КАСДАН, ЛОУРЕНС
КАСДАН, ЛОУРЕНС (Kasdan, Lawrence), (р. 1949), американский кинорежиссер, сценарист.
Родился 14 января 1949 в Майами, США. Начинает как соавтор сценариев к двум этапным для Голливуда зрелищным кинокартинам (в соавторстве с их продюсером Джорджем Лукасом) – Пятому Эпизоду Звездных войн – фильму Империя наносит ответный удар (1980) и шедевру Стивена Спилберга Искатели затерянного ковчега (1981). В том же 1981 дебютирует в режиссуре любопытным детективом Жар тела, продолжающим традиции «черного фильма» 1940–1950-х гг. Роман адвоката маленького городка во Флориде с замужней женщиной приводит к непредсказуемым последствиям. Настоящее открытие фильма – актеры, Уильям Херт, ставший одним из самых ярких и востребованных драматических исполнителей 1980-х и Кэтлин Тернер, начавшая свою карьеру с роли «роковой женщины». Кэсдану удаются не только увлекательная интрига и интересные характеры, но и создание самого важного в «черном» фильме – атмосферы. Жар идет не только от тел, скорее, это тела и разум людей реагируют на жару, стоящую в этом городке. Жару, которая буквально плавит людям мозги и толкает на весьма неожиданные поступки.
Зрители и критики фильм во время первого проката не заметили, лишь на видео он станет объектом восхищения. А картина Большое разочарование (1983), в момент выхода на экраны была встречена восторгами прессы и прекрасно прошла в прокате о группе друзей по колледжу, которые спустя много лет собираются на похоронах одного из них. Покойного сыграл молодой Кевин Костнер, но при монтаже сцены с его участием были вырезаны. И единственное место, где мы можем увидеть в фильме Костнера – это гроб, в котором лежит действительно он. Большое разочарование претендовал на «Оскар» в номинации лучший фильм года.
В 1985 Касдан неожиданно для всех обращается к практически забытому в то время жанру вестерна (лишь Клинт Иствуд изредко работал в этом жанре тогда) и добивается впечатляющего результата. Силверадо – рассказ о нескольких поселенцах Дикого Запада, у которых нет ничего общего, кроме мужества и жажды справедливости. В отличие от Иствуда, Касдан не старается переосмыслить жанр, он делает вестерн строго по канонам (так же как и Жар тела, сделан по канонам «черного» фильма), где герои благородны, а злодеи строго отрицательны, хотя и обаятельны. Вестерн классического Голливуда – кино, где добро всегда побеждает зло и, восхищаясь этим, Кэсдан снимает захватывающий и красивый, в лучшем смысле слова консервативный фильм с отличными актерами, как Кевин Клайн, Скотт Гленн, Дэнни Гловер, Джефф Голдблам, Брайан Деннехи, Линда Хант и Кевин Костнер. В 1988 выходит новая работа, тонкая психологическая драма Случайный турист. Писатель Мэйкон Лири, автор книги о том, как надо путешествовать, стараясь экономить средства, и с минимумом внешних раздражающих факторов. После смерти сына он словно сам идет по жизни тихо и экономно, как будто его и не существует. После того как Мэйкона бросает жена, он встречается с Мюриэль, женщиной, меняющей его жизнь. За роль взбалмошной, живой Мюриэль молодая актриса Джина Дэвис получила «Оскар» в номинации «женская роль второго плана» (Случайный турист также выдвигался на «Оскар» как лучший фильм года). Затем Касдан возвращается к «черной» комедии. В Я люблю тебя до смерти (1990) играют два его любимых актера – Кевин Клайн и Уильям Херт.
В 1991 снимает свой лучший (не считая Силверадо) фильм Большой каньон. В центре сюжета переплетающиеся истории шести жителей Лос-Анджелеса, представителей разных социальных слоев. Это фильм о простых горожанах большого города, с их мечтами, проблемами, пороками и ошибками. Актеры К.Клайн и Д.Гловер создают убедительные характеры, равно как и впервые сыгравший здесь драматическую роль талантливейший комик Стив Мартин. Психологически точная и эмоционально сильная сцена, в которой герой Мартина, циничный кинопродюсер, требовавший в своих фильмах как можно больше насилия и жестокости, становится жертвой уличного грабителя и получает пулю в ногу. Срежиссированные Касданом и показанные Мартином шок, ужас и боль дают ясно понять, что вряд ли в своей жизни дальше продюсер будет считать, что насилие – такая веселая и хорошо продаваемая штука. Несущий в себе ощутимый гуманистический посыл о понимании и примирении между людьми Большой каньон получил главный приз кинофестиваля в Берлине в 1992. За успехом последовало поражение – масштабный вестерн Уатт Эрп (1994) неоправданно тяжеловесен и неудачен практически во всем – от актерских работ до визуализации Дикого Запада. Роль шерифа сыграл Костнер (в 1992 Костнер сыграл в поставленном по написанному за два десятилетия до этого Кэсданом сценарию в фильме Телохранитель). Комедия Французский поцелуй (1995) получилась легкой и приятной – о странных отношениях американской туристки и французского вора (замечательный дуэт М.Райан и К.Клайна, работающего с Касданом в пятый раз). Воздушная комедия не имела того успеха, на который могла претендовать при ее достоинствах, но все равно в прокате прошла неплохо и получила вторую жизнь на видео. После Французского поцелуя Касдан снимает редко. В 1999 поставил малобюджетную комедию Мамфорд, в 2003 – фантастический триллер по произведению Стивена Кинга Ловец снов (в ролях Томас Джейн, Морган Фриман, Том Сайзмор). Трудно сказать, почему режиссер, специализирующийся в своем творчестве на камерных историях человеческих отношений, взялся за крупнобюджетный блокбастер, но в результате получилась нелепая и бездарная фантастическая кинолента, состоящая из сюжетных заимствований и весьма слабых спецэффектов В 2005 работает над проектом Рискованная партия, главную роль в котором предложено сыграть Тому Хэнксу.
ФИЛЬМОГРАФИЯ (режиссерская):
Жар тела (Body Heat, 1981); Большое разочарование (The Big Chill, 1983); Силверадо (Silverado, 1985); Случайный турист (Accidental Tourist, 1988); Я люблю тебя до смерти (I Love You To Death, 1990); Большой каньон (Grand Canyon, 1991); Уатт Эрп (Wyatt Earp, 1994), Французский поцелуй (French Kiss, 1995), Мамфорд (Mumford, 1999); Ловец снов (Dreamcatcher, 2003); Рискованная партия (The Risk Pool, 2006).
Михаил Водопьянов
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»