ТЕАТР РОССИЙСКОЙ АРМИИ
ТЕАТР РОССИЙСКОЙ АРМИИ – первый профессиональный драматический театр в системе Министерства обороны. До 1946 назывался Театр Красной Армии, затем был переименован в Театр Советской Армии (позже – Центральный академический театр Советской Армии). С 1991 – Центральный академический театр Российской Армии.
Образован в 1929, в последующие годы по образцу этого коллектива на базе самодеятельности возникли другие театры в системе Министерства обороны: Театр Дважды Краснознаменного Балтийского флота (Лиепая, 1930), Прикарпатского военного округа (Львов, ранее – Киев, Одесса, 1931), Краснознаменный Черноморского флота (Севастополь, 1932), Краснознаменный Тихоокеанского флота (Советская Гавань, 1933), Краснознаменный Северного флота (Мурманск, 1935), Краснознаменного Дальневосточного военного округа (Уссурийск, 1937).
В 1930–1931 Театр Красной Армии возглавлял Ю.А.Завадский. Здесь он поставил один из заметных в то время в Москве спектаклей Мстислав Удалой И.Прута. При театре работала студия, ее выпускники пополняли труппу. В 1935 театр возглавил А.Д.Попов, с именем которого связан расцвет Театра Красной Армии. Архитектор К.С.Алабян создал проект совершенно особенного театрального здания – в форме пятиконечной звезды, с двумя зрительными залами (Большой зал на 1800 мест), с просторной сценой, отличающейся небывалой до того времени глубиной, с множеством помещений, приспособленных для цехов, театральных служб, репетиционных залов. К 1940 здание было построено, до того времени театр играл свои спектакли в Краснознаменном зале Дома Красной Армии, выезжал на длительные гастроли.
В начале 1950-х годов ЦТСА – один из сильных театральных коллективов столицы, известный далеко за ее пределами. Здесь работают артисты Л.Добржанская, А.Богданова, Г.Островская, В.Капустина, Н.Сазонова, Л.Фетисова, Л.Касаткина, Т.Алексеева, В.Попова, В.Зельдин, Д.Сагал, М.Перцовский, В.Пестовский, П.Константинов, Р.Ракитин, А.А.Петров, А.А.Попов, Н.Колофидин, П.Вишняков, Б.Ситко, В.Сошальский и другие. На его сцене идут вошедшие в историю отечественного театра спектакли Учитель танцев Лопе де Вега, Укрощение строптивой Шекспира, Давным-давно А.Гладкова, На той стороне и др.
В начале 1960-х годов театр возглавил А.А.Попов – к тому времени известный артист. Попов привлек к работе М.О.Кнебель, поставившую в ЦТСА три спектакля, молодого режисера Л.Хейфеца, давшего театру второе рождение. Спектакли режиссера Мой бедный Марат А.Н.Арбузова, Смерть Иоанна Грозного А.К.Толстого, Часовщик и курица И.Кочерги, Дядя Ваня А.П.Чехова на протяжении лет пользовались большим успехом. В ЦТСА работали режиссеры Б.А.Львов-Анохин, Д.В.Тункель, А.Б.Шатрин, М.М.Буткевич, но после ухода с поста главного режиссера А.А.Попова наступило время затишья. Лишь изредка оно взрывалось отдельными спектаклями, в разные годы поставленными на двух сценах театра такими режиссерами, как А.Сагальчик, Р.Горяев, Ю.Еремин.
В 1980-х годах на непродолжительное время главным режиссером театра стал Л.Е.Хейфец – первой его постановкой после длительного перерыва стал Павел I Д.Мережковского (в главной роли – О.И.Борисов). Режиссер привел в театр выпускников своей мастерской в ГИТИСе (ныне РАТИ), пополнил труппу театра свежими силами. Однако вскоре Хейфец покинул театр из-за конфликтов с военным начальством. После него театр возглавил Б.А.Морозов, ученик А.А.Попова, режиссер, зарекомендовавший себя интересными постановками в Москве и провинции. В ЦТРА Морозов по-новому осваивает пространство большой сцены театра. До ЦТРА Морозов работал на протяжении нескольких лет в Малом театре, и сюда с ним пришли ведущие артисты Малого театра Д.Назаров, Е.Глушенко, вернулся один из старейших художников И.Г.Сумбаташвили. Кроме главного режиссера, здесь работают режиссеры С.Вальков, А.Бурдонский, А.Бадулин, пробуют силы дипломники РАТИ. Существенно обновился репертуар театра, за последнее время Морозов выпустил получившие популярность спектакли Много шума из ничего и Отелло Шекспира, На дне М.Горького.
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»