ШТАЙН, ПЕТЕР
ШТАЙН, ПЕТЕР (Stein, Peter) (р. 1937), театральный режиссер. В энциклопедических словарях П.Штайна принято называть немецким режиссером, хотя сегодня его творчество, несомненно, принадлежит всему европейскому театру.
Родился 1 октября 1937. Театральную деятельность начал в 1964 в Мюнхенском камерном театре в должности ассистента режиссера. Однако в 1968 был вынужден со скандалом покинуть театр – Штайн публично выступил против войны во Вьетнаме, призвав зрителей сделать пожертвования вьетнамскому Фронту освобождения. После этого два года работал в театрах Бремена и Цюриха. Первым этапом на пути к мировой известности стал для Штайна 1970, когда режиссер основал и возглавил театр Шаубюне (Schaubuehne) в Западном Берлине.
Уже в то время он проявлял последовательный и многогранный интерес к русскому театру. Это сказалось, в первую очередь, в его режиссерском почерке, продолжающем и развивающем традиции режиссуры К.С.Станиславского. Собственно, и сегодня в мировом театре трудно найти режиссера, столь истово отстаивающего принципы русского реформатора сцены: спектаклям Штайна, независимо от их тематики, всегда свойственна подробная, скрупулезно разработанная психология персонажей; любовно и тщательно воссозданная в декорациях и звуковом оформлении атмосфера места действия; подчеркнуто реалистический стиль игры. В 1970-е, во время бурных и эксцентричных авангардистских театральных экспериментов, этот чуть архаичный стиль прозвучал неожиданно свежо, и принес Шаубюне мировую известность. Здесь театральная стилистика вышла на новый виток спирали развития, возвращаясь к классическим методам постановок на новом, современном уровне.
«Русская» направленность отчетливо прослеживалась и в формировании репертуара – на сцене театра Шаубюне Штайн поставил Мать по М.Горькому (1970), Оптимистическую трагедию Вс.Вишневского (1972), Дачников М.Горького (1975), Трех сестер (1985) и Вишневый сад (1992) А.П.Чехова (последние два спектакля театр Шаубюне показал в России во время своих гастролей в начале 1990-х). Однако главной основой репертуара режиссера оставалась классика: «тремя китами» европейского театра П.Штайн называет античную драму, Шекспира и Чехова. И к их произведениям неоднократно возвращался на протяжении своей творческой жизни.
В Шаубюне Штайн оказался реформатором не только творческих принципов постановок, но и в стиле художественного руководства театром: всем членам труппы предоставлялось право голоса при выборе репертуара и определении театральной политики. На определенном этапе эта коллегиальность решений сильно его поддерживала – с ростом известности и международным признанием мастерства, режиссер получал все больше приглашений на постановки в театрах не только Германии, но и других стран. С 1986 много ставил за рубежом (в том числе – в оперных театрах), что естественно ограничивало время, уделяемое им Шаубюне. Гарантией целостности идущих спектаклей становилась не только их безупречная режиссерская выстроенность, но и высокая степень коллективной ответственности участников. Однако именно коллегиальность руководства привела в начале 1990-х к разрыву Штайна с театром Шаубюне. Причиной послужили планы режиссера грандиозной постановки полного текста Фауста Гете: труппа сочла, что такой спектакль грозит режиссерской «диктатурой» и лишает актеров возможности самовыражения. Фауст длительностью более 20 часов был им поставлен лишь десятилетием позже, со сборным международным составом актеров, и показан на Всемирной выставке «Экспо-2000» в Ганновере в 2000.
С начала 1990-х полностью стал «свободным художником», не связывающим себя долгосрочными контрактами с конкретными театрами. Это позволило ему сосредоточиваться на глобальных проектах (как правило – международных), представляющих собой грандиозные театральные эксперименты. С этого момента в его творчестве особенно громко зазвучали эпические мотивы. Одним из первых подобных проектов стала постановка Орестеи Эсхила в 1994 в Москве, на базе Театра Российской армии. Это был 8-часовой спектакль с участием российских театральных звезд – Е.Васильевой (позже ее заменила Т.Васильева), Л.Чурсиной, Т.Догилевой, И.Костолевского, Е.Майоровой, Е.Миронова и др. По отзывам критики, спектакль стал главным событием российского театрального сезона; а позже, во время международного гастрольного турне, заслужил признание зрителей Франции, Германии, Греции, Великобритании, Нидерландов.
Не менее громкой стала российская постановка П.Штайном Гамлета в 1998 (идея спектакля зародилась еще во времена работы над Орестеей). Е.Миронов, А.Феклистов, И.Купченко и другие участники Штайновского Гамлета считают эту работу по настоящему этапной, позволившей им перейти на новый уровень осознания Шекспира и проблем актерского творчества.
И все же главной российской темой для П.Штайна остается драматургия Чехова. В 2003, в рамках Эдинбургского международного фестиваля искусств, осуществил новый глобальный проект – две параллельные постановки спектакля Чайка: с англо-ирландской труппой Эдинбурга и с труппой Театра русской драмы Риги (с дополнительным приглашением артистов московских театров – Е.Стародуб, И.Шибанова, А.Лобоцкого). Этим проектом Штайн вновь подтвердил свою репутацию одного из самых тонких, понимающих и скрупулезных интерпретаторов Чехова, слегка консервативно воплощающего каноны легендарных мхатовских постановок русского классика.
Он много работает над оперными спектаклями. Так, его трактовка Кольца Нибелунгов Вагнера считается одной из лучших в 20 в. В оперном театре также прослеживаются особые отношения режиссера с русской культурой: в миланском театре Ла Скала Штайн осуществил постановку оперы Татьяна Репнина по одноактной пьесе А.Чехова; а в 2003, на мастер-классе с учениками оперной школы Галины Вишневской Штайн сообщил, что предполагает поставить трилогию опер Чайковского на тексты Пушкина – Мазепа, Евгений Онегин и Пиковая дама – с русскими певцами и русским дирижером.
Татьяна Шабалина
Michael Patterson, Christopher Innes (Editor). Peter Stein: Germany's Leading Theatre Director (Directors in Perspective). Cambridge University Press, 1982
Peter Stein. Peter Stein. Laterra, 1992
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»