ЛИН, ДЭВИД
ЛИН, ДЭВИД (Lean, David) (1908-1991), английский кинорежиссер.
Родился 25 марта 1908 в Кройтоне, Великобритания. В конце 1920-х работал помощником оператора на лондонской киностудии. В 1930-х становится монтажером, работая, в частности, над Пигмалионом. В 1942 дебютирует в режиссуре фильмом В котором мы служим (вместе с Ноэлем Коуардом). Кинокартина - яркий пример т.н.британского реализма времен Второй мировой войны, речь в которой идет о солдатах и который визуально решен в максимально приближенном к документальному кино стиле. Однако первым действительно классическим фильмом Лина считается Короткая встреча (по пьесе Н.Коуарда) - тонкий, деликатный, чувственный рассказ о любви двух немолодых женатых людей. Несмотря на великолепную игру исполнителей главных ролей Тревора Ховарда и Селии Джексон, главный, вероятно, успех Лина - в выборе как музыкального сопровождения Второго концерта для фортепьяно Сергея Рахманинова. Величественная музыка подчеркивает значение и одновременный трагизм встречи, которая окажется такой короткой. Фильм приносит ему номинацию на «Оскар» за лучшую режиссуру. Следующие две работы режиссера: экранизации классических романов Чарльза Диккенса Большие надежды и Оливер Твист. Верность оригиналам, невероятное богатство визуального ряда (и, в частности, выдающаяся операторская работа в Больших надеждах), выбор актеров и исключительное внимание к деталям сделали оба фильма шедеврами кино. На них Лин впервые работает с великим актером Алеком Гиннессом, предоставляя ему воплотить в Оливере Твисте один из самых ярких образов английской литературы, вожака воров Фейгина. Экранизации Диккенса закрепляют за ним звание одного из ведущих режиссеров англоязычного кинематографа. Далее следует ряд в той или иной степени достойных фильмов: Мадлен, Звуковой барьер, Летняя пора. Однако материал этих кинокартин не предлагал режиссеру чего-то способного полностью раскрыть его возможности - пока от компании «Коламбия Пикчерз» не поступило предложение экранизировать роман Джона Буля Мост через реку Квай, о лагере для военнопленных, который японцы устроили в джунглях Бирмы. В лагерь поступает крупная партия английских пленных во главе с полковником Николсоном, который берется за строительство моста на реке Квай. Вложив огромную сумму в постановку, студия справедливо ожидала результат в виде грандиозного зрелища. Получила гораздо больше. Как зрелище фильм действительно работает и по сей день (взрыв моста в финале производит сильное впечатление), но это не основное его достоинство. При помощи всех возможностей постановочного кино Голливуда Лин создает притчу о стремлении человека к творчеству, созидании и об абсурде войны. Состав исполнителей великолепен. Алек Гиннесс в роли полковника Николсона - актерский шедевр, отточенная, сдержанная, сконцентрированная роль. Остальные два центральных актера кинокартины - Уильям Холден как американский заключенный и Сессю Хаякава как комендант лагеря - безупречны. Мост через реку Квай (занявший 13-е место в списке ста лучших англоязычных фильмов всех времен по опросу, проведенному Американским Институтом Кино в 1997) получил семь «Оскаров»: за лучший фильм, режиссуру и главную мужскую роль (Гиннес). Мост открыл в творчестве Лина период, который формально можно назвать постановкой масштабных голливудских спектаклей. Следующим стал Лоуренс Аравийский, история жизни прославленного британского шпиона, во время Первой мировой войны возглавившего восстание арабских племен против турок. Уникальный пример гармонии Голливуда и бескомпромиссного взгляда художника, Лоуренс - фильм, в котором весь размах, декорации, грандиозность постановки, огромные массовки работают на создание образа одного человека, с удивительной судьбой. Особенно впечатляет снятая оператором Фредом Янгом аравийская пустыня, символ одиночества человека перед выбором, который он должен сделать в жизни. В центре блестящего актерского ансамбля (Энтони Куинн, Алек Гиннесс, Омар Шариф) молодой голубоглазый Питер О'Тул в роли Лоуренса, принесшей ему первую номинацию на «Оскар». Премия ему не досталась, зато ее получили сам фильм (5-е место в списке лучших англоязычных фильмов всех времен по опросу Американского Института Кино), режиссер, оператор, монтажер, композитор Морис Жарр, художник-постановщик и звукооператор.
Находясь на пике славы, Лин берется за третий грандиозный эпос - экранизацию романа Бориса Пастернака Доктор Живаго. Режиссеру удалось обойтись без «клюквы» и несуразностей и создать относительно впечатляющий портрет российского общества накануне, во время и в первые годы после Октябрьской революции. Единственным спорным моментом можно считать выбор на роль Юрия Живаго египтянина Омара Шарифа. В любом случае, здесь достаточно первоклассных актеров, идеально подходящих под типажи: Род Стайгер, тот же Алек Гиннесс, Том Кортней, Джули Кристи, Ральф Ричардсон. Доктор Живаго (39-е место в списке лучших англоязычных фильмов всех времен по опросу Американского Института Кино) стал самым популярным у зрителей фильмом Лина и получил пять «Оскаров» - оператору Фреду Янгу, композитору Морису Жарру, художникам по декорациям и костюмам и автору сценария Роберту Болту.
Эпос Лина, история об ирландском восстании начала 20 в. Дочь Райана, вызвал противоречивые отзывы в печати и не очень удачно прошел в прокате. Тем не менее детальный и красивый фильм получил «Оскары» за мужскую роль второго плана (Джон Миллс, игравший главную роль в Больших надеждах) и операторскую работу (все тот же Фред Янг). Лишь спустя 14 лет Лин возвращается к режиссуре, снимая свой последний фильм, Поездку в Индию, с участием своего любимого Алека Гиннеса, приносящий ему последнюю номинацию на «Оскар». В 1990 режиссер удостоен премии Американского Института Кино за вклад в киноискусство. С конца 1980-х работал над проектом экранизации романа Дж. Конрада Ностромо, но не успел завершить его.
Умер от рака 16 апреля 1991 в Лондоне.
Фильмография (режиссерская): В котором мы служим (In Which We Serve, 1942); Этот счастливый народ (This Happy Breed, 1944); Веселый дух (Blithe Spirit, 1945); Короткая встреча (Brief Encounter, 1945); Большие надежды (Great Expectations, 1946); Оливер Твист (Oliver Twist, 1948); Страстные друзья (The Passionate Friends, 1949); Мадлен (Madeline, 1950); Звуковой барьер (Sound Barier, 1952); Выбор Хобсона (Hobson's Choice, 1954); Летняя пора (Summertime, 1955); Мост через реку Квай (The Bridge on the River Kwai, 1957); Лоуренс Аравийский (Lawrence of Arabia, 1962); Величайшая из когда-либо рассказанных историй (The Greatest Story Ever Told, 1965, не заявлен в титрах); Доктор Живаго (Doctor Zhivago, 1965); Дочь Райана (Ryan's Daughter, 1970); Потерянный и найденный: история якоря кока (Lost and Found: The Story of Cook's Anchor, 1979, ТВ); Поездка в Индию (A Passage to India, 1984).
Михаил Водопьянов
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»