Однако многие врачи считают, что хороший дородовой уход и соответствующая акушерская помощь нередко могут предотвратить эту патологию. В настоящее время во многих случаях удается выхаживать детей, родившихся задолго до срока.
Врожденные аномалии.
Врожденные пороки и дефекты развития – следующая большая группа причин ранней детской смертности, а также многих форм патологии, приводящей к пожизненной инвалидности. Большинство врожденных пороков возникает в первые два месяца беременности. Некоторые из них являются следствиями заражения матери краснухой или аноксии (недостатка кислорода) плода, но чаще всего их происхождение остается неизвестным. Выяснение причин развития врожденных психических и физических дефектов и путей их профилактики представляет важнейшее направление исследований в современной педиатрии, на котором сосредоточены усилия специалистов в области акушерства, генетики, биохимии и многих других наук.
От месяца до года.
Главные причины смерти в этом возрасте – врожденные аномалии развития, т.н. «синдром внезапной детской смерти», пневмония и другие заболевания органов дыхания, болезни пищеварительной системы и нарушения питания, а также несчастные случаи. Многие из этих болезней можно предотвратить или излечить, если быстро принять необходимые меры.
От года до пяти лет.
К основным причинам смерти детей этой возрастной группы относят несчастные случаи, связанные чаще всего с дорожно-транспортными происшествиями, падениями с высоты, ожогами, отравлениями и утоплениями. Второе место среди причин смерти обычно занимают злокачественные опухоли, врожденные пороки и респираторные заболевания типа пневмонии. Осложнения туберкулеза и эпидемического менингита, бывшие раньше частой причиной детской смертности, теперь успешно излечиваются разнообразными антибактериальными препаратами, созданными в последнее время.
От пяти до четырнадцати лет.
Несчастные случаи, несомненно, – главная причина смерти в этой возрастной группе. Другие причины – злокачественные новообразования (включая лейкозы), врожденные пороки сердца и инфекции. Онкологическая патология у детей, мало отличаясь от взрослой, развивается стремительно и обычно с трудом поддается раннему распознаванию и лечению. Однако разработанные недавно средства химиотерапии раковых опухолей у детей обеспечивают более высокие показатели выживания.
Подростковый возраст.
В этот период причиной примерно половины всех смертей становятся несчастные случаи. Среди других главных причин – онкологические заболевания, болезни сердца, самоубийства и инфекции. У подростков наблюдаются выраженные половые различия в отношении причин смерти. Юноши обычно в два раза чаще девушек погибают в результате несчастных случаев, а у девушек пятое место среди причин смерти занимают заболевания, связанные с беременностью, наступившей до полного полового созревания и потому опасной для жизни. В связи с увеличением частоты подростковой беременности эта проблема приобретает особое значение.
Болезни, приводящие к инвалидности.
Одну из важных проблем педиатрии составляют не смертельные, но ведущие к инвалидности заболевания. К ним относятся такие врожденные пороки, как расщепленное нёбо, дефекты зрения и слуха, косолапость и другие пороки скелета и суставов. Однако самые частые причины длительной инвалидности – детский церебральный паралич, умственная отсталость, ревматоидный артрит, мышечная дистрофия и хронические заболевания легких. Классический пример заболеваний такого типа – умственная отсталость. Не менее 1 млн. детей в США имеют интеллектуальные способности ниже тех, что необходимы для окончания средней школы. Только недавно удалось преодолеть тяготевшие над этими детьми чувство стыда у родителей и полное безразличие общества к их судьбе. Теперь известно, что умственная отсталость имеет множество причин; проводится изучение путей ее профилактики и лечения. Необходимо, чтобы как можно большему числу умственно отсталых детей оказывали помощь врач, социальный работник, учитель, трудотерапевт и другие специалисты, усилиями которых должна быть выработана индивидуальная программа, наиболее подходящая для данного ребенка. Все чаще отмечается, что ранняя госпитализация таких детей в большинстве случаев неэффективна; еще предстоит выяснить наилучшие сроки и оптимальный тип учреждения для оказания стационарной помощи. Стало также очевидным, что избыточное давление на этих детей в школе или дома в тщетных попытках «приучить» к занятиям, как правило, только создает дополнительные проблемы поведения. Во многих школах организованы специальные классы для умственно отсталых детей; часто удается подыскать для них какие-то виды занятий, обеспечивающих их социальную адаптацию вне учебного заведения.
См. также УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ.
Для того чтобы помощь детям-инвалидам была максимально эффективной, обычно нужны координированные усилия множества специалистов, в первую очередь педиатров, невропатологов, хирургов (ортопедия и пластическая хирургия), психиатров, физиотерапевтов и логопедов.
Развитие педиатрии.
Сфера научных и практических интересов педиатрии в настоящее время значительно изменилась по сравнению с началом 20 в. Обеспечение детей, лишенных грудного вскармливания, безопасным очищенным молоком в значительной мере сократило число случаев тяжелой диареи, которая раньше была одной из основных причин младенческой смертности. Достаточное количество витаминов позволило фактически избавиться от рахита и цинги.
