ЕРМОЛАЕВ, АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
ЕРМОЛАЕВ, АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1910–1975), русский артист балета, балетмейстер, педагог. Родился в Петербурге 10 февраля 1910. Обучался танцу в Петроградском хореографическом училище.
В 1926–1930 работал артистом ленинградского Театра оперы и балета, в 1930–1958 – московского Большого театра. Исполнял ведущие партии практически во всех балетах репертуара, как классических, так и созданных современными хореографами. Ермолаев может считаться реформатором мужского танца, поскольку вывел его на новый уровень виртуозности (особенно в сфере техники прыжков и вращений), насытил невиданной ранее динамикой и тем самым разрушил господствовавший ранее на балетной сцене стереотип галантного кавалера. В период до 1937 исполнил ведущие роли (как драматические, так и комедийные) в балетах Пламя Парижа (балетмейстер В.И.Вайнонен, музыка Б.В.Асафьева), Дон Кихот (балетмейстер А.А.Горский, музыка Л.Минкуса), Светлый ручей (балетмейстер Ф.В.Лопухов, музыка Д.Д.Шостаковича) и многих других, а также отдельные виртуозные партии, такие, как Голубая птица в Спящей красавице (балетмейстер М.Петипа, музыка П.И.Чайковского). Травма ноги временно прервала его карьеру. После 1939, исполняя привычные роли, стал акцентировать в них игровые задачи и выказал себя блистательным актером в партиях, где преобладала пантомима: как драматических (Тибальд в балете Ромео и Джульетта, балетмейстер Л.М.Лавровский, музыка С.С.Прокофьева), Абдерахман в Раймонде (балетмейстер Петипа, музыка А.К.Глазунова), Гирей в Бахчисарайском фонтане (балетмейстер Р.В.Захаров, музыка Б.В.Асафьева), так и комедийных (кавалер ди Рипафратта в Мирандолине, балетмейстер В.И.Вайнонен, музыка С.Н.Василенко). Ермолаев выступал и как постановщик (в частности, в Минске). С 1960-х годов вел класс мастеров в Большом театре.
Умер Ермолаев в Москве 12 декабря 1975.
Алексей Ермолаев, сборник статей. М., 1974
Гаевский В.М. Дивертисмент. М., 1981
Алексей Ермолаев. Статьи, воспоминания. М., 1982