ЖИВОКИНИ, ВАСИЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ
ЖИВОКИНИ, ВАСИЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ (1805–1874), знаменитый комик-буфф Московского Малого театра, актер преимущественно комедии, водевиля, оперетты. Специфическое искусство Живокини своими корнями восходило к традициям народного театра, итальянской комедии масок. Главным отличием его игры были импровизация и буффонада.
Настоящее имя Василия Живокини – Джиованнио Ламмона. Он родился в 1805 в Москве. Мать Живокини, Пелагея Васильевна Азаревичева, звезда балета в крепостном театре С.Г.Зорича. Отец – Иоахим де Ламмона вначале был декоратором, затем камердинером графа.
«СВЕТЛЫЙ КОМИК»
До 1825 Живокини учился в Московском театральном училище, получив профессии актера и музыканта (класс скрипки). В училище, по его воспоминаниям, учили «кое-чему и кое-как». Драматические уроки зачастую игнорировал, потому что ему была неинтересна старая манера игры, театральный наигрыш и выспренность жеста.
Петербургский актер И.И.Сосницкий, талантливый, тонкий мастер, гастролирующий в Москве в 1822, сильно повлиял на дальнейшую судьбу Живокини. Живокини впервые увидел начинавшее утверждаться реалистическое направление. «Очень понравилось мне то, что он вовсе не играл, как учил нас Фрыгин», писал впоследствии актер.
Дебютом Живокини на профессиональной сцене стали роль Глуп-Добридора в комедии Глухой, или Полный трактир (1824) и роль Митрофана Простакова в Недоросле Д.И.Фонвизина. Роль Митрофана была неоднозначна принята критиками: от восхищения до порицания молодого исполнителя за неверную трактовку. Живокини в этой роли был обаятелен, добродушен, по-детски наивен. Современники называли его «светлым комиком», он не мог сыграть отрицательного персонажа, сатирического героя. Его герои – простодушные отцы, хлопочущие о счастье своих дочерей, незадачливые женихи, всегда веселые неунывающие люди.
К.С.Станиславский вспоминал: «Он выходил на сцену и прямо шел на публику. Став перед рампой, он от себя говорил всему театру приветствие. Ему делали овацию, и уж после этого от начинал играть роль. Эту, казалось бы, непозволительную для серьезного театра шутку нельзя было отнять у Живокини, – до такой степени она подходила к его артистической личности. При встрече с любимым артистом души зрителей наполнялись радостью. Ему устраивали еще раз грандиозную овацию за то, что он Живокини, за то, что живет с нами в одно время, за то, что дарит нам чудесные минуты радости, радости, украшающие жизнь, за то, что всегда бодр и весел, за то, что его любят. Но тот же Живокини умел быть трагически серьезным в самых комических и даже балаганных местах роли. Он знал секрет, как смешить серьезом».
«ВОДЕВИЛЬ ЕСТЬ ВЕЩЬ!»
Живокини сумел создать единый образ, который варьировался, иногда внешне неузнаваемо менялся, но по сути оставался неизменным. Его любимым жанром был водевиль. Его отличала превосходная мимика, прекрасное чувство ритма, легкая, подвижная пластика. Один из самых музыкальных артистов своего времени, он играл как бы всем своим существом: телом, голосом, интонациями. Многие из водевилей спасала лишь талантливая игра актеров. В.Г.Белинский писал: «Актер столько творец, сколько и поэт! Это всего виднее в водевилях». Фарсы и импровизации Живокини рождались естественно, с поразительной легкостью. Многие из его импровизаций вошли в бытовую речь современников артиста, стали крылатыми фразами. Партнерша Живокини, А.И.Шуберт говорила, что он был немного однообразен, но зато брал своей неистощимой веселостью: «Выйдет, бывало, на сцену – сразу все горе забудешь. С публикой он не церемонился, говорил часто от себя, прибавляя к роли. Но ему все с рук сходило». Он умел точно и по-настоящему смешно выполнять самые, казалось бы, нелепые трюки, смешить, используя гротесковые, эксцентрические приемы, и при этом не выпускать из виду суть персонажа. Он умел свободно выходить из образа, из действия, и напрямую общался со зрительным залом, иронизировал по поводу своей роли и пьесы в целом. Часто Живокини упрекали в нарушении художественного вкуса, но эти упреки перевешивала искренняя благодарность зрителя.
Среди множества ролей, сыгранных Живокини, роль Льва Гурыча Синичкина в водевиле Д.Т.Ленского признавалась лучшей. Премьера водевиля состоялась в 1839, и спектакль имел феноменальный успех. Синичкин в исполнении Живокини был действительно плохим провинциальным актером, однако человеком опытным в закулисных испытаниях. Это был и пройдоха, и нежный отец одновременно.
Творчество Живокини, его органичность сценического поведения сродни творчеству М.С.Щепкина, основоположника реализма в театре. Они были партнерами в течение 40 лет. Живокини предъявлял те же требования, что и Щепкин своим ученикам и был взыскательным преподавателем актерского мастерства в Московском театральном училище.
Публика ходила на «на Живокини». Качество пьесы при этом почти не имело значения. Водевильные куплеты становились у Живокини своеобразными монологами, лирическими излияниями, в которых задушевность сочеталась с легкой иронией.
ЖИВОКИНИ В КЛАССИКЕ
Живокини редко изображал типы, поэтому его участие в пьесах А.С.Грибоедова (Загорецкий, позже Репетилов в Горе от ума), Н.В.Гоголя (Кочкарев и Подколесин в Женитьбе и Земляника в Ревизоре), А.Н.Островского (Рисположенский Свои люди – сочтемся, Градобоев – Горячее сердце, Толстогораздов – Не сошлись характерами!, Курицын – Не так живи как хочется и др.) вступало в противоречие с авторским стилем. Зато в ролях, дающих возможность обращаться к буффонаде (Арган – Мнимый больной, Алим – Школа жен Мольера; Грумио – Укрощение строптивой, Шут в Двенадцатой ночи У. Шекспира) он достигал совершенства.
В 1860-е Живокини выступал в опереттах. Это был близкий жанр к водевильному. Играл Живокини и в пьесах И.С.Тургенева и даже удостоился похвалы великого писателя (помещик Шпундик в комедии Холостяк, а также Алупкин в Завтраке у предводителя).
С 1834 Живокини ежегодно с успехом гастролировал в провинции. Однако в 1850-1860 его часто критикуют за фарсы, шаржирование, но в зрительской памяти искусство Живокини осталось незабываемо добрым, человечным и светлым.
Умер Живокини 18 (30) января 1874 в Москве.
Екатерина Юдина
Живокини В.И. Из моих воспоминаний. – Б-ка Театра и искусства. 1914
Сто лет Малому театру. М., 1924
Шуберт А.И. Моя жизнь. Л., 1929
Всеволодский-Гернгросс В.Н. Краткий курс истории русского театра. М., 1936
Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 тт. Т. 1. М., 1954
Зограф Н.Г. Малый театр второй половины 216202216 века. М., 1960
Белинский В.Г. О драме и театре (в 2-х тт.). Т. 1. М., 1983
Михаил Семенович Щепкин (в 2-х тт.). Т. 1. М., 1984
Григорьев А.А. Театральная критика. Л., 1985
Асеев Б.Н. История русского драматического театра первой половины XIX века. М., 1987
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»