ЯРМАРОЧНЫЙ ТЕАТР
ЯРМАРОЧНЫЙ ТЕАТР, вид народного театра в ряде европейских стран 16–18 вв. Возник в средневековье, развившись из шутовских обществ (Франция), камер риторов (Нидерланды), кружков мейстерзингеров (Германия). Жанром ярмарочного театра стали пантомимы, фарсы, моралите, фастахтшпили, представления которых строились на искусстве импровизации. Это были представления часто сатирического плана, с элементами гротеска и буффонады, наполненные грубоватым юмором. На ярмарках выступали также канатные плясуны, жонглеры, дрессированные животные – прототипы цирковых актеров.
Наибольшее распространение народный театр получил во Франции. Ярмарочный театр повлиял на сюжеты и проблематику драматургии У.Шекспира, Ж.-Б.Мольера. До нас дошли имена ярмарочных актеров – французских комиков 17в. Тебарена, Гро-Гильома, Готье. На ярмарочный театр Франции повлиял театр итальянской комедии дель арте, бродячие труппы которой гастролировали по всей Европе. Так в Париже появился театр «Комеди Итальенн», который играл комедию дель арте на французский манер, изменив, например, характер маски Арлекина: из второго Дзанни он превратился в первого, а затем и в главного героя жанра арлекинады. В век Просвещения сюжеты арлекинад черпались в пьесах А.Р.Лесажа, с чьим именем связан расцвет ярмарочного театра. С развитием капитализма ярмарочный театр пришел в упадок. На почве народного французского театра с середины 18 в. возникли театры бульваров, игравшие жанровые бытовые пьесы на современном материале, часто развлекательного характера, с любовной интригой, обязательно общепонятные и рассчитанные на широкого зрителя. Первые такие театры построены антрепренерами ярмарочных театров (Ж.Б.Николе на бульваре Тампль, 1759, театр «Фонамбюль», где с 1819 работал мим Ж.Г.Б.Дебюро).
В России ярмарочный театр зародился на народных гуляньях: на масленицу, Рождество, святки. Ярмарки и народные гулянья занимали заметное место в жизни городского населения. В Москве излюбленными местами гуляний были Девичье поле, Марьина роща, Новинское, Разгуляй. В Петербурге – Адмиралтейская площадь, набережные Невы и Фонтанки, где ставились катальные горки, балаганы, где разыгрывали арлекинаду, показывали свое искусство фокусники, жонглеры, акробаты, давали представления кукольные театры.
Чисто русским развлечением была медвежья потеха и раек. С учеными медведями на Руси ходили с незапамятных времен вплоть до начала 20 в. Медвежья потеха по сути представляла медвежью пантомиму: медведь кланялся, ходил с козой, показывал, как бабы на барщину ходят, как в гости собираются, как башмаки надевают. Публику веселили и проделки ученого медведя, и остроумный комментарий поводыря.
Балаган служил в дни ярмарок вначале торговым помещением, позднее – специальным сооружением для театрализованных представлений.
В балагане применялись трюки, которые можно считать зачатками цирка: демонстрация фигуры татуированной женщины, игра оркестра во чреве кита и т.д.
В конце 18 в. в балаганах представлялись инсценировки рыцарских романов, арлекинады, насыщенные сценическими эффектами: полетами, провалами, превращениями. Во время Крымской войны показывались батальные пантомимы, рукопашные схватки, взрывы, пожары с использованием машинерии, пиротехники. В балаганах братьев Легат, Лемана, Берга, Б.Бомбова выступали фокусники, акробаты, гимнасты, жонглеры, танцоры, кукольники с Петрушкой. Петрушечная комедия была очень распространена с конца 18 в. Театр Петрушки представлял собой театр под открытым небом. В других странах также существовал герой театра кукол, имеющий много общего с Петрушкой (Кашпарек в Чехии, Касперле в Германии, конец 18 в.).
Балаганы, раек существовали до 1930-х. Особенно велико их значение в формировании циркового искусства, в частности, искусства клоунады. В балаганах начали свой творческий путь А.Л. и В.Л.Дуровы, И.С.Радунский (Бим), Е.А.Лепковский.
Елена Ярошевич
Карская Т.Я. Французский ярмарочный театр. М. – Л., 1948
Кузнецов Е.Русские народные гулянья. М. – Л., 1948
Русские городские народные праздники, увеселения и зрелища. М., 2002
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»