СТАРИННЫЙ ТЕАТР
«СТАРИННЫЙ ТЕАТР», русский драматический театр в Петербурге в сезоны 1907–1908 и 1911–1912. Идея возрождения театрального представления в архаических формах своего времени принадлежала Н.Н.Евреинову, он сумел увлечь ею барона Н.В.Дризена, человека редких организаторских способностей, огромной энергии. Фанатик театрального искусства, Дризен руководил в Рязани театром, сам ставил пьесы и играл в них, позднее прославился теоретическими работами по истории русского театра. По мнению Евреинова, «Старинный театр» должен был начинаться с античного театра, но проф. Е.В.Аничков настоял на том, что европейский театр берет свои истоки в искусстве средневековья, и программа театра была составлена следующим образом: в два вечера сыграть литургическую драму 11 в., миракль 13 в., моралите 15 в., фарсы 16 в. и уличный театр 16 в. В дирекцию «Старинного театра» вошли М.Н.Бурнашев, Дризена и Евреинова. Бурнашев отправился в Париж и Кельн за материалами по истории средневекового театра, Дризен с той же целью посетил швейцарские монастыри, затем объехал Мюнхен, Нюрнберг и Ротенбург, Евреинов в России разрабатывал стиль постановок. К работе были привлечены художники Н.К.Рерих, М.В.Добужинский, Е.Е.Лансере, В.А.Щуко и А.Н.Бенуа. Бенуа написал эскизы занавеса и костюмы к спектаклю уличного театра. Музыкальным руководителем стал А.К.Глазунов, к работе подключились профессор Петербургской консерватории Л.А.Саккетти и московский композитор И.А.Сац. Параллельно с репетициями шли занятия: историю средневековой литературы читал Аничков, историю музыки Саккетти, Добужинский – историю иконографии средних веков, Евреинов – искусство средневекового актера. Труппу возглавил режиссер А.А.Санин. В первый вечер были сыграны литургическая драма Три волхва, начало которой возвестили фанфары «Старинного театра», и миракль Действо о Теофиле (художник И.Я.Билибин создал оформление в стиле миниатюры 12 в.). Во второй вечер играли моралите Нынешние братья в декорациях и костюмах Щуко и Лицедейство О Робене и Марион в декорациях Добужинского и с оригинальной музыкой, оркестрованной композитором Сацем, в режиссуре Евреинова. Закрывшись после первого сезона, «Старинный театр» возродился в 1911. Второй сезон был посвящен реконструкции испанского театра: постановки пьес Сервантеса, Лопе де Вега, Кальдерона, Тирсо де Молина. Фуэнтеовехуна шла в один вечер с комической интермедией Сервантеса Два болтуна, пролог комедии Лопе де Вега Великий князь Московский – гонимый император сопровождался религиозной драмой Кальдерона Чистилище святого Антония.
Старк Э.А. Старинный театр. Пг., 1922
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»