КОМИССАРЖЕВСКИЙ, ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ
КОМИССАРЖЕВСКИЙ, ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ (1882–1954), режиссер, педагог, художник, театральный организатор. Родился 23 мая 1882 в Венеции. Отец – оперный певец Ф.П.Комиссаржевский, старшая сестра – актриса В.Ф.Комиссаржевская. Учился в Петербургском университете и в Германии. Получил архитектурное образование.
В 1903 вошел в число пайщиков Театра В.Ф.Комиссаржевской. Специально для театра переводил пьесы А.Стриндберга, К.Гамсуна, Фр. Грильпарцера, К.Гольдони. В сезон 1906–1907 возглавил постановочную часть театра, одновременно пробовал себя в качестве художника. В конфликте В.Э.Мейерхольда и Комиссаржевской принял сторону сестры. Как режиссер поставил в Театре Комиссаржевской Бесовское действо А.М.Ремизова (1907), У врат царства Гамсуна (1908), Флорентийскую трагедию О.Уайлда (1908), Черные маски Л.Андреева (совм. с А.П.Зоновым, 1908), Праматерь Грильпарцера (совм. с А.Н.Бенуа, 1909), Хозяйку гостиницы Гольдони (1909), Пелеаса и Мелисанду М.Метерлинка (1909), Юдифь Ф.Хеббеля (1909).
В 1909 вместе с Н.Н.Евреиновым организовал из части труппы «Веселый театр для пожилых детей». Основой пародийного репертуара театра стали сочинения Козьмы Пруткова.
В 1910 переехал в Москву, работал в Театре К.Н.Незлобина, поставил спектакли Не было ни гроша, да вдруг алтын А.Н.Островского (1910), Орленок Э.Ростана, Дама с камелиями А.Дюма (1911), Мещанин во дворянстве Мольера (1911), Псиша Ю.Беляева (1911), Принцесса Турандот К.Гоцци (1912), Фауст И.-В.Гете (первая часть, 1912), Идиот по Ф.Достоевскому (1913).
В Малом театре ставил спектакли Лекарь поневоле Мольера (1913), Огненное кольцо С.Полякова (1913). В 1914, покинув незлобинский театр, Комиссаржевский открыл на основе театральной школы, созданной еще в 1910, небольшой театр, который назвал именем В.Ф.Комиссаржевской. Здесь осуществил ряд постановок: Дмитрий Донской В.Озерова (совм. с В.Сахновским, 1914), Гимн Рождеству по Ч.Диккенсу (1914), Скверный анекдот по Достоевскому (1915), Каждый человек (моралите 15 в.), Ночные пляски Ф.Сологуба (совм. с А.Зоновым), Выбор невесты Э.Т.А.Гофмана (совм. с Сахновским), Проклятый принц Ремизова (совм. с Зоновым, 1915), Майская ночь по Н.Гоголю (совм. с Зоновым), Электра Г.Гофмансталя (1916), Лисистрата Аристофана, Пан Ван Лерберга (совм. с Сахновским, 1917).
Комиссаржевский много работал и как оперный режиссер, на сцене Оперного театра С.Зимина поставил Князя Игоря А.Бородина (1915), Орестею С.Танеева, Золотого петушка Н.Римского-Корсакова (1917), Бориса Годунова М.Мусоргского, Пиковую даму П.Чайковского, Лоэнгрина Р.Вагнера (1918).
В 1918–1919 возглавлял Театр-студию ХПСРО (Художественно-просветительного союза рабочих организаций), объединив в одну труппу оперных солистов и драматических артистов. Постановки в этом театре Женитьбу Фигаро П.Бомарше, Сказки Гофмана Ж.Оффенбаха, Похищение из сераля В.А.Моцарта (совм. с В.Бебутовым), Бурю У.Шекспира (совм. с Бебутовым).
Летом 1919 Комиссаржевский уехал из России для участия в Эдинбургском театральном фестивале. В Англии он ставил Князя Игоря (1919), Сестру Беатрис М.Метерлинка и Ревизора Гоголя (обе 1920), Шесть персонажей в поисках автора Л.Пиранделло (1921), Гонки за тенью В. фон Шольца, Дядю Ваню А.Чехова, У врат царства Гамсуна (все 1922). В сезон 1922–1923 осуществил ряд постановок в Нью-Йорском Театре «Гилд», последующие два сезона работал в Париже, поставил Клуб мандариновых уток Г.Дювернуа и П.Фортуни, Дорогу в Дувр А.Милна, Дуэнью Р.Шеридана в Театре Елисейских полей, Зигфрида Р.Вагнера и др. В 1925 открыл Театр «Радуга» в Париже. Сезон 1925–1926 Комиссаржевский снова в Лондоне, ставит Иванова (1925), Дядю Ваню, Трех сестер и Вишневый сад Чехова, Ревизора Гоголя, Екатерину Ивановну Л.Андреева (все 1926) и др. В 1927 Комиссаржевский работал в Италии, где осуществил постановки опер Моцарта, Д.-А.Россини, Ф.Альфано и др. В том же году на сцене лондонского «Театра Корт» поставил Павла I Д.Мережковского, Мистера Прохак А.Беннета, а для национального фестиваля в Голихеде – Борьбу за престол Х.Ибсена. В Драматическом обществе Оксфордского университета им поставлены Король Лир У.Шекспира (1927), 14 июля Р.Роллана (1928); в Апполо-театре – Латунное пресс-папье в по роману Достоевского Братья Карамазовы (1928). Большой успех имела драматическая инсценировка Пиковой дамы А.Пушкина в театре Н.Балиева «Летучая мышь», показанная вначале в Париже (1931), затем в других странах. В Мемориальном Шекспировском театре в Стратфорде-на-Эвоне Комиссаржевский осуществил цикл постановок шекспировских пьес: Венецианский купец (1932), Макбет (1933), Король Лир (1936), Укрощение строптивой, Комедия ошибок (обе 1939).
В 1939 режиссер переехал в США. Среди его американских постановок Русский банк (соавтор, 1940), Преступление и наказание по Достоевскому (1947), Цимбелин Шекспира (1950) и др. Преподавал в Королевской академии драматического искусства в Лондоне. Часто выступал как художник в своих спектаклях.
Комиссаржевский был посредником между русской и западной культурами. В частности, для англичан он открыл драматургию Чехова, Гоголя, подготовил почву для реформ П.Брука и П.Холла в театре.
Умер Комиссаржевский в г. Дариен (шт. Коннектикут, США) 16 апреля 1954.
Комиссаржевский Ф. (ред.). Костюм. СПб, 1910
Комиссаржевский Ф. Творчество актера и теория Станиславского. Пг., 1916
Комиссаржевский Ф. Театральные прелюдии. М., 1916
Крыжицкий Г. Режиссерские портреты. М. – Л., 1928
Любомудров М. Ф.Ф. Комиссаржевский – режиссер и теоретик сцены. – В кн.: У истоков режиссуры. Л., 1976
Бартошевич А. Федор Комиссаржевский. Чехов и Шекспир. – Московский наблюдатель, 1991, № 11
Комиссаржевский Ф. Я и театр. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»