ПАСТУХОВ, НИКОЛАЙ ИСААКОВИЧ
ПАСТУХОВ, НИКОЛАЙ ИСААКОВИЧ (р. 1923), русский актер. Народный артист РСФСР (1977). Родился 15 мая 1923 в городе Сураж Брянской области. Отец был спортсменом, сам он рано увлекся театром – занимался в школьном драмкружке, играл в самодеятельной милицейской агитбригаде. Пришел в Театр Красной Армии (ныне ЦАТРА) еще до войны. Впервые вышел на сцену в спектакле Сон в летнюю ночь У.Шекспира. Из театрального училища им. М.С.Щепкина (1941) ушел добровольцем на фронт (1942–1945). Воевал в составе латышской дивизии, получил специальность связиста, служил в танковой части, был ранен. Награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды.
С 1945 работал в Тамбовском драмтеатре, в 1953 пришел в ЦАТСА. Театральное образование не завершил, учился в театре у А.Д.Попова: вел записи его репетиций, встреч, бесед с актерами. Актерская работа давалась Пастухову трудно, его даже снимали с роли, в течение многих лет он оставался актером массовки. «В этих словах нет обиды на театр, – говорил он. – Более того, я становился актером только в той степени, в какой понимал, что такое „массовщик", что такое человек на сцене... Школа Попова для меня была высокой школой».
В 1955 Пастухов сыграл первую крупную роль – летчика Мересьева в спектакле Настоящий человек по повести Б.Полевого. В исполнении Пастухова за обычностью и простотой скрывался сильный характер героя. После роли Бибичева в Фабричной девчонке А.Володина о нем заговорили как об актере «отрицательного обаяния».
Вся непростая творческая жизнь Пастухова связана с ЦАТСА, откуда он уходил и куда снова возвращался. В 1957–1958 Пастухов работал в московском театре «Современник». Играл образы рядовых людей с сильными или слабыми характерами, положительных и отрицательных. Вера в бессмертие добра, в сострадание, любовь и терпение определяла его лучшие актерские работы – Кэлин (Святая святых И.Друцэ, 1973) и Мартыныч (Снеги пали Р.Феденева, 1975), за которые он был отмечен золотой медалью им. А.Д.Попова (1978). Удачны в исполнении Пастухова роли Ермолаева (Последнее свидание А.Галина, 1983), Федоса Чижика (Нянька по рассказу К. Станюковича, 1987), Иорама (Закон вечности Н.Думбадзе, 1983), Мошкина (Холостяк И.Тургенева, 1992). Последняя стала событием театрального сезона. В ней, писали критики, «звучали доброта, сострадание, жажда справедливости, душевная чистота».
В кино снимается с 1970. Особенно много писали о его работах в фильмах От зари до зари (реж. Г.Егиазаров, 1976; 2-я премия IX ВКФ во Фрунзе; серебряная медаль им. А.П.Довженко, 1977) и В день праздника (реж. П.Тодоровский, 1978). Запомнились и телевизионные работы Пастухова в фильмах Следствие ведут знатоки, Сеанс гипнотизера, Игроки, Истцы и ответчики, Мое поколение, Твой странный вечер в узком семейном кругу, Несколько капель и др.
(Кушнерова М.) Николай Пастухов. Всесоюзное бюро пропаганды советского киноискусства. М., 1982
Труд актера. М., 1986Иняхин А. Салют, артист! – Театральная жизнь, 2000, № 2
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»