ЛОЖА ТЕАТРАЛЬНАЯ
ЛОЖА ТЕАТРАЛЬНАЯ (франц. loge – маленькая комната; первоисточник – древневерхненемецкое laubja – хижина), группа мест в зрительном зале, выделенная перегородками или барьерами. Располагаются по сторонам и сзади партера (ложи бенуара) и на ярусах, а также – по сторонам просцениума.
Прообразом, зачатком будущей ложи можно считать выделение своеобразных боксов для знатной публики на зрительских местах древнеримского театра времен империи. Эти боксы богато украшались и устилались коврами. Однако в современном значении этого слова ложа получила свое распространение в эпоху Возрождения, при разработке принципиально нового, т.н. «рангового» или «ярусного» типа театрального здания.
Некоторый намек на будущие ложи можно увидеть в Средневековье, когда мистерии вышли из церквей на улицы и площади городов. Пространство зрительских мест на балконах и в окнах окружающих сценические подмостки домов было стихийно организовано по принципу ложи: с одной стороны – предоставляло наиболее выгодную точку обзора, так как было приподнято над землей, с другой стороны – отделяло группу зрителей от толпы, предоставляя им максимально возможный комфорт. Весьма наглядно этот принцип организации зрительных мест прослеживается в представлениях, происходящих во внутренних дворах гостиниц, особенно на Юге Франции с ее архитектурными особенностями гостиничных зданий. Длинные балконы, обходящие по периметру весь этаж, предоставляли для каждого гостиничного номера свое отдельное пространство.
Искусство строительства театральных зданий переживало свое второе рождение в эпоху раннего Ренессанса в Италии. Развитие рангового театра обусловила возникшая в 16 в. итальянская опера, для которой насущно необходимым был вместительный, но компактный зрительный зал с хорошей акустикой. Ярусы, расположенные один над другим, обусловливали дополнительную вместимость зрительного зала без увеличения его длины, что, несомненно, отрицательно сказалось бы на акустических возможностях здания. Поначалу зрительные ярусы представляли собой сплошные открытые галереи с возвышавшимися друг над другом рядами. Однако сословная разобщенность зрителей очень скоро привела к разделению галерей поперечными перегородками и образованию отдельных ячеек, то есть – современных лож.
В 17 в. шли интенсивные поиски оптимального решения пространства зрительного зала – как его формы, так и увеличения вместимости (но не в ущерб акустике). Архитекторы экспериментировали с количеством ярусов; в частности, построенный в Риме театр Тординона (1675) насчитывал целых шесть ярусов. К этому же времени относится и появление лож по сторонам просцениума.
Интересно проследить и влияние национального характера на формирование пространства театральных лож.
Экспансивный характер итальянцев, обожествляющих оперу, обусловил определенный характер пространства: ложи итальянских оперных театров глубокие, они дают возможность группе обмениваться впечатлениями, не мешая всему зрительному залу наслаждаться музыкой и пением. Основной акцент ставится на акустические требования. Однако сочетание зрительского пространства подобного типа с глубинной сценой порой приводит к плохому обзору из крайних лож. Наиболее наглядный пример это – знаменитый миланский театр Ла Скала: при безукоризненных акустических характеристиках здания, значительная часть зрителей лож плохо видит происходящее на сцене.
Французский тип театральных лож совершенно иной: они неглубокие, более открытые. Это дает зрителям возможность не только лучше видеть сценическое действие, но и демонстрировать самих себя, искусство своих портных и ювелиров. При этом французским театральным зданиям свойственна избыточная пышность декора, лепнины, архитектурной отделки, что не может не сказаться на акустике зрительного зала. Так, здание Гранд Опера в Париже, при безукоризненном удобстве расположения зрительских мест, обладает некоторыми акустическими недостатками.
Одним из характерных признаков рангового театра является ложа для особо важных посетителей, т.н. «царская ложа». Она имеет наиболее нарядный декор и находится прямо напротив сцены, над задними рядами амфитеатра. Такое расположение «царской ложи» удовлетворяет сразу нескольким требованиям: дает находящимся в ней зрителям возможность максимального обзора сцены; позволяет большинству зрителей других секторов лицезреть находящуюся в «царской ложе» особу; обусловливает достижение максимально возможной степени безопасности и изоляции высокопоставленных персон при проходе на свои места.
Аванложа (от франц. avant – впереди и loge – ложа) небольшое помещение, являющееся прихожей, преддверием ложи, где зрители могут оставить верхнее платье и отдохнуть в антракте. Возникновение аванлож связано с тем, что ложи целиком абонировались семьями либо замкнутыми группами.
Ранговый или ярусный тип театрального здания с ложами, наряду с «аудиторным» и «амфитеатральным» типами, сохранил свое распространение до нашего времени. Однако количество лож в театрах, построенных в 20 в., сведено к минимуму. Аванложи сохранены главным образом при ложах дирекции. Ложи, находящиеся по бокам просцениума, сегодня зачастую заняты осветительной аппаратурой.
Татьяна Шабалина
Лукомский Г. Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания. Санкт-Петербург, 1913
Бархин Г. Архитектура театра. М., «Архитектура», 1947
Виноградов В. Театральные здания вчера, сегодня, завтра. М., 1971
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»