ВИВАЛЬДИ, АНТОНИО
ВИВАЛЬДИ, АНТОНИО (Vivaldi, Antonio) (1678–1741), итальянский композитор и скрипач; широкой известностью пользуются его виртуозные и мелодичные концерты. Родился в Венеции 4 марта 1678. Первым учителем Вивальди был его отец, скрипач собора св. Марка. В 1703 Вивальди принял сан священника, с 1704 по 1740 был директором музыки в Оспедале делла Пьета в Венеции – доме призрения сирот, который славился как лучшая в городе музыкальная школа для девочек. В Венеции главной его обязанностью было сочинение музыки, и он сочинял с редкой легкостью и быстротой. В огромном наследии Вивальди – множество опер, а также духовных сочинений. Однако как современники, так и следующие поколения выше всего ставили инструментальные сочинения Вивальди, прежде всего концерты. В 1740 Вивальди уехал из Венеции в Вену, где скончался 28 июля 1741.
Начиная примерно с середины 18 в. в Италии главенствовала опера, но в предшествующий период в течение ста лет пальма первенства принадлежала музыке для скрипки как инструмента, в наибольшей степени приближающегося к звучанию человеческого голоса. Среди предшественников Вивальди выделяется А.Корелли (1653–1713); в его сочинениях часто используются контрапунктические приемы, которые ко времени Вивальди уже считались старомодными. Сам Вивальди в меньшей степени был связан с традициями прошлого и стремился скорее к выразительности, нежели к выписыванию деталей.
Долгое время наследие Вивальди было известно по ограниченному числу напечатанных произведений, и только в 20 в. было предпринято издание полного собрания его инструментальных опусов, а именно 73 трио-сонат и 447 концертов для самых разнообразных составов. Вдохновение Вивальди нуждалось в оркестре; его сонаты вполне соответствуют стилю эпохи. Среди концертов многие написаны для одной и более скрипок, но немало и для духовых инструментов, в том числе 38 концертов для фагота; два концерта написаны для двух мандолин и несколько – для необычных инструментальных составов, например, для двух скрипок и двух органов. Иногда, особенно в скрипичных концертах, Вивальди не может преодолеть искушения продемонстрировать растущие технические возможности инструмента, и музыкальное содержание таких сочинений не слишком богато. С другой стороны, присущее композитору острое инструментальное чутье позволяет достигать звуковых эффектов необычайной красоты, как, например, в исключительно выразительной и оригинальной медленной части концерта для четырех скрипок си минор из опуса 3 (впоследствии И.С.Бах переложил этот концерт для четырех клавиров). Вивальди создал очаровательные и блестящие по фактуре концерты для флейты; его концерты для фагота требуют от исполнителя превосходной техники, раскрывая при этом и лирические, кантиленные возможности инструмента. Часто начальные темы концертов Вивальди – энергичные, моторные, но самая сильная и привлекательная сторона его дарования – лирическая. Медленные части его сочинений, особенно скрипичных концертов, по форме подобны небольшой трехчастной оперной арии, где материал экспозиции повторяется в репризе; великолепный пример – сицилиана из ре-минорного концерта (из опуса 3), отмеченная также интересным гармоническим письмом. Следует упомянуть также знаменитые четыре концерта Времена года (№ 1–4 из опуса 8).
Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И.С.Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника. Однако исследования творчества Вивальди позволили оценить его как крупного мастера, лучшие произведения которого сохраняют силу воздействия на слушателя.
Белецкий И. А.Вивальди. Л., 1975
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»