ШЕЛЛ, МАКСИМИЛИАН
ШЕЛЛ, МАКСИМИЛИАН (Schell, Maximilian) (1930–2014), австрийский и немецкий актер, режиссер, сценарист и продюсер. Родился 8 декабря 1930 в Вене, в семье поэта и драматурга Ф.Шелла и актрисы Маргарет Ноэ. Брат известной киноактрисы Марии Шелл. Получил образование в Цюрихском и Мюнхенском университетах, где изучал историю искусства, филологию, юриспруденцию. Еще в школе увлекся театром, играл в любительских спектаклях. Сценическую карьеру начал в 1953 в Базельском театре комедии, играл в театрах Эссена, Бонна, Мюнхена, Берлина, Лондона (1957), Нью-Йорка (1958), Зальцбурга (1959). С большим успехом исполнял роль Гамлета в Гамбурге (1963). Впоследствии ставил драматические и оперные спектакли в Германии, Австрии и Швейцарии.
В кино Шелл дебютировал в 1955, сыграв в фильме Л.Бенедека Дети, матери и генералы (Kinder, Mutter und ein General) молодого немецкого солдата, отказавшегося воевать и расстрелянного за нарушение присяги. Вскоре появился и в других немецких картинах о Второй мировой войне – Двадцатое июля (Der 20 Juli, 1955); Девушка из Фландрии (Ein Madchen aus Flandern, 1956). В дальнейшем герои военных лет становятся излюбленными персонажами Шелла, в их трактовке превалируют антинацистские и антимилитаристские интонации.
Ранние работы Шелла (также в фильмах Свадьба доктора Данвица – Die Ehe des Dr. Danwitz, 1957); Последние будут первыми – Die Letzten werden die Ersten sein, 1957) продемонстрировали высокую исполнительскую культуру этого актера с яркой внешностью (сочетание мужественной красоты и интеллекта). В 1958 был приглашен на съемки в Голливуд, где не без успеха дебютировал в фильме Э.Дмитрыка Молодые львы (The Young Lions, 1958) по роману И.Шоу. Его героем становится фанатичный гитлеровский служака, капитан Гарденберг, персонаж второстепенный, однако заметный даже на фоне игры М.Брандо и М.Клифта. Спустя три года, также в Голливуде, Шелл предстал в образе другого героя этой эпохи – адвоката Ганса Рольфе, выступающего защитником нацистских главарей на процессе в Нюрнберге (Нюрнбергский процесс – Judgement at Nuremberg, 1961, режиссер С.Крамер). Актерское мастерство Шелла было по праву оценено «Оскаром» за лучшую мужскую роль.
В 1962 Шелл в броской, несколько театральной манере создал образ Франца фон Герлаха, одного из центральных персонажей фильма В.Де Сика Затворники Альтоны (The Condemned of Altona) по Ж.-П.Сартру.
В Америке Шелл снимался в телефильмах (Гамлет – Hamlet, 1960) и приключенческих сериалах (д'Артаньян в телеверсии Трех мушкетеров – Three Musketeers, 1960), не отказывался от участия в мелодрамах (Упражнение для пятого пальца – Five Finger Exercise, 1962), комедиях (Топкапи – Topcapi, 1964), триллерах (Возвращение из пепла – Return from the Ashes, 1965); Смертельное дело – The Deadly Affair, 1967). Убедительно выглядел в главной роли биографической драмы о Симоне Боливаре (Simon Bolivar, 1968).
В 1970-е годы его коньком остались фильмы и роли антинацистского содержания (Человек в стеклянной кабине – The Man in the Glass Booth, 1975; Досье Одесса – The Odessa File, 1974), хотя ни сами эти фильмы, ни роли, сыгранные в них Шеллом, не идут в сравнение с картинами 1960-х. По праву войдя в мировую актерскую элиту, Шелл неизменно получал приглашения сниматься в крупных голливудских (Джулия – Julia, 1977) и копродукционных проектах, особенно в фильмах о Второй мировой войне (На один мост дальше – A Bridge Too Far, 1977, Штайнер – Железный Крест – Cross of Iron, 1977). Однако к этому времени главным приложением его сил и способностей становится режиссерская и продюсерская деятельность.
Первый опыт самостоятельной реализации кинопроекта (продюсирование фильма Замок – The Castle, по Ф.Кафке) состоялся еще в 1968. Как кинорежиссер Шелл дебютировал в 1971 экранизацией повести И.С.Тургенева Первая любовь (First Love). Следующая режиссерская работа Шелла, где он также выступил как автор сценария, продюсер и исполнитель главной роли, Пешеход (The Pedestrian, 1973), номинировалась на премию «Оскар» как лучший иностранный фильм. В 1984 Шелл снял многочасовой документальный фильм о Марлен Дитрих (Марлен – Marlene). Его последняя постановка – семейная мелодрама для американского телевидения Свечи в темноте (Candles in the Dark, 1993).
Шелл много снимался в 1980-х и 1990-х годах, сыграл Петра I в американском телепроекте Петр Великий (Peter the Great, 1986), неожиданно появился в роли Ленина в телесериале Сталин (Stalin, 1992). В Голливуде Шелл перешел на роли второго плана (Маленькая Одесса – Little Odessa, 1994; Столкновение с бездной – Deep Impact, 1998); Вампиры – Vampires, 1998), но в Германии играл главных героев (На крыльях любви – Wer liebt, dem wachen Flugel, 1999). Был женат на русской актрисе Наталье Андрейченко. В 2005 они развелись, у них есть дочь Настя.
Умер Максимилиан Шелл 1 февраля 2014 в Инсбруке.
Верник В., Церковер Э. Вам рассказывает артист. М., 1993
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»