ПЬЕРО
ПЬЕРО (франц. Pierot, уменьшенная форма имени Пьер), один из персонажей французского ярмарочного театра, возникший в середине 17 в., крестьянин-мукомол, отсюда – набеленное лицо персонажа. Прототип – маска Педролино из итальянской комедии дель арте, изначально ловкий, изворотливый, как все дзанни, но часто попадающий впросак персонаж. Актер играл его без маски, в широкой крестьянской рубахе из мешковины, а лицо обсыпал мукой. На сцене парижского театра «Комеди Итальенн» превратился в печального несчастного возлюбленного, соперника более удачливого Арлекина. Таким он предстает на знаменитом полотне А.Ватто Жиль.
В 1819 на сцене парижского театра «Фонамбюль» мим Ж.Г.Б.Дебюро стилизовал маску народного театра в образ отвергнутого несчастного влюбленного, одетого в белый балахон с жабо с длинными рукавами, широкие панталоны, остроконечную шапку. Дебюро первым переосмыслил популярную маску и ввел ее в авторский театр. Нового героя он играл с помощью традиционных приемов театра ярмарки-буффонады, гротеска и эксцентрики, но главным в его образе остались лиризм и жизненная правдивость переживаний, чем он и завоевал симпатии публики. Маска Пьеро стала классическим персонажем пантомимы, а Дебюро – основоположником жанра поэтической пантомимы.
Во второй половине 19 в. маска Пьеро участвовала в становлении амплуа цирковой клоунады и стала прототипом Белого клоуна. Дуэт напыщенного Белого (господина) и хитрого Рыжего (слуги) сыграли большую роль в развитии клоунады.
Двум маскам итальянской комедии была суждена долгая жизнь в искусстве. Вечное противостояние Пьеро и Арлекина каждая эпоха трактовала по-своему.
На рубеже 19–20 вв. маски итальянской комедии вновь подверглись стилизации мастерами модерна. Маска Пьеро зажила новой жизнью (полотно П.Сезанна Пьеро и Арлекин, портрет Мейерхольда в роли Пьеро в Балаганчике А.Блока работы Н.Ульянова), постановки В.Мейерхольда Шарф Коломбины, Маскарад, А.Таирова Покрывало Пьеретты, Ящик с игрушками, ностальгический образ, созданный А.Вертинским в его песнях). Персонаж французского ярмарочного театра вернулся к истокам – в эстетически переосмысленную в 20 в. итальянскую комедию дель арте и одновременно, эволюционировав в авторский театр, стал самодостаточным персонажем, театральным феноменом.
Во второй половине 20 в. образ Пьеро-Ж.Г.Б.Дебюро ожил и на экране в знаменитом фильме М.Карне Дети райка (1944). Роль Дебюро исполнил мим Ж.Л.Барро.
Елена Ярошевич
Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М., 1962
История западноевропейского театра, т. 1. М., 1981
Иллюстрированная история мирового театра. М., 1999
Маска и маскарад в русской культуре 18–20 вв. М., 2000
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»