КАРДИНАЛЕ, КЛАУДИА
КАРДИНАЛЕ, КЛАУДИА (Cardinale, Claudia) (р. 1939), итальянская актриса кино и телевидения. Родилась 15 апреля 1939 в Тунисе, куда из Италии переехали ее родители. Карьера актрисы началась с победы на конкурсе красоты в 1957. Во время поощрительной поездки в Венецию продюсеры предлагали ей кинопробы и эпизодические роли, от которых она поначалу отказывалась. Как и многие подающие надежды молодые актрисы, Кардинале начала посещать курсы при Римском Экспериментальном киноцентре. Вскоре кинокомпания «Видес» заключила с ней контракт на семь лет на исполнение ролей второго плана. По контракту ей запрещалось стричь волосы, полнеть и выходить замуж. Но уже вскоре Кардинале стала супругой Фр.Кристальди, владельца компании «Видес» и на долгие годы продюсера Кардинале. Сотрудничество с «Видес» обеспечило актрисе неплохие роли в фильмах многих выдающихся итальянских кинорежиссеров. Имя Кардинале стало широко известно после участия в фильме М.Болоньини Красавчик Антонио (Il bell Antonio, 1960) и Ла Виачча (La Viaccia, 1961).
В 1960 Кардинале дебютировала в в фильме Л.Висконти Рокко и его братья (Rocco e i suoi fratelli, 1960), сыграв жену старшего брата Паронди. Несмотря на минимум эпизодов и слов ее Джинетта, обаятельная стяжательница, хорошо запоминалась. В исполнении С.Лорен, Дж.Лоллобриджиды и Кардинале молодые энергичные красавицы с грубоватой, избыточной женственностью стали для послевоенного массового кино символом свежей, здоровой крови. Висконти еще приглашал Кардинале в фильмы Леопард (Il Gattopardo, 1962), Туманные звезды Большой Медведицы (Vaghe stelle dell Orsa, 1965), Семейный портрет в интерьере (Gruppo di famiglia in un interno, 1974). В Леопарде, элитарном кино по роману Дж.Томази ди Лампедуза (Главная премия МКФ в Канне 1963), романтической истории об упадке старинного сицилийского рода, Кардинале сыграла хищную красавицу-плебейку, невесту аристократа Танкреди. Брачный союз героев символизировал распад мира классики, сумерки патрициев-богов и закат благородной Европы. В Семейном портрете актриса воплотила душу умершей матери героя – эфемерное существо, в чью бестелесность было трудно поверить, разглядев под тонкой тканью витальную Кардинале.
В 1963 Кардинале получила «Серебряную ленту» за роль в антифашистской картине Невеста Бубе (La raggaza di Bube) Л.Коменчини, сыграв простую девушку, чьи доброта и простосердечность помогли сохранить нравственные ориентиры в трудное военное время. В этой картине актриса впервые сама озвучивала свою героиню: ее хрипловатый голос многим не нравился. В том же году Кардинале снялась в фильме Ф.Феллини 81/2 (81/2, 1963). Главный герой (его сыграл М.Мастроянни) мечтает о хорошей, правильной жизни. Главное место в его грезах о гармонии занимает героиня Кардинале, воплощение благородства и одухотворенной женственности. Иронично «сформулировав» мужскую мечту о женском совершенстве, Феллини точно вылепил несбыточный в своей безупречности образ, который с тем или иным успехом пытались навязать Кардинале многие режиссеры. При этом сама актриса была просто профессиональной исполнительницей. Наиболее естественными и удачными ее работами были роли в комедиях, костюмных и фольклорных лентах. В 1960-е годы Кардинале сыграла около 40 таких ролей.
Кардинале много работала в Голливуде, однако так и не достигла свободного владения английским языком, как Софи Лорен. Американские работы Кардинале – Розовая пантера (The Pink Panther, 1963), Мир – это цирк (Circus World, 1963), Потерянная команда (Lost Command, 1966), Профессионалы (The Professionals, 1966), Не гони волну (Don't Make Waves, 1967), Дьявол с героями (The Hell With Heroes, 1968) и Чудесная пара (A Fine Pair, 1969). В начале 1970-х Кардинале развелась с Кристальди и через несколько лет вышла замуж за режиссера П.Скуитьери, у нее родилась дочь.
Как и большинство европейских секс-символов 1960-х, в 1970-е и 1980-е годы Кардинале переходит на психологические роли в фильмах Фицкарральдо (Fitzcarraldo, 1982) В.Херцога, Красная палатка (1971) М.Калатозова, Аудиенция (L'Udienza, 1971) М.Феррери, Шкура ( La Pelle, 1981) Л.Кавани. Актриса снялась почти во всех фильмах своего мужа, в том числе в Железном префекте (Il Prefetto di ferro, 1977) и Корлеоне (Corleone, 1977). В 1989 Кардинале сыграла в фильме Скуитьери Акт скорби (Akt of Affliction), где рассказывается о трагической судьбе матери, которая, не сумев избавить сына от наркотической зависимости, кончает жизнь самоубийством.
За вклад в киноискусство в 1988 актриса получила итальянскую национальную премию «Давид», в 1995 ей был вручен французский орден. Фильмография Кардинале насчитывает свыше сотни кинокартин. Она постоянно живет в Париже, часто появляется в телевизионных и документальных фильмах.
Богемский Г. Актеры итальянского кино. М., 1986
Кардинале К. Мне повезло. М., 1997
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»