ДОГИЛЕВА, ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
ДОГИЛЕВА, ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА (р. 1957), актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1989). Родилась 27 февраля 1957 в Москве. Четырнадцати лет снялась в эпизоде телефильма Отдать швартовы! (1977). В 1978 окончила ГИТИС (курс В.П.Остальского). Студенткой снималась в эпизодических ролях. Первой главной ролью стала Нинка в картине Безбилетная пассажирка (1978, реж. Ю.Победоносцев), вызвавшей отрицательные отзывы в прессе. Сценическая судьба Догилевой началась с невероятного успеха в дипломном спектакле Много шума из ничего, где она сыграла Беатриче. После этого актрису пригласили сразу три столичных театра. Она выбрала Московский театр им. Ленинского комсомола, в котором работала до 1985. На сцене Ленкома Догилева играла Нелли в спектакле Жестокие игры (реж. М.Захаров), ставшем ярким театральным событием. Роль Нелли осталась единственной работой Догилевой в Ленкоме. Зато кинематограф охотно эксплуатировал дар Догилевой не только плотно вживаться в роль, но и оживлять своим присутствием любую экранную ситуацию. Снимаясь поначалу в ролях второго плана – бойкой пловчихи Светки в Покровских воротах (реж. М.Козаков), простой и прямодушной Вики в Частной жизни (реж. Ю.Райзман), медсестры Веры в фильме Кто стучится в дверь ко мне (все 1982, реж. Н.Скуйбин), – Догилева легко и уверенно вводила в экранные миры разных картин девушек из толпы, простых и естественных. Этапной стала роль продавщицы Надежды в картине Блондинка за углом (1983, реж. В.Бортко), где актриса открыла для экрана новый социальный тип – по женски очаровательной, но твердо стоящей «на всех четырех» хозяйки жизни из всемогущей советской сферы обслуживания. При этом Догилева, казалось, с легкостью переходила от опереточной Пепиты в телефильме Вольный ветер (реж. Я.Фрид) к острохарактерной Кукшиной в Отцах и детях (оба 1983, реж. В.Никифоров), от безвольной и избалованной Марины в Прохиндиаде (реж. В.Трегубович) к драматичному и трогательному образу Кисочки в Огнях (оба 1984, реж. С.Шустер). Все найденное и закрепленное «ранней» Догилевой нашло свое воплощение на новом качественном уровне в образе медсестры Лиды из Забытой мелодии для флейты (1987, реж. Э.Рязанов). Актриса сыграла героиню своего времени, цельно и гордо противостоящую трудностям жизни и даже спасающую от нравственной гибели своего возлюбленного. Та же тема отозвалась и в роли Марины из Афганского излома (1993, реж. Бортко).
Перейдя в 1985 в Театр им. Ермоловой, Догилева играла в легендарных спектаклях режиссера В.Фокина Спортивные игры 1981 года, Говори, Шаткое равновесие, в спектакле Р.Виктюка Наш декамерон. Театральным событием стала Орестея (1994) в постановке П.Штайна, где Догилева играла главную роль.
Постсоветский кинематограф охотно использовал имидж «ранней» Догилевой, предлагая ей роли повзрослевших и приспособившихся к новым реалиям былых «девушек из толпы». Ее имиджмейкер Светлана в комедии Привет, дуралеи! (1996, реж. Рязанов), Наталья Борисовна в Стрельце неприкаянном (1993, реж. Г.Шенгелия), сестра героини в Детях понедельника (1997, реж. А.Сурикова) – разнообразные бизнеследи, цепкие, хваткие, живые и узнаваемые. Экран по-прежнему видит в актрисе социальный тип: хамоватая стукачка из ретро-фильма Восток – Запад (1999, реж. Р.Вернье), бойкая лимитчица в фильме Не хочу жениться! (1994, реж. С.Никоненко), простоватая и добрая служанка в Полианне (1998). В 1998 Догилева дебютировала как режиссер, поставив спектакль Лунный свет, медовый месяц.
Хлоплянкина Т. Татьяна Догилева. М., 1986
Сальникова Е. Парадокс об актрисе. – Театральная жизнь, 1991, № 2
Наша Скарлетт (Беседу вела Н.Щербаненко). – ТВ-парк, 1999, № 13
«Думать о прошлом – сойдешь с ума» (Беседу вел Ф.Медведев). – Мир новостей, 1999, № 29
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»