Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко – создан в Москве в 1941, академический – с 1964.
В 1941 были объединены две оперные труппы, основанные реформаторами сценического искусства К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко. Труппа Станиславского возникла в конце 1918 как оперная студия Большого театра. Вторая – труппа Немировича-Данченко – была учреждена в 1919 как музыкальная студия МХТ (в 1926 оба коллектива получили статус государственных театров). Каждая из студий имела собственную программу и собственный репертуар, но в работе с артистами обе опирались на принципы системы Станиславского. Основатели отвергали идею пышной оперы – «концерта в костюмах». Они строили спектакль по законам драматической сцены, исследуя психологию каждого персонажа и воспитывая не только певцов, владеющих нюансами вокала, но и актеров, знакомых с драматическим мастерством.
В 1926 распоряжением правительства двум студиям было передано здание на Большой Дмитровке – бывшая городская усадьба графов Салтыковых, затем – Мятлевых. Оперная студия К.С.Станиславского и Музыкальный театр В.И.Немировича-Данченко работали в этом здании независимо друг от друга и выступали поочередно (похожая коллизия описана М.Булгаковым в Театральном романе, когда два знаменитых режиссера, не сумев поделить театр, создали две независимые труппы).
Постановки Станиславского были подробнее и лиричнее, тоньше по атмосфере, их отличали яркость актерской игры, неистощимая изобретательность минзансцен. Станиславский был традиционнее в выборе оперного репертуара, в афише его студии значились популярные оперы: Евгений Онегин (1922), Богема (1927), Кармен (1935), Пиковая дама (1930), Борис Годунов (1929), Царская невеста (1926), Майская ночь (1928), Севильский цирюльник (1933), Риголетто (1939).
Немирович-Данченко добивался репертуарного разнообразия, с одной стороны, обращаясь к оперетте (Перикола (1922), Прекрасная Елена (1937) Оффенбаха, Дочь Анго (1920) Лекока, Корневильские колокола (1932) Планкета)), с другой стороны, активно вторгаясь в классические партитуры и тексты. Так возникли его авторские версии оперных шедевров – Травиаты (1934) и Кармен (Карменсита и солдат (1923), а также музыкальный политический фарс Лизистрата (1923).
В 1939 в состав театра Немировича-Данченко вошла балетная труппа Викторины Кригер «Московский Художественный балет», основанная в 1929, которая пыталась реализовать принципы системы Станиславского в танце. Начав с классики – Корсара и Коппелии, труппа обратилась к советскому балету– Красному маку, Карманьоле. В состав коллектива входили А.Урусова, А.Клейн, А.Тольский, В.Бурмейстер, Н.Холфин (первый балетмейстер труппы в 1932–1938-х, поставивший балеты Соперницы – версию Тщетной предосторожности (1933) П.Гертеля, Треуголку (1936) С.Н.Василенко, Цыганы (1937) С.Н.Василенко, Бахчисарайский фонтан (1936) Б.Асафьева в постановке Р.Захарова). Драматический темперамент, виртуозная техника, тяготение к острому сценического рисунку характерны для ведущих танцовщиков труппы. Звездой труппы была Мария Сорокина. В работе труппы принимали участие Б.Мордвинов и П.Марков – режиссеры, воспитанные на идеях МХТ, стремившиеся приблизить балет к психологической драме или реалистической комедии. Идейная близость этих трех групп определила творческий почерк созданного в 1941 Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
C 1941по 1943 театр возглавлял В.И.Немирович-Данченко. Работа с современными композиторами стала основным направлением работы режиссера. Театр стал «лабораторией» по созданию новых опер и балетов. Свою задачу Немирович-Данченко видел в пропаганде оперного творчества молодых советских композиторов и достижений современной мировой оперы. Именно здесь впервые в Москве была исполнена Катерина Измайлова (1934) Дм. Шостаковича. До этого была осуществлена постановка оперы Северный ветер (1930, режиссер Л.Баратов) Л.Книппера по либретто В.Киршона, в 1936 – Тихий Дон И.Дзержинского, в 1939 – В бурю Т.Хренникова. В театре также работал выдающийся дирижер С.А.Самосуд, танцы в операх ставили талантливые танцовщики-экспериментаторы Н.А.Глан и А.А.Румнев. Немирович-Данченко придавал большое значение культуре изобразительного решения спектакля. В театре в разные годы работали такие оригинальные сценографы как И.М.Рабинович, И.И.Нивинский, В.В.Дмитриев, П.В.Вильямс, Б.Эрдман, Б.И.Волков (1941–1949 – главный художник), А.Ф.Лушин.
