ЭЙКБОРН, АЛАН
ЭЙКБОРН, АЛАН (Ayckbourn, Alan) (р. 1939), английский драматург, актер, режиссер. Прославился фарсовыми пьесами на темы семейных и общественных конфликтов, выставляющими страхи и слабости низших слоев английского среднего класса. В 1987 стал кавалером ордена Британской Империи, в 1997 за заслуги перед театром королева Елизавета II возвела его в рыцарское достоинство. Пьесы Эйкборна получили множество наград и международное признание, переведены на два десятка языков.
Родился 12 апреля 1939 в Лондоне. С 1952 по 1957 учился в привилегированной частной школе Хейлибери и в Импириал-Сервис-колледже в графстве Хартфордшир. Театральную карьеру начал как актер, играл в репертуарных театрах в Скарборо, Эдинбурге, Уэртинге, Оксфорде. Был одним из основателей «Театра Виктории» в Сток-он-Трент (1962), провел несколько лет в Лидсе в качестве продюсера радиопостановок на Би-би-си. С 1979 художественный руководитель «Стивен-Джозеф-тиэтр-ин-зе-раун» в Скарборо – своего первого настоящего театрального дома.
Первый значительный театральный успех принесла ему пьеса-фарс Все относительно (Relatively Speaking, 1967), сюжет которой строится на комической путанице. Драматург извлекает комические ситуации, как он сам говорит, из «негуманного отношения мужчины к женщине и женщины к мужчине и негуманности материального мира вообще ко всем нам». Вещи у него всегда ведут себя самым неожиданным образом, а люди, больше по недомыслию и тупой бесчувственности, чем по злому умыслу, делают жизнь окружающих невыносимой.
Мастерство Эйкборна впервые отчетливо проявилось в пьесе Как любит другая половина (How the Other Half Loves, 1969), где некая пара присутствует одновременно на двух званых обедах, даваемых в разные дни. В Снова и снова (Time and Time Again, 1972) крайне пассивному герою удается тем не менее оказаться в центре побоища. Три сцены пьесы Абсурдное лицо единственного числа (Absurd Person Singular, 1973) разыгрываются во время трех следующих друг за другом сочельников в трех разных кухнях и показывают патологическую аккуратность трех супружеских пар. Завоевания Нормана (The Norman Conquests, 1974) – трилогия, события которой происходят в течение одного выходного; местом действия служат столовая, спальня и сад. Пьесы задуманы так, что не теряют смысла, в каком бы порядке ни игрались, – каждая понятна в отдельности. В Отсутствующих друзьях (Absent Friends, 1975), самой невеселой пьесе Эйкборна, пять героев устраивают субботнее чаепитие, на которое приглашают своего приятеля Колина, с которым давно не виделись, в надежде утешить его – у Колина два месяца назад утонула невеста. Отвечая на заботу друзей, Колин безжалостно вскрывает их собственные несчастья. В 1975 Эйкборн написал также либретто и тексты песен для мюзикла Э.Ллойд Уэббера Дживс (Jeeves), не имевшего поначалу успеха. Позднее Дживс несколько раз удачно возобновлялся в Англии и США, бродвейская премьера прошла в мае 2001.
Только между нами (Just Between Ourselves, 1977) стала первой из так называемых «зимних» пьес Эйкборна для постановки в январе, «когда на меня не давили больше, чтобы я сочинил что-нибудь специально для праздничной аудитории». Драматург показывает, как муж, сам того не желая, доводит жену своим безудержным оптимизмом и бодростью до помешательства. Действие четырех сцен пьесы Кроме шуток (Joking Apart, 1979) приурочено к событиям Ночи Гая Фокса, дню рождественских подарков и вечеринке по случаю восемнадцатилетия. После каждой сцены проходит 4 года, так что семь героев представлены автором на протяжении 12 лет (в начале пьесы им по двадцать с небольшим).
