ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАРИИНСКИЙ ТЕАТР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, крупнейший театр оперы и балета, один из старейших музыкальных театров России. Находится в Санкт-Петербурге.
История Мариинского театра началась в 1783, когда по указу императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге была создана придворная актерская труппа. От времени создания труппы до постройки здания прошло почти сто лет, а сам театр неоднократно менял название. После Октябрьской революции театр был передан в ведение народного комиссариата по просвещению; в 1919 получил статус академического; в 1920 вошел в систему академических театров Петрограда и Москвы и был переименован в ГОТОБ – Государственный театр оперы и балета. В 1934 было присвоено имя С.Кирова, в 1992 театру было возвращено его прежнее имя – Мариинский.
До середины 19 в. придворный театр (труппа еще не разделялась на драматическую и музыкальную) играл в помещении построенного по приказу Екатерины Великой Большого (Каменного) театра. Он был возведен на площади Карусель, которая позже была переименована в Театральную.
Новый театр поначалу ориентировался на итальянские оперы; но в репертуаре появлялись и произведения отечественных композиторов: Орфей и Ямщики на подставе Е.Фомина, Мельник – колдун, обманщик и сват М.Соколовского, Несчастье от кареты В.Пашкевича. В них закладывались основы русского музыкально-драматического стиля. Одновременно в театре шло формирование отечественной исполнительской школы – оперной и балетной.
На рубеже 18–19 вв. в театре выступали знаменитые оперные певцы: Н.Семенова, Я.Воробьев, А.Пономарев, А.Рамазанов, П.Злов, Е.Сандунова, П.Булахов; артисты балета И.Вальберх, Е.Колосова, А.Истомина, А.Глушковский, Н.Гольц, А.Новицкая и др. К 19 в. театр становится частью культурной жизни столицы. Оперная и балетная труппа оформляются в самостоятельные коллективы, и в 1803 драматическая труппа отделяется от музыкальных. Пока еще они работают в одном здании, перестроенном по проекту архитектора Ж.Тома де Томона.
В это время во главе оперный труппы стоял К.Кавос – капельмейстер, оперный и балетный композитор, во главе балетной – Ш.Дидло. В их творчестве заметно стремление выйти за рамки придворного репертуара. Так, в 1813 был поставлен балет И.Вальберха и Огюста на музыку К.Кавоса Ополчение, или Любовь к отечеству (в котором отразился подъем патриотических настроений, связанных с Отечественной войной 1812), в 1815 – опера К.Кавоса Иван Сусанин (ставшей предтечей шедевра М.Глинки), в1823 – балет Кавказский пленник по Пушкину (либретто и постановка Ш.Дидло, композитор К.Кавос).
Особенно значимым для театра и музыкального искусства России стал 1836 год. Оперно-балетная труппа, которая вошла в число лучших европейских коллективов, получила самостоятельность: драматический коллектив был переведен в Александринский театр. 27 ноября 1836 новый сезон театр открыл премьерой оперы М.Глинки Жизнь за царя – в том же здании, вновь реконструированном архитектором А.Кавосом, сыном К.Кавоса. Спектакль пользовался огромным успехом. Принято считать, что этот спектакль знаменовал собой рождение национальной классической оперы. Через шесть лет увидела свет вторая опера Глинки – Руслан и Людмила.
В русском балетном искусстве того времени главенствовали романтические тенденции. Наибольшую известность в 1840-е получили балеты Ж.Перро Жизель; Эсмеральда; Катарина, дочь разбойника; Корсар.
Несмотря на зрительский успех, к 1843 для русской оперы наступили не лучшие времена: в Петербург была приглашена труппа итальянцев, под спектакли которой отдали сцену театра. Через три года русская труппа была переведена в Москву (часть русских певцов была зачислена в итальянскую труппу), а на постановку произведений отечественных композиторов в Петербурге был наложен официальный запрет. В 1850 русская опера возвратилась в Петербург, однако влачила жалкое существование. Своего здания у театра не было, спектакли игрались в деревянном театре-цирке в вечера, свободные от выступлений цирковых артистов. Театр-цирк стоял на том самом месте, где расположен Мариинский театр сегодня.
В 1859 произошло событие, которое дало новый толчок развитию российского музыкального искусства в Петербурге: театр-цирк сгорел, через год А.Кавос восстанавливает здание, теперь оно предназначено только для музыкальных спектаклей. Театр был торжественно открыт 2 октября 1860 оперой Жизнь за царя. Тогда он получил название Мариинский, в честь царствующей императрицы, супруги Александра II. Главным капельмейстером стал К.Лядов.
