МИРЗОЕВ, ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
МИРЗОЕВ, ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1957), российский режиссер театра и кино.
Родился 21 октября 1957 в Москве. Впервые вышел на сцену в детском театре в Текстильщиках. После окончания школы учился в педагогическом институте, работал на заводе. Поступил в ГИТИС (сегодня – РАТИ) в 1976 на факультет режиссуры цирка (мастерская М.Местечкина). После окончания института в 1981 несколько лет занимался театральной журналистикой.
Режиссерская биография Мирзоева ведет свое начало с 1987, когда он принял участие в работе молодежного творческого объединения «Дебют» при театре «Ленком» (руководитель М.Шатров). В этом же году, в ноябре, он стал руководителем театра-студии «Домино» при Союзе театральных деятелей РСФСР. За полтора года в театре-студии поставил спектакли Тлеющие угли С.Беккета, Возможности А Г.Баркера, Полуденный раздел П.Клоделя, Эскориал М. де Гельдерода, Праздничный день О.Михайловой, Мадам Маргарита Р.Атайяда, Фрекен Жюли А.Стриндберга.
В 1989 эмигрировал в Канаду, в Торонто – город, который в англоязычном мире считается третьим театральным центром после Нью-Йорка и Лондона. Первые полгода он занимался неквалифицированным трудом и учил язык, а в декабре 1990 основал в Торонто театральную компанию «Horizontal Eight» («Горизонтальная восьмерка»), став одновременно и художественным руководителем труппы. В этом театре за четыре года он выпустил двенадцать спектаклей. Среди них Предложение и Медведь А.Чехова, Саломея О.Уайльда, Игроки в пинг-понг У.Сарояна, Коллекция Г.Пинтера, Сильнейший А.Стриндберга, Калигула А.Камю, Русский сон О.Михайловой и др. Ко многим спектаклям он сам разрабатывал сценографию и костюмы (в соавторстве с Д.Белопольским). Вскоре имя Мирзоева получило известность – его спектакли пользовались популярностью, его приглашали на проведение мастер-классов в университетах Торонто, Мичигана и др. Со студентами факультета театра и драмы Мичиганского университета поставил спектакль День рождения по пьесе Г.Пинтера.
В 1993 вернулся в Москву. Первый спектакль после возвращения, Женитьба Н.Гоголя, он поставил в Московском драматическом театре им. К.Станиславского (1994). Этот спектакль вывел Мирзоева в число интересных и спорных театральных режиссеров. Его приглашали на постановки, каждая из которых вызывала зрительский интерес и неоднозначную реакцию театральной критики – от восхищения до полного неприятия.
В конце 1990-х – начале 2000-х в театре им.Станиславского Мирзоев поставил спектакли Хлестаков Н.Гоголя, Голуби М.Угарова, Тот этот свет А.Казанцева, Укрощение строптивой и Двенадцатая ночь У.Шекспира, Пария и Кто сильнее А.Стриндберга, В поисках чудесного – современный балет-оперу по кругу идей Г.Гурджиева, философа и мистика начала 20 в. (спектакль сделан в сотрудничестве с балетмейстером из Торонто К.Франк и композитором А.Шелыгиным). В этот же период работал и в других театрах: Сирано де Бержерак Э.Ростана и Амфитрион Ж.-Б.Мольера в театре им.Вахтангова, Две женщины (сценическая версия Месяца в деревне И.Тургенева) в Ленкоме, Коллекция Пинтера по Г.Пинтеру в антрепризе Арт-Мост; Миллионерша Б.Шоу в театре Эстрады; Тартюф Ж.-Б.Мольера в Русском драматическом театре Вильнюса.
Простое перечисление названий очерчивает широкий круг театральных интересов и пристрастий режиссера – классика и авангард, в том числе – т.н. «новая драма» России: М.Угаров, О.Михайлова. Вскоре сформировался и круг «мирзоевских» актеров, которые работают с ним в рамках его метода. Сам Мирзоев определяет этот метод как своего рода сократический диалог – разговор «на равных», полноправное соавторство, заставляющее актера мыслить, искать ответы на поставленные режиссером вопросы. Такими актерами стали С.Маковецкий, Е.Шанина, О.Лапшина, молодые И.Гринева и В.Колганов. Но наиболее успешным стало сотрудничество Мирзоева с М.Сухановым, интересным и востребованным артистом сегодняшней Москвы. Суханов – участник почти всех театральных проектов режиссера, в 2002 он стал обладателем театральной премии «Золотая маска» за актерскую работу в спектакле Мирзоева Сирано де Бержерак. Работа Суханова 2003 в главной роли спектакля Мирзоева Лир (по Королю Лиру Шекспира) вызвала рекордное число статей и театральных рецензий. В то же время в большинстве их них работа режиссера и актера расценивается негативно, иногда – чуть ли не как провал.
В 2002 Мирзоев был приглашен в Мариинский театр Санкт-Петербурга на постановку опер Р.Вагнера Зигфрид и Гибель богов.
Осенью 2003 Мирзоев, ранее отвергавший предложения долгосрочной работы, стал художественным руководителем театра им.Станиславского. Начало своей деятельности в новом качестве он ознаменовал постановкой спектакля Семеро святых из деревни Брюхо по пьесе Л.Улицкой. Сложную трагикомическую эстетику спектакля-мифа, определенную режиссером как «медитация о русском юродстве», критики встретили широком разбросом мнений. На этом посту Мирзоев оставался всего один сезон. В настоящее время он вернулся к удобной для себя форме работы в качестве приглашенного на спектакль режиссера. Так, в 2006 им был поставлен спектакль Дракон по сказке Е.Шварца в Театриуме на Серпуховке; в в театре им.Вахтангова – Принцесса Ивонна (по пьесе Ивонна, принцесса Бургундская Витольда Гомбровича), в 2011 — Предательство (по одноименной пьесе Гарольда Пинтера).
Среди работ Мирзоева в смежных видах искусства – телевизионные постановки Русская народная почта (2002, пьеса О.Богаева, выпущена к 75-летию М.Ульянова), Страстное и сочувственное созерцание (2002, пьеса М.Курочкина), Любовь по Л.Петрушевской (1997), фильмы Учительница первая моя, или Мальчишник по-русски (1997) и Четыре Любови (2004), Знаки любви (2006), Борис Годунов (2011).
Татьяна Шабалина
Кутловская Е. Театр лечит неврозы. «Независимая газета», 2000, 30 марта
Аксенова Г. Антология русского уродства. «Независимая газета», 2003, 16 декабря
Алпатова И. В тридевятом царстве, в никаком году. «Культура», 2003, 18 декабря
Ванденко А. Демократия им.Станиславского. «Итоги», 2003, 21 октября
Шимадина М. У семи святых театр без кассы. «Коммерсант», 2003, 16 декабря
Мирзоев В. В России люди живут иллюзией, что деньги дадут им счастье. «Огонек», 2004, 21 декабря
Уход конем. Интервью с Владимиром Мирзоевым. «Московский комсомолец», 2004, 28 сентября
Владимир Мирзоев: У зрителя есть миф, и с ним нужно работать. «Ведомости», 2005, 6 февраля
Давыдова М. Лиру – Лир. «Известия», 2005, 9 марта
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»