В годы Великой Отечественной войны театр работал в Москве. Были поставлены новые оперы: Суворов С.Василенко, Чапаев Б.Мокроусова (1942), Надежда Светлова И.Дзержинского (1943) и жизнеутверждающие оперетты – Мадемуазель Фифи (1941) Ц.Кюи, Нищий студент (1945) Н.Миллекера, Сказки Гофмана (1946) Ж.Оффенбаха. В историю хореографии вошел героический балет С.Василенко Лола (1943), Шахеразада (1944) В.Римского-Корсакова, Берег счастья А.Спадавеккиа (1948). После смерти В.И.Немировича-Данченко руководство театром взял на себя П.А.Марков (1943–1948).
В 1948 в театр влилась группа артистов Оперно-драматической студии им. К.С.Станиславского (основана в 1935) во главе с дирижером И.Б.Байном.
Сценическим принципам основоположников театра старались следовать режиссеры последующих поколений. Этапными для оперной труппы явились эпохи Леонида Баратова и Льва Михайлова. Эти режиссеры воспитали великолепных певцов и поставили спектакли, ставшие знаком «оттепели» в культурной жизни страны: Обручение в монастыре, Война и Мир С.Прокофьева (режиссер Л.Баратов) Катерина Измайлова Д.Шостаковича, Любовь к трем апельсинам С.С.Прокофьева, Порги и Бесс Дж.Гершвина (режиссер Л. Михайлов).
Леонид Баратов, ученик Немировича-Данченко, работавший с ним в студии еще в 1920–1930-х, стал в 1950-1959-х творческим руководителем труппы. В 1936–1938-х и 1943-1950-х он был главным режиссером Большого театра. Поставленные им на сцене Большого постановки Бориса Годунова и Хованщины М.П.Мусоргского, перекликавшиеся с историческими фильмами Сергея Эйзенштейна, вошли в историю русского оперного театра. На сцене Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Баратов впервые в Москве поставил один из шедевров 20 в. – оперу С.С.Прокофьева Война и мир (1957). Его же постановки – Сицилийская вечерня (1954) Дж.Верди, Кето и Котэ (1950) Н.Долидзе, Запорожец за Дунаем (1951). Его работы отличались выразительностью, слаженным музыкально-сценическим ансамблем.
В 1960 Л.Баратова сменил его ученик, режиссер Лев Михайлов. Для его спектаклей характерны оригинальное видение, глубокое проникновение в музыкальную драматургию. Он создавал в спектакле настоящий актерский ансамбль (среди лучших постановок Паяцы Р.Леонкавалло, Пиковая дама П.И.Чайковского, Виринея (1967) С.М.Слонимского, Кола Брюньон (1971) Д.Б.Кабалевского, Любовь к трем апельсинам С.С.Прокофьева, Порги и Бесс Дж. Гершвина, Так поступают все женщины (1962) Моцарта, Хари Янош (1963) Кодая. Вместе с дирижером Геннадием Проваторовым Лев Михайлов вернул в 1963 на российскую сцену Катерину Измайлову Шостаковича.