Через три года его сменил Э.Направник, отдавший служению Мариинскому театру более полувека, до 1916. Под его руководством сформировался блестящий творческий коллектив, успешно выдерживавший конкуренцию с итальянской труппой, продолжавшей работать в Большом Каменном театре до конца 19 в. К популярнейшим О.Петрову, М.Степановой и др. добавились молодые исполнители, продолжившие традиции русской оперы и ставшие кумирами нового поколения зрителей. В 1880-е на сцене театра блистали Ю.Платонова, М.Сариотти, Ф.Комиссаржевский, И.Мельников, Ф.Стравинский, Е.Мравина, М.Славина, Н. и М.Фигнеры, М.Долина, Е.Павловская; на рубеже столетий – В.Куза, Н.Фриде, Н.Забела, М.Корякин, Ф.Литвин, А.Давыдов, И.Алчевский, В.Касторский и др. Своим творчеством они подготовили появление двух оперных гигантов, во многом определивших развитие русского и мирового музыкального искусства – И.Ершова и Ф.Шаляпина.
К началу 20 в. в театре впервые были поставлены Каменный гость и Русалка А.Даргомыжского, Юдифь, Рогнеда и Вражья сила А.Серова, произведения Н.Римского-Корсакова – от Псковитянки до Сказания о невидимом граде Китеже, Борис Годунов и Хованщина М.Мусоргского, Князь Игорь А.Бородина, Демон А.Рубинштейна, все оперы П.Чайковского (премьерой Чародейки в 1887 дирижировал сам автор). Широко были представлены и произведения европейских композиторов: Пророк Дж.Мейербера, Кармен Ж.Бизе, Ромео и Джульетта Ш.Гуно, Мефистофель А.Бойто, Манон Ж.Массне, несколько опер Дж.Верди, в том числе – написанная по заказу театра Сила судьбы, оперы Р.Вагнера, среди которых выделяется постановка всей тетралогии Кольцо нибелунга.
Первые опыты оперной режиссуры в театре связаны с именем О.Палечека. В начале 20 в. принципы новаторской режиссуры в Мариинском театре представлены в постановках В.Мейерхольда: Тристан и Изольда Р.Вагнера, Орфей и Эвридика К.В.Глюка, Борис Годунов М.Мусоргского, Электра Р.Штрауса, Каменный гость А.Даргомыжского, Снегурочка Н.Римского-Корсакова, Соловей И.Стравинского.
К постановкам в качестве соавторов привлекались художники А.Головин, К.Коровин, А.Бенуа, В.Серов. Уникальный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, был в 1914 выполнен по эскизам А.Головина (в 1952 художник С.Вирсаладзе изменил цветовую гамму занавеса, в соответствии с цветом обивки кресел и драпировок зрительного зала из темно-красного занавес превратился в сине-голубой).
Конец 19 – начало 20 вв. в театре связан и с расцветом балетного искусства. Петербургская балетная труппа переехала в здание театра в 1885–1886, когда ею уже около пятнадцати лет руководил М.Петипа. Его блистательные постановки, особенно балетов композиторов-симфонистов П.Чайковского и А.Глазунова раскрыли талант танцовщиц многих поколений. На рубеже веков гордость и славу балетной труппы составляли всемирно известные танцовщицы и танцовщики: А.Павлова, М.Кшесинская, О.Преображенская, Т.Карсавина, О.Спесивцева, А.Ваганова, В.Нижинский, Н.и С.Легат.
Первые послереволюционные годы были тяжелым временем для театра. Особенно пострадала балетная труппа – ее покинули почти все ведущие артисты. В оперной труппе положение было лучше: в 1918 вернулся Ф.Шаляпин, ставший художественным руководителем театра. Он восстановил ряд русских и европейских классических опер; за сезон 1918–1919 спел около 80 спектаклей; привлек много молодых актеров. Эмигрировав в 1922, он оставил сильную оперную труппу: признанные корифеи И.Ершов, К.Пиотровский, П.Андреев, Г.Боссэ, В.Касторский, А.Кобзарева. Появилась талантливая молодежь, составившая основу театра следующего периода: М.Максакова, М.Рейзен, В.Сливинский, С.Мигай, К.Держинская, Н.Печковский, Р.Горская и др. В это же время сложилась и очень сильная дирижерская группа: А.Коутс, Н.Малько, Г.Фительберг, Д.Похитонов, Э.Купер, В.Дранишников, А.Гаук. Наиболее интересными оперными спектаклями довоенного периода были Любовь к трем апельсинам С.Прокофьева, Воццек А.Берга, Саломея и Кавалер роз Р.Штрауса, Гибель богов, Золото Рейна и Лоэнгрин Р.Вагнера и др.
