ЗАХАВА, БОРИС ЕВГЕНЬЕВИЧ
ЗАХАВА, БОРИС ЕВГЕНЬЕВИЧ (1896–1976), русский актер, режиссер, педагог, театровед. Народный артист СССР (1967), лауреат Государственной премии СССР (1952). Родился 12 мая 1896 в Павлограде Екатеринославской губ. в семье представителя знаменитой династии тульских оружейников. Родители увлекались театром, участвовали в любительских драматических спектаклях, пятилетний мальчик выступал на семейных концертах. Учился в Павлоградской казенной классической гимназии, затем был определен в кадетский корпус в г.Орле. В 1910 был принят в 3-й Московский кадетский корпус. Пересмотрел все спектакли в Большом и Малом театрах, ходил в театры Корша и Незлобина, но самые яркие впечатления пережил на спектаклях Московского Художественного театра. Играл Наполеона в любительском спектакле Не в силе Бог, а в правде. Поступил в Коммерческий институт, но, мечтая о театре, записался в студенческую театральную студию (в дальнейшем Мансуровскую – по имени переулка, где она располагалась), художественным руководителем которой был назначен артист и режиссер 1-й Студии МХТ Е.Б.Вахтангов. 26 марта 1914 была сыграна пьеса Б.Зайцева Усадьба Ланиных (Захава играл студента Евгения), спектакль провалился. С 10 (23) октября 1914 (первая лекция Вахтангова) начались систематические занятия. Самодеятельный кружок стал театральной школой, позднее этот день будет считаться днем основания Театрального училища имени Б.В.Щукина при Театре им. Евг.Вахтангова.
В 1918 Вахтангов поручил Захаве и Ю.А.Завадскому вести занятия в т.н. Мамоновской студии, решив по режиссерскому рисунку уже поставленного им спектакля в 1-й Студии осуществить постановку Потопа со студентами. Из-за его болезни спектакль ставил А.Дикий, Захава играл Чарли. В качестве дипломного спектакля Вахтангов поставил Чудо святого Антония М.Метерлинка (1918), в 1920 возобновил эту работу, поручив ее Завадскому. Захава играл Доктора со «стопроцентной актерской верой в правду вымысла». Первой работой Захавы – ученика режиссерского класса Вахтангова был Юбилей А.П.Чехова. После коррекции мастера (играть не комедию, а водевиль) уменьшилось игровое пространство (остались все мизансцены), действие приобрело эксцентричный, гротесковый характер. После смерти Вахтангова (1922) в 3-й Студии начались разногласия. В 1923 Захава выпустил свой первый самостоятельный спектакль Правда хорошо, а счастье лучше А.Н.Островского, в котором чувствовалось влияние вахтанговской Принцессы Турандот. В 1923, после успешных гастролей 3-й Студии в Петрограде, труппа выехала за рубеж. В гастрольной афише стояли Принцесса Турандот Гоцци, Чудо святого Антония в один вечер со Свадьбой Чехова и Правда хорошо, а счастье лучше. В стокгольмской Принцессе Турандот принимал участие премьер Королевского театра Геста Экман, он представлял артистов и переводил. После возвращения в сезоне 1923–1924 Вл.И.Немирович-Данченко назначил Завадского единоличным директором, что не разрядило атмосферу в Студии. «Вахтанговцы» организовали «Художественный актив» – коллективный орган руководства театром, председателем стал Захава. За пять лет были поставлены Виринея Л.Н.Сейфулиной, Разлом Б.А.Лавренева, Барсуки Л.М.Леонова, На крови Мстиславского, Заговор чувств Ю.К.Олеши. Немирович-Данченко намеревался объединить 2-ю Студию с 3-й, но вахтанговцы отстояли свою самостоятельность: студия стала называться Государственной академической Студией имени Евгения Вахтангова.
Тогда же Захава был принят в труппу Театра им. Вс.Мейерхольда, сохранив за собой роли в вахтанговских спектаклях Чудо Святого Антония (Доктор) и Принцесса Турандот (Тимур). У Мейерхольда, однажды назвавшего Захаву «биомеханическеим актером», сыграл Восьмибратова в Лесе Островского, председателя французской палаты в Д.Е. по роману И.Г.Эренбурга и Ван-Кампердаффа в Учителе Бубусе А.М.Файко. Премьера Леса состоялась 19 января 1924 и имела грандиозный успех. В Д.Е. интересным было оформление – впервые были использованы движущиеся стены. Захаве предлагались две роли – председателя французского параламента и английского лорда, от второй он отказался. В Учителе Бубусе в основу исполнения роли крупного европейского негоцианта Ван-Кампердаффа был положен особый прием, который Мейерхольд называл «предыгрой». В результате бесконечных мимических пауз спектакль шел в замедленном ритме, и удачей мастера его назвать трудно.
В 1926 Захава поставил спектакль Барсуки по роману Леонова, задумав его как народную трагедию и требуя от актеров «правды внутреннего чувства» (определение Вахтангова). В пьесе Разлом Лавренева (1927), поставленном А.Д.Поповым, превосходно сыграл старого матроса Митрича. В 1931 совместно с И.М.Рапопортом Захава поставил Пучину Ю.Слезкина (художник Н.Акимов). Событием театральной жизни столицы стала постановка в 1932 пьесы М.Горького Егор Булычов и другие с Б.В.Щукиным в главной роли. Впоследствии Захава ставил эту пьесу еще четыре раза – два раза в Армении, в Болгарии и снова в Вахтанговском театре в 1951 с С.В.Лукьяновым в роли Булычова. 25 ноября 1933 в театре прошла премьера пьесы Горького Достигаев и другие, 17 декабря 1939 – Ревизора Н.В.Гоголя, где раскрылся талант артистки Г.Пашковой. Готовя постановку Молодой гвардии Г.Гракова по роману А.А.Фадеева (1948), Захава ставил задачу «поэтическим языком рассказать о совершенно кокретном, о единственном и неповторимом». В 1950 вышел один из признанных его спектаклей Первые радости по роману К.Федина.
Эпиграфом к постановке Гамлета У.Шекспира (1957) режиссер поставил слова Р.Роллана: «Вся драма – грозный обвинительный акт против жизни. Но вся она заряжена такой могучей жизненной силой, что страдания переплавляются в радость и сама горечь опьяняет». Гамлета сыграл М.Ф.Астангов. Во всех своих спектаклях Захава развивал творческие поиски Вахтангова. Одна из его больших актерских побед – роль Кутузова в фильме С.Ф.Бондарчука Война и мир (1965–1967) по роману Л.Н.Толстого.
Преподавательскую деятельность Захава начал еще в 1918, в Школе-студии Вахтангова, 1925 стал ее руководителем. Преподавал актерское и режиссерское мастерство. Руководил узбекской студией в Москве (1927–1930), преподавал в Институте кинематографии (1937–1940), был заведующим кафедрой режиссуры в ГИТИСе (1944–1949). Доктор искусствоведения, профессор.
Умер Захава в Москве 25 ноября 1976.
Захава Б. Современники. М. 1969
Захава Б. Мастерство актера и режиссера. М., 1969
Захава Б. Евгений Вахтангов и его школа. М., 1973
Захава Б. Воспоминания. Спектакли. Роли. М., 1982
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»