ДОБРЖАНСКАЯ, ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА
ДОБРЖАНСКАЯ, ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА (1908–1980), русская актриса. Народная артистка СССР (1965), лауреат Государственной премии СССР (1951). Родилась 24 декабря 1908 в Киеве. По окончании в 1924 студии при Киевском Русском драматическом театре (бывш. Театр Соловцова) была принята в труппу театра. Сыграла много ролей в классическом и современном репертуаре: Негина (Таланты и поклонники А.Н.Островского), Валя (Страх А.Н.Афиногенова), Зина (Вредный элемент В.В.Шкваркина). Первая исполнительница роли Комиссара в Оптимистической трагедии Вс.Вишневского (1-я редакция, реж. Нелли Влад).
С 1934 актриса Центрального академического Театра Советской (ныне Российской) армии. В работе со многими режиссерами сформировался и расцвел талант этой удивительной актрисы. У своего учителя А.Д.Попова она научилась взыскательности и высокой требовательности к себе; с непреходящим любопытством, доброжелательностью и интересом работала с молодыми тогда режиссерами Б.А.Львовым-Анохиным, Л.Е.Хейфецом, М.М.Буткевичем. Многие роли актрисы стали вехами в истории русского театра. Катарина в Укрощении строптивой У.Шекспира (1937, реж. Попов) – незабываемое событие отечественной шекспирианы. Ее героиня – воплощение ума, воли, решительности, строптивая и гордая, ценящая лишь равных себе по уму и силе мужчин, и в то же время натура нежная, тонко чувствующая, с высоко развитым чувством человеческого достоинства. Еще один сценический шедевр актрисы – роль Шуры Азаровой в Давным-давно А.К.Гладкова (1942, реж. Попов; премьера в Свердловске, где театр был в эвакуации).
Среди ролей, сыгранных в 1940–1950-е годы, было мало драматургических шедевров и выручала русская и зарубежная классика. Впрочем, и сама актриса умела укрупнить роль, обогащая ее собственным духовным опытом. Среди ее ролей: Фелисиана в знаменитом спектакле Учитель танцев Лопе де Вега (1946, реж. В.Канцель; экранизация 1952), Синтия (Голос Америки Б.А.Лавренева, реж. Д.Тункель, 1949), Леди Гамильтон (Флаг адмирала А.П.Штейна, реж. Попов, 1950), Агнесса (Мастерица варить кашу Н.Г.Чернышевского, реж. Канцель, 1952), Ганна (Извините, пожалуйста А.Е.Макаёнка, реж. Тункель, 1953), Надежда Монахова (Варвары М.Горького, реж. Тункель, 1955), Миссис Уоррен (Профессия миссис Уоррен Б.Шоу, реж. Львов-Анохин, 1956), шумная, говорливая и самоотверженная Елена Стильяно (Моя семья Э. Де Филиппо, реж. А.Б.Шатрин, 1957), полуфантастическая Эмилия Марти (Средство Макропулоса К.Чапека, реж. Львов-Анохин, 1958).
Новый расцвет творчества Добржанской приходится на 1960–1970-е годы. На смену все еще исполняемой Фелисиане приходят возрастные роли, и актриса открывает новые грани своего дарования. Она признавалась, что самым дорогим для нее в театре является возможность сказать со сцены что-то сокровенное, важное для нее самой, – « о силе человеческого духа, о раскрепощении личности, об умении быть счастливой, о таланте жить». Еще одна особенность ее таланта – чувство национального характера. Одно из лучших созданий Добржанской – поэтичный и глубоко человечный образ молдавской крестьянки Василуцы (Каса маре И.П.Друцэ, реж. Львов-Анохин, 1961). Актриса негромко, сдержанно поведала о поздней любви, глубоко спрятанной страсти своей героини, которую она мужественно преодолевает, дабы сберечь счастье других. В том же 1961 была Лушка в Левонихе на орбите Макаёнка (реж. Львов-Анохин).
В 1964 Добржанская была приглашена в Драматический театр им. К.С.Станиславского, главным режиссером которого стал Львов-Анохин, на роль Толгонай в спектакле Материнское поле по Ч.Айтматову. Это одно из лучших свершений режиссера и актрисы. В неторопливом рассказе старой женщины о прошлом открывались один за другим трагические пласты ее жизни. Актриса поднималась здесь до глубокого осмысления времени и человеческих судеб, сиюминутного и всей жизни. Галерею национальных характеров Добржанская продолжила позже, создав образ мудрой молдавской крестьянки тетушки Руцы (Птицы нашей молодости Друцэ, ЦАТСА, реж. Львов-Анохин, 1973) и Айша-Апа в спектакле Восхождение на Фудзияму Айтматова и К.Мухамеджанова (Театр «Современник», реж. Г.Волчек, 1973).
Раневская в исполнении Добржанской (Вишневый сад А.П.Чехова, ЦАТСА, реж. М.О.Кнебель, 1965) как бы высветляет в туманной дымке прошлого человеческую драму, приближая ее к нам и делая нас ее соучастниками. Одно из самых впечатляющих созданий актрисы – роль Марии Васильевны Войницкой (Дядя Ваня Чехова, реж. Хейфец, 1969). Еще раз продемонстрировав блестящее мастерство исполнения эпизодической роли, актриса сумела в считанные минуты сценической жизни раскрыть целый мир, всю судьбу, внести в спектакль ту необходимую краску, без которой картина жизни в имении Войницких была бы неполной. Среди сыгранных в эти годы ролей – Бабушка (Два товарища В.Н.Войновича, реж. Буткевич, 1968), Старуха (Эшелон М.М.Рощина, Театр «Современник», реж. Волчек, 1975), мать Билли (Странствия Билли Пиллигримма по К.Воннегуту, реж. М.З.Левитин, 1976), Тетка (Фантазии Фарятьева А.Н.Соколовой, реж. Левитин, 1977).
Незабываемы работы Добржанской в кино, хотя их было немного, в основном роли «второго плана». Она дважды снялась у Э.А.Рязанова – мать Юрия Деточкина (Берегись автомобиля, 1966) и мать Жени (телевизионный фильм Ирония судьбы, или С легким паром, 1975). Режиссер отмечал поразительную естественность актрисы перед камерой. Настоящим открытием Добржанской стала роль Бабуленьки в экранизации романа Ф.М.Достоевского Игрок (реж. А.В.Баталов, 1984). Напряженным драматизмом отмечена роль Екатерины Андреевны (В четверг и больше никогда, реж. А.В.Эфрос, 1977). Среди других киноролей – Писательница (Урок литературы, реж. А.Коренев, 1968), Айбала (Адам и Хева, реж. Коренев, 1970).
Работы Добржанской и в театре, и в кино отличало умение создать законченный психологический рисунок роли. Она владела «секретом показа своего героя одновременно в разных аспектах его бытия, его раздумий. Мысль ее точна, интонации безупречны...». Ее чувство автора, стиля, времени и зрителя безошибочны, ее монологи – это «тревожная исповедь, мысли вслух, поток лирики, трезвое рассуждение, монолог-песня». И всегда – раздумье о смысле человеческого существования, почему так значительны ее создания и так близки и дороги они зрителям.
Умерла Добржанская в Москве 3 ноября 1980.
Дзюбинская О.С. Любовь Ивановна Добржанская. М., 1965.
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»