Возрождение балета в театре было связано с именем Ф.Лопухова. За годы его работы балетмейстером-руководителем (1922–1931) были восстановлены многие классические балетные спектакли и осуществлены экспериментальные постановки: Ночь на Лысой горе (на муз. М.Мусоргского), Байка про лису, петуха, кота да барана (муз. И.Стравинского), Пульчинелла (муз. Д.Перголези), Ледяная дева (муз. Э.Грига), Танцсимфония (Величие мироздания) на музыку IV симфонии Л.Бетховена. Пополнение театра талантливой молодежью обеспечивало хореографическое училище, где с 1917 начала преподавать А.Ваганова. Среди новых балетных актеров были О.Иордан, Т.Вечеслова, Г.Уланова, Н.Дудинская, Ф.Балабина, А.Шелест, В.Чабукиани, А.Ермолаев, К.Сергеев, Н.Зубковский, ставшие позже украшением советской и мировой сцены.
Чрезвычайно плодотворным оказалось сотрудничество театра с композитором Б.Асафьевым.
Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где не только играл спектакли, но и выпустил несколько новых. Часть труппы оставалась в осажденном Ленинграде, выступала в концертах.
После возвращения в Ленинград и восстановления здания, пострадавшего от бомбежек, театр создал выдающиеся спектакли, прославившие новое поколение певцов, танцовщиков, дирижеров, музыкантов. Это были оперы Дуэнья (Обручение в монастыре) С.Прокофьева, Декабристы Ю.Шапорина, Волшебная флейта В.А.Моцарта, Питер Граймс Б.Бриттена, балеты Золушка С.Прокофьева; Медный всадник Р.Глиэра, Бахчисарайский фонтан Б.Асафьева, Гаянэ и Спартак А.Хачатуряна и др. 1960–1970-е связаны с успехом балетмейстера Ю.Григоровича, танцовщиков И.Колпаковой, Н.Макаровой, А.Осипенко, И.Генслер, А.Сизовой, Р.Нуреева, М.Барышникова, В.Панова, Ю.Соловьева и др.
С 1976 по 1988 главным дирижером был Ю.Темирканов. На сцене звучали голоса певцов И.Богачевой, Г.Ковалевой, Л.Филатовой, Б.Штоколова, В.Атлантова, Е.Гороховской, Л.Казарновской, Л.Шевченко, К.Плужникова, Н.Охотникова, С.Лейферкуса, Ю.Марусина и др.
В 1988 театр возглавил В.Гергиев, что ознаменовало новый этап. Дирижер мирового уровня и талантливый организатор, Гергиев, наряду с традиционными постановками, ввел новые формы творческой работы, придавшие динамичный ритм жизни театра. Это т.н. «монографические» фестивали, посвященные творчеству М.Мусоргского, С.Прокофьева, Н.Римского-Корсакова, ежегодный Международный фестиваль «Звезды белых ночей». Он наладил сотрудничество с крупнейшими оперными театрами мира: Ковент Гарден, Метрополитен опера, Опера де Бастиль, Ла Скала, оперными театрами Тель-Авива и Сан-Франциско. Оперные спектакли зарубежных авторов стали исполняться на языке оригинала.
Напряженно работает и балетная труппа: реконструированы спектакли Дж.Баланчина и М.Петипа; на постановки приглашаются известные балетмейстеры Р.Пети, М.Бежар, Дж.Роббинс, К.Макмиллан, Дж.Нормайер, Х.Ландер и др. В начале 21 в. заметным событием стали мировые премьеры Гофманианы в постановке М.Шемякина (Щелкунчик и Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство).
Зрительный зал театра рассчитан на 1625 мест. Сценическая коробка и техническое оснащение реконструировались и совершенствовались. Однако прославленному коллективу в старом здании становится все более тесно. В 2003 состоялся международный архитектурный конкурс на проект нового здания. Победителем стал проект французского архитектора Доминика Перро. Новый театр, площадь которого 39 000 кв. м., а вместимость – 2000 зрителей, соединит в своем облике классическое зодчество Петербурга и современные достижения архитектурного искусства.
См. также БАЛЕТ, ОПЕРА, РУССКАЯ ОПЕРА.
Татьяна Шабалина
Зотов Р. Театральные воспоминания. СПб, 1898
Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л. – М., 1958
Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л. – М., 1963
Красовская В.М. Русский балетный театр начала ХХ века, ч. 1–2. Л., 1971, 1972
Театр оперы и балета имени С.М.Кирова. Л., 1976
Кшесинская М. Воспоминания. М., 2004
Шувалов В. Швыдкой не нарвался на Перро. Журнал Город, СПб, 2004, № 5 от 16.02
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»