ТЕАТР ИМ. ЛЕНСОВЕТА
ТЕАТР ИМ. ЛЕНСОВЕТА, Санкт-Петербургский государственный академический театр им. Ленсовета создан в Ленинграде в 1933 году.
За годы своего существования несколько разменял название:
1933–1952 – Ленинградский государственный Новый театр
1953–1980 – Ленинградский государственный театр им. Ленсовета
1981 – Ленинградский государственный академический театр им. Ленсовета
1992 – Санкт-Петербургский государственный академический Открытый театр
1999 – Санкт-Петербургский государственный академический театр им. Ленсовета.
Первый спектакль Ленинградского государственного Нового театра состоялся 19 ноября 1933 года. Это была пьеса Бешеные деньги А.Островского в постановке режиссера И.Кролля. С самого начала основной акцент ставился на студийных принципах Нового театра.
Первая премьера состоялась в оборудованном театральном здании – помещении бывшей голландской церкви на Невском, 20, где прежде работал расформированный Реалистический театр. Значительная часть его труппы влилась во вновь организованный театральный организм.
Однако через два месяца после открытия здание бывшей голландской церкви сильно пострадало от пожара, молодой театр остался без крова. Несмотря на то, что практически сразу было принято решение о предоставлении театру другого помещения, на ул. Рубинштейна, период скитаний затянулся почти на три года: здание требовало серьезного ремонта. Только в 1936 театр открыл сезон на новом месте спектаклем Слава по пьесе М.Гусева.
Творческая ситуация в Новом театре складывалась довольно парадоксально. Большинство актеров обладали значительным опытом эстрадной работы; однако именно эстетические принципы эстрадного действа считались в театре порочными и искоренялись всеми способами. Так, например, в спектакле Слава две эпизодические роли исполнял молодой, тогда еще никому неизвестный актер Аркадий Райкин. Его работа была оценена чрезвычайно низко именно из-за следования эстрадной эстетике, и артист очень скоро вынужден был покинуть Новый театр. В целом в своих эстетических поисках театр колебался между публицистическим и традиционно-реалистическим стилями. Традиционная стилистика использовалась в основном в спектаклях по классическим произведениям, при этом в своей репертуарной политике театр ориентировался на пьесы, не имевшие к тому времени значительной сценической истории (Три сестры, Варвары, Повести Белкина).
В 1937 Новый театр возглавил известный актер и режиссер мхатовской школы, воспитанник К.С.Станиславского Б.Сушкевич. Он привел с собой выпуск своего курса Центрального театрального училища (ныне – СПГАТИ). На сцене Нового театра появились дипломные спектакли этого курса (Мера за меру и Дети Ванюшина). Театр вновь объединился на основе студийных принципов работы. В репертуарной политике отчетливо была видна тяга к серьезным историческим проблемам (Мария Стюарт и Заговор Фиеско Шиллера, Перед восходом солнца Г.Гауптмана).
В октябре 1940 Новый театр выехал на гастроли на Дальний Восток, по военной путевке обслуживать части Особой Дальневосточной армии. В Ленинград вернулся только после Великой Отечественной войны, в августе 1945. Именно тогда Новый театр получил свое нынешнее помещение – здание на Владимирском проспекте, 12. Когда-то здесь размещался купеческий клуб с рестораном, игорным залом, отдельными кабинетам, и носящий название «Игорного дома».
В 1946 Б.Сушкевич скончался, и Новый театр остался без художественного руководства. Недолгое время театр возглавляли Б.Зон, С.Морщихин. А в 1951 главным режиссером Нового театра стал Н.Акимов, проработавший здесь пять лет, до своего возвращения в Театр комедии.
И вновь в театре складывается парадоксальная ситуация. Недавние ученики Б.Сушкевича, прошедшие школу мхатовского психологизма, столкнулись с полярной индивидуальностью режиссера. Н.Акимов последовательно исповедовал принципы эксцентрики, яркой внешней формы, преобладающей над психологической убедительностью. Основная профессия и мощная индивидуальность Акимова как сценографа закономерно приводили в тому, что психологизм в его театральной концепции отодвигался на периферию сценического действа, гораздо важнее оказывалась тщательная разработка визуального образа спектакля. Тем не менее, именно этот опыт привел Новый театр к первому серьезному творческому взлету. Актеры с радостью окунулись в непривычную для них игровую стихию, азартно осваивали новые принципы существования на сценической площадке. Наиболее значительными спектаклями акимовского периода стали его постановки пьес Тени М.Салтыкова-Щедрина и Дело А.Сухово-Кобылина. В спектаклях современного репертуара также преобладала комедия (Весна в Москве М.Гусева, Европейская хроника А.Арбузова). В этот период в театре работали такие актеры, как Г.Короткевич, П.Панков, А.Абрамов, В.Петров, О.Каган и др.
После возвращения Н.Акимова в Театр Комедии, творческий кризис театра, – теперь уже театра им. Ленсовета, – продолжался до 1960, пока его не возглавил молодой режиссер, ученик Г.Товстоногова, И.Владимиров. Вместе с ним пришла в второй режиссер, верный соратник Владимирова, Н.Райхштейн. Театр стремительно вырвался на новый виток своего творческого развития.