Болезни органов дыхания и острые инфекции все еще сохраняют первостепенное значение в структуре заболеваемости, но теперь они редко приводят к смерти. Это произошло благодаря разработкам вакцин против полиомиелита, кори, краснухи и некоторых других болезней, а также улучшению антибактериальной терапии осложнений, встречающихся при респираторных вирусных и прочих заболеваниях. Антибиотики значительно облегчили лечение пневмонии, менингита, инфекционных отитов, туберкулеза и сепсиса новорожденных. Гемолитическую болезнь новорожденных при несовместимости матери и плода по резус-фактору теперь можно предотвратить, вводя матери в соответствующий срок специфический иммуноглобулин.
Смертельные в прошлом болезни отступают одна за другой; акцент в подготовке педиатров и в их практической деятельности сдвигается в сторону профилактики детских заболеваний. На первый план выходят консультации по вскармливанию грудных детей, применение профилактических прививок, тщательное наблюдение за физическим ростом и развитием и ранняя диагностика отклонений от нормы, советы по рациональному питанию и воспитанию в различные периоды формирования ребенка. Пристальное внимание к детской индивидуальности позволяет выявить присущие только данному ребенку черты личности, его особые потребности и как можно лучше воспитать физически и нравственно здорового человека. На пути решения этой задачи лишь недавно обозначились специфические проблемы подросткового возраста как периода быстрого роста и развития.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В ПЕДИАТРИИ
Педиатрия, хотя и считается отраслью медицины, так же широка, как медицина в целом, а кроме того, включает в себя многие проблемы, которых нет в медицине для взрослых; в результате в самой педиатрии произошло выделение ряда специальностей.
Детская хирургия.
Хирургическое лечение детей младшего возраста – дело особой сложности, требующее специальных знаний и мастерства. Для детей необходимы существенно иные, чем для взрослых, условия проведения операций и типы оперативного вмешательства. Детям грозят другие осложнения, и им нужен иной послеоперационный уход. Значительные успехи детской хирургии последнего времени сделали реальным оперативное лечение многих врожденных пороков, ранее приводивших к смерти или глубокой инвалидности. Примеры тому – хирургическое устранение пороков сердца, непроходимости кишечника и мочевыводящих путей, а также расщепления верхней губы и нёба.
Детская стоматология.
Лечение зубного кариеса необходимо начинать в детстве, ибо в момент формирования зубных тканей он наиболее активен. Развитие кариеса – это не только проблема гигиены полости рта: имеют значение также характер питания и общее состояние здоровья. Очень малая и безвредная примесь фтора в питьевой воде способна примерно на 60% уменьшить частоту кариозного разрушения зубов. Это одно из серьезных достижений в профилактике кариеса, но многие другие факторы, влияющие на процесс разрушения зубов, еще предстоит выяснить. В детской стоматологии выделяют ортодонтию, занимающуюся случаями неправильного прикуса и нарушений роста челюстных костей у детей.
Детская психиатрия.
Понимание детской психологии необходимо при любых контактах, но у педиатра есть и особая задача – оценить взаимосвязь между здоровьем или болезнью ребенка, с одной стороны, и его эмоциональными и психологическими проблемами, с другой. Лишь недавно педиатры выяснили, что от условий содержания и воспитания ребенка зависят его аппетит, а следовательно, и нарушения питания, а также сон и активность, способность контролировать мочеиспускание и дефекацию; с этими же условиями связаны нарушения указанных функций и многие патологические состояния, встречающиеся не только в детском возрасте, но и в дальнейшей жизни. Детский психиатр диагностирует и лечит расстройства поведения у детей, однако все большее значение приобретает его роль наставника для педиатров общего профиля; последние в свою очередь должны разъяснять родителям, какие отклонения в поведении ребенка выходят за рамки нормы, и самостоятельно лечить многие эмоциональные расстройства детского возраста.
Профилактическая педиатрия и охрана здоровья детей.
Детские врачи активно участвуют в проведении мероприятий по охране здоровья молодого поколения, причем профилактическая деятельность занимает едва ли не две трети рабочего времени педиатра. Социально направленная профилактическая педиатрия – одна из важных государственных задач, решаемая параллельно с охраной материнства в рамках программ общественного здравоохранения.
Научные исследования в педиатрии.
Вклад педиатрии в фундаментальную биологию и медицину разносторонен. Одно из направлений интенсивных исследований касается пищевых потребностей, нарушений питания и оптимальных диет. В результате разработаны простые и безопасные способы вскармливания младенцев, что радикально изменило не только перспективы выживания детей грудного возраста, но и наши представления о нормальном росте и физическом развитии в начале жизни. Долговременное наблюдение за здоровыми детьми с тщательной количественной оценкой различных параметров способствовало накоплению информации, которая позволяет практическому врачу ответить на вопрос, задаваемый каждым родителем: «Нормально ли растет мой ребенок?». Значительный научный вклад был сделан педиатрией и в существующие представления о возрастном иммунитете к инфекциям; этому способствовали результаты оценки индивидуального уровня иммунореактивности, например с помощью кожных туберкулиновых проб или искусственной иммунизации дифтерийным и столбнячным анатоксинами, коклюшной, коревой и полиомиелитной вакцинами. В настоящее время усилия многочисленных исследователей сосредоточены на изучении болезней обмена веществ и процессов формирования психически здоровой личности.
См. также ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Ответь на вопросы викторины «Фобии и страхи»