ШУБЕРТ, АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА
ШУБЕРТ, АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА (1827–1909), урожденная Куликова, по второму мужу Яновская, русская актриса. Родилась 14 (26) марта 1827; сестра водевилиста и режиссера Александринского театра Н.И.Куликова и актрисы П.И.Орловой, партнерши П.С.Мочалова в Гамлете У.Шекспира. Впервые вышла на сцену в пятилетнем возрасте. Около двух лет училась в петербургском театральном училище, продолжила образование под руководством брата. С детских лет находилась под влиянием личности и сценического дара М.С.Щепкина, в чей дом впервые пришла в середине 1830-х годов.
Дебют Шуберт в Александринском театре состоялся в 1842 (Фанни в пьесе Э.Скриба Камилла, или Брат и сестра); после второго дебюта в феврале 1843 (Параша в Параше Сибирячке Н.А.Полевого) актриса была зачислена в труппу, где сыграла за сезон около тридцати ролей. В 1844 была переведена в московский Малый театр, на сцене которого дебютировала в комедии Скриба и Ф.-О.Варнера Вечная любовь. Играла много, в том числе Лизу в Горе от ума А.С.Грибоедова.
В 1847–1853 годах служила в Одесском театре, труппа которого была сформирована по рекомендации Щепкина (здесь играл и его ученик С.В.Шумский). Шуберт пользовалась в Одессе неизменным успехом. В 1853 актриса возвращается на петербургскую императорскую сцену; исполняет роли инженю. Отличительными чертами ее дарования, по воспоминаниям современников, были простота и естественность, верность тона и мимики.
В 1860, выйдя замуж за военного доктора С.Д.Яновского, снова оказывается в Москве, в Малом театре, где прослужит (с перерывом на сезон 1863–1864, который провела в Орле, играя преимущественно роли комических старух) до 1868. По словам артистки, ее «манило на московскую сцену то, что там серьезно относятся к своему делу». Среди созданных в этот период ролей Мария Андреевна (Бедная невеста), Любовь Гордеевна (Бедность не порок), Василиса Перигриновна (Воспитанница) А.Н.Островского, а также Квикли в Виндзорских проказницах Шекспира.
Покинув в 1868 императорскую сцену, Шуберт много играет в провинции (Тверь, Саратов, Казань, Орел), а также на частных сценах Москвы, Петербурга и его окрестностей. В 1860–1870-х годах с успехом читает современную поэзию с эстрады и в дивертисментах. В 1874–1876 участвует в спектаклях московского «Артистического кружка». В начале 1880-х годов – вновь на казенной петербургской сцене (приглашение А.А.Потехина, стоявшего в эти годы во главе репертуарной части Императорского Петербургского театра). Тогда же ей было поручено заведовать театральной школой. Последний выход Шуберт на сцену состоялся в 1882 в «Пушкинском театре» А.А.Бренко в бенефис П.Стрепетовой (Анна Петровна Незабудкина в Бедной невесте Островского).
В круг близких знакомых Шуберт входили Ф.М.Достоевский, А.Ф.Писемский, Потехин и другие литераторы; с некоторыми она вела дружескую переписку.
Умерла Шуберт в Крыму 11 (23) января 1909.
Шуберт А.И. Моя жизнь. Л., 1929
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»