И.Владимиров возвратил театр к полюбившейся ему яркой игровой стилистике, обогатив чертами лирической публицистики и всепроникающей музыкальной стихии. Ставка делалась на молодых актеров: А.Фрейндлих, Д.Барков, Л.Дьячков, Г.Жженов, Н.Пеньков, А.Петренко, А.Равикович, В.Харитонов. Их имена сегодня вошли в историю российского театра и кинематографа, и многие из них на долгие годы связали свои судьбы с театром им. Ленсовета. Позже в театр пришли талантливые актеры М.Боярский, Л.Луппиан, С.Мигицко, Л.Малеванная, И.Мазуркевич, молодой режиссер Г.Опорков.
В репертуаре театра появились молодежные пьесы – Мой бедный Марат и Таня А.Арбузова, Пигмалион Б.Шоу, Ромео и Джульетта У.Шекспира. Новое репертуарное направление началось со спектакля-ревю Женский монастырь В.Дыховичного и М.Слободского. Музыкальная комедия, разыгранная драматическими артистами, приближала спектакль к жанру мюзикла, резко выделяя его из всего остального репертуара ленинградских театров.
«Серьезная» и «музыкально-комедийная» линии впервые объединились в спектакле Трехгрошовая опера по Б.Брехту (1966). Публицистическая эстетика зонгов и яркой эксцентричной манеры существования объединялась в тему трагического балагана. В этом спектакле А.Фрейндлих блистательно играла миссис Пичем, создавая острохорактерный образ, близкий к Любительнице абсента П.Пикассо.
Любимыми спектаклями ленинградских зрителей, шлягерами 70-х гг. стали близкие к этому жанру Укрощение строптивой, Дульсинея Тобосская, Люди и страсти, Левша.
При театре открылся его филиал – Молодежный театр, основу которого составили ученики Владимирова по ЛГИТМиКу (ныне – СПГАТИ). Актеры филиала были заняты в спектаклях основного репертуара театра им. Ленсовета, а на малой сцене играли свой самостоятельный репертуар. Его составляли такие спектакли, как Старший сын и Прошлым летом в Чулимске А.Вампилова, Мать К.Чапека, Бесприданница А.Островского. В 1980 Молодежный театр во главе с его режиссером С.Спиваком выделился в отдельную театральную структуру, сохранив при этом свое название (сегодня – Молодежный театр на Фонтанке).
Публицистическая и нравственная линия театра им. Ленсовета была продолжена в спектаклях Интервью в Буэнос-Айресе, Станция, Спешите делать добро, Нечаянный свидетель. Классическая – в Преступлении и наказании, Вишневом саде.
Однако театру им. Ленсовета не удалось избежать творческого кризиса, характерного для всех ленинградских театров 1980-х годов. Распалась актерская команда: театр покинули М.Боярский, А.Равикович, И.Мазуркевич. Последней, возможно, самой серьезной потерей стал уход А.Фрейндлих. Театр сдавал свои позиции, зрители ходили сюда больше по привычке. Традиционный для Ленинграда тип «театра одного режиссера» уходил в прошлое.
И.Владимиров умер в 1999. Последние годы он много и тяжело болел, работать не мог. Сегодняшний художественный руководитель театра им. Ленсовета В.Пази фактически принял труппу в 1996. (Незадолго до этого спектакль Пази Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей, поставленный в театре им. В.Ф.Комиссаржевской, получил сразу три самых престижных питерских театральных премии «Золотой софит»). Творческой манере режиссера свойственно объединение изысканной театральной формы, прихотливость режиссерского решения с принципиальной установкой на кассовость спектаклей, его ориентацией на самые разные круги зрителей. В.Пази поставил в театре им. Ленсовета целый ряд успешных спектаклей, в том числе Лицо, Дверь в смежную комнату, Братец кролик на Диком Западе, Прекрасное воскресенье для пикника.
Очень важно то, что В.Пази не боится творческой конкуренции; на сцене театра им. Ленсовета широко представлены спектакли других талантливых режиссеров – Ю.Бутусова, О.Левакова, Г.Тросятнецкого, В.Ветрогонова, Т.Казаковой, А.Андреева. Творческое общение с режиссерами разных школ и индивидуальностей, несомненно, благотворно сказывается на творческом профессиональном уровне сегодняшней труппы театра. Среди них – такие интересные актеры, как А.Алексахина, С.Стругачев, О.Леваков, В.Матвеев, М.Пореченков, К.Хабенский и др.
См. также ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ В РОССИИ.
Татьяна Шабалина
Алексеева Е. Петербургский сезон. – Театральная жизнь. 1998, № 8
Заболотняя М. Credo или диагноз? Режиссура Петербурга. – Театральная жизнь. 1998, № 11–12
Попов Л. Посттовстоноговское десятилетие петербургского театра. Краткий курс. – Московский наблюдатель. 1998, № 1
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»