Для истории балетной труппы этапной стала «эпоха Бурмейстера» – 1941–1960, 1963–1970, когда главным балетмейстером театра был Владимир Бурмейстер, солист труппы В.Кригер. Свой первый балет Ночь перед Рождеством (1938) он поставил вместе с Ф.Лопуховым и П.Марковым. Он создал оригинальные, уникальные редакции Лебединого озера П.И.Чайковского (1953) и Эсмеральды (1950) Ц.Пуни. Среди его постановок Штраусиана (1941), Виндзорские насмешницы (1942), Лола (1943), редко исполняемый балет И.Морозова для детей Доктор Айболит (1947), Жанна д'Арк (1957), Снегурочка (1963) и др. В тот период на сцене танцевали В.Бовт, С.Виноградова, Э.Власова, А.Соболь, А.Чичинадзе, начинал М.Лиепа.
После В.Бурмейстера балетную труппу возглавлял один из солистов театра А.Чичинадзе (1971-1984). В числе его балетов Золушка (1971) С.Прокофьева, Коппелия (1975) Л.Делиба, новая редакция Дон Кихота (1981) Л.Минкуса, Сакунтала (1979) С.Баласаняна.
С 1985 главным балетмейстером работает Д.Брянцев, пришедший в театр из Государственного академического театра оперы и балета (ГАТОБ) им. С.М.Кирова, известный телеверсиями балетов Галатея (1977), Конек-Горбунок (1985), Браво, Фигаро (1987), Ковбои (1990). В театре он поставил балеты: Оптимистическая трагедия на музыку М.Броннера (1985), новую редакцию Корсара (1989) А.Адана, Отелло (1991), Укрощение строптивой (1996), ряд одноактных балетов – Браво, Фигаро! (1985), Скифы и Ковбои на музыку Д.Гершвина (1988), Одинокий голос человека на музыку А.Вивальди, Н.Паганини, О.Китаро (1990), Призрачный бал (1995) на музыку Ф.Шопена, Библейские легенды В.Бесединой и Саломея П.Габриэля (1997-1998), Дама с камелиями (2001), Цирк приехал (2002) В.Бесединой. Для хореографии Брянцева характерны сочетание классического языка танца с элементами свободной пластики, бытового, эстрадного, фольклорного танца, модерн-балета, а также разнообразие жанров – от многочасового спектакля до балетной миниатюры, от трагедии до комедии. Идут в театре также балеты В.Васильева Ромео и Джульетта (1990), Щелкунчик в версии В.Вайнонена, классические балеты Жизель и Шопениана В.Бурмейстера.
Особую страницу в истории театра составило сотрудничество с Берлинской «Комише опер» и работа с режиссерами Вальтером Фельзенштейном (Кармен,1969 Ж.Бизе) и Гарри Купфером (Похищение из сераля, 1984 В-А.Моцарта). Тем не менее в 1970-1980-е гг. театр находился в состоянии творческого застоя, преодолеть который пытался один из самых ярких дирижеров современности Евгений Колобов. Он поставил авторскую редакцию Бориса Годунова М.Мусоргского и малоизвестную оперу Беллини Пират (1984), собиравшую неизменный аншлаг. Пытаясь вдохнуть новую жизнь в несколько обветшавшую постановку Станиславского Евгений Онегин, Колобов вошел в конфликт с адмистрацией театра, отказавшись утвердить на роль Ленского 70-летнего народного артиста. В результате в 1989 Колобову пришлось уйти из театра. Вместе с ним театр покинули некоторые солисты, хор, музыканты оркестра, работники технических цехов. В 1991 они создали новый оперный коллектив – театр «Новая опера».