90-е годы Эйкборн начал четырехактной пьесой Сестринские чувства (Sister Feelings, 1980), с альтернативными вторым и третьим актами, выбор которых решается подбрасыванием монеты. Действие пьесы Предпринимая шаги (Taking Steps, 1980) происходит на разных этажах трехэтажного дома, но в действительности этаж всего один. Внутренние замены (Intimate Exchanges, 1982) имеют два первых акта, четыре вторых, восемь третьих и шестнадцать четвертых. В конце каждого эпизода делается выбор, и оба варианта предусмотрены драматургом. Между актами проходит сначала пять дней, затем пять недель, а между третьим и четвертым – пять лет; действие всех вариантов четвертого акта происходит в церковном дворе, где заключают браки, крестят, хоронят, отмечают праздник урожая. Задача усложняется тем, что в пьесе заняты только один актер и одна актриса, исполняющие в каждом варианте действия по две-три роли. Это мог быть любой из нас (It Could Be Any One of Us, 1983) представляет собой комедию-триллер с пятью разными финалами, в каждом из них подозреваемому выносится приговор.
К середине 1980-х годов драматург стал все чаще сетовать на то, что интеллектуалы «угнали» театр: «Людей раздражает, когда в них видят лишь аудиторию, слушающую допоздна телевизионную болтовню, а театр считают неким священным ритуалом. Я не выношу «проблемный» театр, театр-трибуну… Слишком многие воспринимают театр как клуб с ограниченным доступом, где лишь избранные могут что-нибудь уразуметь. Мои же пьесы доступны каждому, у кого есть дети, кто знает, что такое супружеская жизнь, развод, любовный роман. И театр, конечно же, должен развлекать. При том, что в хорошей комедии всегда есть над чем подумать».
Пьеса Женщина в здравом уме (Woman in Mind, 1985) исследует потерю рассудка. Влиятельный сейчас человек (Man of the Moment, 1988) затрагивает общественную проблему – деятельность средств массовой информации, способных возвеличить недостойного человека. В 1980-е годы написаны Вверх по течению (Way Upstream, 1981), С Рождеством! (Season's Greetings, 1982), Хор неодобрения (A Chorus of Disapproval, 1984), Маленькое семейное дельце (A Small Family Business, 1987), Необыкновенные пьесы-лабиринты м-ра Э. (Mr. A's Amazing Maze Plays, 1988).
Наиболее значительные пьесы Эйкборна 1990-х годов – Дикие сны (Wildest Dreams, 1991), рисующие домашнюю жестокость, прибежищем от которой становится бредовая фантазия, и Что мы делаем ради любви (Things We Do For Love, 1998), «прославляющая» предательство. К другим пьесам 1990-х годов относятся Время моей жизни (Time of My Life, 1992), Сны из летнего домика (Dreams from a Summer House, 1992), Сообщающиеся двери (Communicating Doors, 1994), Призрак Юлии (Haunting Julia, 1994), Слово нашего спонсора (A Word from Our Sponsor, 1995).
В 2000 появились драматургические близнецы Дом (House) и Сад (Garden), отчасти абсурдистские фарсы, отчасти невеселые комедии на тему семейной жизни. Действие обеих пьес происходит в английском поместье, соответственно в доме и саду, вместе они составляют своего рода ожившую картинку-загадку. По замыслу автора, они должны играться одновременно одними и теми же актерами, поэтому главное, что требуется для их сценического воплощения, – это смежные сценические площадки. Антракты начинаются одновременно, и одновременно опускаются занавесы в финале. Одновременно происходят события, в которых участвуют одни и те же персонажи, в одной пьесе частые ссылки на события другой, а актеры, играющие в каждой пьесе неодинаковые по масштабам роли, снуют туда и сюда, чтобы вовремя появиться перед другой аудиторией. Предварительный показ в «Стивен-Джозеф тиэтр» Эйкборна прошел с таким успехом, что пьесы уже осенью 2000 были поставлены в королевском Национальном театре в Лондоне. В 2001 они открывали новый «Гудмен-тиэтр» в Чикаго.
По словам английского режиссера П.Холла, «у Эйкборна больше шансов остаться в репертуаре Национального театра и через пятьдесят лет, чем у кого-либо из нынешних драматургов, которых ставят в Ройал-Корт».
Васильева Л. Интервью с британской Мельпоменой. – Литературная газета, 1974, 30 октября
Эйкборн А. Невероятный иллюзион Эрни. – Современная драматургия, 1987, № 2
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»