ЗАРХИ, АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ
ЗАРХИ, АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ (1908–1997), русский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1969). Родился 5 (18) февраля 1908 в Петербурге. Учился в Ленинградском техникуме экранного искусства (1926–1927), на киноотделении Ленинградского Пролеткульта (1927–1928). С 1929 начал работать на ленинградской кинофабрике «Совкино» (ныне «Ленфильм»), где вместе с И.Хейфицем организовал молодежное объединение – «Первую комсомольскую постановочную бригаду». В содружестве с Хейфицем дебютировал как режиссер агитационной кинодрамой Ветер в лицо.
Широкая известность пришла к Зархи и Хейфицу в 1935, после выхода на экран комедии Горячие денечки (о любви красноармейца-танкиста и провинциальной студентки), однако их первым подлинным шедевром был признан фильм Депутат Балтики («Гран-при» Международной выставки в Париже, 1937), где на авансцену был выдвинут яркий образ русского профессора (актер Н.Черкасов), вставшего на сторону революции. Таким же хрестоматийным персонажем советского кино стала крестьянка Александра Соколова (актриса В.Марецкая) из следующего фильма Зархи и Хейфица Член правительства. В годы войны когорту «людей нового мира» в фильмах Зархи и Хейфица пополнил вожак монгольской революции Сухэ-Батор.
С 1952 Зархи переходит к индивидуальной режиссуре. В 1950-х годах его крупнейшим успехом становится фильм Высота (Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1957) – «производственная» драма с талантливыми актерскими работами (И.Макарова, Н.Рыбников) и близким миллионам зрителей сюжетом. Огромный завод, где на высоте монтируется новое оборудование, удалось представить не только реальным производственным объектом, но и по-своему экстремальной средой, связанной с риском и романтикой.
В 1967 Зархи поставил фильм Анна Каренина, который, при всех его недостатках и спорных трактовках, и сегодня следует признать лучшим кинематографическим прочтением этого знаменитого романа. Не отмеченный престижными кинематографическими наградами, он импонирует внимательным отношением к историческому контексту и сильным актерским ансамблем (Т.Самойлова, Н.Гриценко, В.Лановой, А.Вертинская и др.). Немаловажно и то, что по итогам киносезона 1968 картина стала одним из лидеров всесоюзного проката, собрав свыше 40 млн. зрителей. В 1970-е годы режиссер экранизировал роман К.Федина Города и годы. На заключительном этапе своей режиссерской карьеры Зархи обратился к жанру биографического фильма, сделав героями своих картин писателя Достоевского и дипломата Чичерина. В творческой биографии режиссера показательна эволюция от политически-ангажированного кинематографа «большого стиля» к мелодраме и добротным экранизациям русской и советской классики.
Умер Зархи в Москве 27 января 1997.
Зархи А. Повесть о неизвестном актере (совм. с В.Валуцким). – Искусство кино, 1975, № 8
Зархи А. Дебют. – Искусство кино, 1980, № 2
Зархи А. Мои дебюты. М., 1985
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»