С 1991 по 2003 театр возглавляет ученик Л.Михайлова Александр Титель. Его первая постановка в театре – Руслан и Людмила М.Глинки (дирижер Г.Проваторов, художник С.Бархин) – современная интерпретация классической русской оперы, вызвала горячие споры среди критиков. Два следующих спектакля –величественная, чуть-чуть ироничная версия Эрнани Дж.Верди (дирижер – В.Горелик, художник В.Арефьев) и передающая очарование и скрытую печаль об уходящей юности Богема (дирижер В.Горелик, художник Ю.Устинов) были отмечены Национальной театральной премией «Золотая маска». Наиболее заметные постановки Тителя: наполненная чувственностью и грустью Франции Кармен Ж.Бизе в первой редакции (дирижер В.Горелик, художник В.Арефьев) 1999, остроумное и образное, изящно кокетливое Обручение в монастыре (2001) С.Прокофьева, (дирижер – А. Карапетян, художник В.Арефьев). Одна из последних премьер театра – авангардная версия Золотой петушок (2003) А.Римского-Корсакова, о которой много спорят. Продолжая традицию театра, режиссер обратился к постановке оперетты Летучая мышь И.Штрауса (2001, дирижер В.Горелик, художник В.Арефьев). На фестивале «Золотая маска» в 2001 постановки Летучей мыши и Обручения в монастыре номинировались на премии, однако по ряду причин театр отказался принять в нем участие.
Репертуар театра формируют и спектакли других режиссеров: Отелло Дж.Верди в постановке А.Бородина, стилизующая архаичный рисунок оперы 19 в., Таис Ж.Массне в постановке Б.Покровского, зажигательный, яркий Любовный напиток Г.Доницетти и Мадам Баттерфляй (2003) Д.Пуччини в постановке Л.Налетовой. На последнем фестивале «Золотая маска» в 2003 Баттерфляй получила премию сразу по нескольким номинациям.
Театру близок современный подход к сценографии, с ним сотрудничают такие художники, как В.Левенталь, С.Бенедиктов, В.Архипов, Е.Степанова. В 2001 французские режиссеры и художники Франсуаза Террон и Филипп Годфруа совместно со швейцарским дирижером Самуилом Фридманом осуществили постановку Фауста Ш.Гуно.
Современный стиль оперной труппы – тонкость и изящество в разработке мизансцен, что создает лирическую атмосферу в спектакле, психологическая глубина в раскрытии характеров, мягкий юмор, слаженный исполнительский ансамбль.
Оперная труппа театра молода: Ольга Гурякова (лауреат премии «Золотая Маска»-96), Хибла Герзмава, Ирина Аркадьева, Ирина Гелахова, Ахмед Агади, Михаил Урусов, Дмитрий Степанович, Анна Самуил (лауреат четырех престижных музыкальных конкурсов). Мастера старшего поколения: Леонид Болдин, Наталья Горелик-Оленина, Леонид Зимненко, Вячеслав Войнаровский также пользуются широкой популярностью, их приглашают петь в другие театры, в том числе – в Большой театр. Современные звезды балета театра – Наталья Ледовская, Татьяна Чернобровкина, Наталья Крапивина, Валерий Дик, Георги Смилевски, Антон Домашев. С 1999 театр проводит европейские фестивали современного танца EDF, которые каждый раз становятся событием в театральной жизни Москвы.
В настоящее время театр находится в хорошей форме, он имеет свое лицо, это сильнейший музыкальный театр Москвы, основанный на крепком репертуаре, в котором присутствуют и «оперные шлягеры» Верди, Бизе, Доницетти, и «трудные» для массового зрителя оперы Прокофьева, и раритетные, «музейные» постановки К.С.Станиславского (Севильский цирюльник, Евгений Онегин). Балетный репертуар также разнообразен: от «культового» Лебединого озера Бурмейстера до авангардных спектаклей на библейские и литературные темы Д.Брянцева и фестивалей современного танца. В этом секрет его успеха.
Елена Ярошевич
Виленкин В.Я. В.И.Немирович-Данченко. М.,1941
Кристи Г. Работа К.С.Станиславского в оперном театре. М.,1952
Марков П.А. Режиссура В.И.Немировича-Данченко в Музыкальном театре. М., 1960
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. И.,1962
Чудновский М. Викторина Кригер. М., 1964
Балет Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко М., 1975
Холфина С. Вспоминая мастеров московского балета. М.,1990
Белова Е. Героини балетов Д.Брянцева//Вопросы театра. М.,1993
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»