ЛОРЕН, СОФИЯ
ЛОРЕН, СОФИЯ (Loren, Sophia) (р. 1934), итальянская киноактриса. Настоящее имя София Шиколоне. Родилась 20 сентября 1934 в Риме. Выросла в рыбацком поселке Поццуоли, близ Неаполя, в бедной семье без отца. В 1950 приехала в Рим, где снялась в массовке фильма Quo Vadis. Стала моделью для фотокомиксов, победила на общеитальянском конкурсе красоты. Как киноактриса дебютировала в так называемых «фоновых ролях» в комедиях с Тото и В.Кьяри (Шесть жен Синей Бороды – Le Sei mogli di Barbablu; Это был он – да, да! – Era lui! Si! Si!). Была замечена продюсером К.Понти, благодаря покровительству которого стала заниматься актерским мастерством в Национальной школе кинематографии и была приглашена на роль «с текстом» в фильме Африка за морями (Africa sotto i mari, 1952), получив псевдоним «София Лорен».
Первым заметным успехом Лорен стала роль Аиды в одноименном (Aida) фильме-опере К.Фракасси. Затем последовала череда малоинтересных комедий, мелодрам и исторических боевиков (Неаполитанская карусель – Carosello napolitano, Две ночи с Клеопатрой – Due notti con Cleopatra, Аттила – Attila, все 1953). Новый импульс карьере Лорен дало участие в фильме В.Де Сика Золото Неаполя (L'Oro di Napoli, 1954), где она предстала в образе «роковой женщины» из простонародья. Чем-то похожей на нее стала крестьянка из Женщины с реки (La Donna del fiume,1954) М.Солдати и последовавшие за ней героини фильмов Д.Ризи (Хлеб, любовь и… – Pane, amore e…, 1955), М.Камерини (Прекрасная мельничиха, 1955), А.Блазетти (Жаль, что ты каналья – Peccato che sia una canaglia, 1954).
Благодаря изобретательному патронажу Понти, с 1957 мужа актрисы, ее фильмы получают известность в США. В 1956 Лорен получает первую роль в Голливуде на студии «Юниверсал» в исторической драме С.Креймера Гордость и страсть (The Pride and the Passion), рядом с такими суперзвездами, как Ф.Синатра и К.Грант. Тогда же «ХХ век Фокс» приглашает ее сниматься в фильме Мальчик на дельфине (Boy on a Dolphin, 1957), а «Парамаунт» – в экранизации пьесы Ю.О'Нила Любовь под вязами (Desire Under the Elms, 1957).
Амплуа, принесшим Лорен лавры мировой звезды в Италии и Голливуде, стали эротичные красавицы-крестьянки, бедные, но гордые представительницы простонародья. Вернувшись из Америки, актриса продолжила эту линию ролью Чезиры в антифашистской драме Де Сика Чочара (La Ciociara, 1960), за которую ей были присуждены «Оскар» и приз XIV Каннского МКФ. В другой антифашистской картине Де Сика, Затворники Альтоны (I Sequestrati di Altona, 1962), Лорен играет почти хичкоковскую героиню – невестку германского промышленного магната, раскрывающую тайну его нацистского прошлого. В том же году и также в фильме Де Сика, Вчера, сегодня, завтра (Ieri, oggi, domani), рождается один из самых знаменитых дуэтов европейского кино: Лорен – М.Мастроянни (впервые они попали в одну съемочную группу в 1949 в фильме Сердца над морем – Cuori sul mare). После фильма Брак по-итальянски (Matrimonio all'italiana, 1964), где Лорен играет проститутку из неаполитанского борделя, мечтающую выйти замуж за «прикипевшего» к ней клиента (Мастроянни), эта актерская связка стала не менее популярной, чем голливудский дуэт К.Хэпберн – С.Трейси.
Своеобразной данью признания актерских способностей и красоты Лорен стали ее съемки в Графине из Гонконга (Countess from Hong Kong, 1967) у Ч.Чаплина. Вместе с тем к концу 1960-х годов стало ясно, что первая триумфальная фаза актерской биографии Лорен близка к завершению. В 1969 актриса родила первого сына, Карло Понти-младшего, в 1973 – второго, Эдоардо. География ее съемок расширилась до СССР (антивоенная драма Де Сика Подсолнухи – I Girasoli, 1970), в США ей был присужден приз американской кинопрессы «Золотой глобус». В 1977 за новую роль в дуэте с Мастроянни в фильме Э.Сколы Особенный день (Una Giornata Particolare), актриса была удостоена итальянской национальной премии «Давид» и приза за лучшее исполнение женской роли на МКФ в Канне.
В дальнейшем характерным амплуа Лорен стали энергичные и моложавые матери взрослых детей (Суббота, воскресенье, понедельник – Sabato, domenica e lunedi, 1990; Солей – Soleil, 1997). В телесериале История Софии Лорен (Sophia Loren: Her Own Story, 1980) она сыграла саму себя и свою мать Ромильду Виллани. В 1990 вновь получила премию «Оскар» – за вклад в мировое киноискусство. В 1988 ей удалось сыграть в римейке прославившего ее фильма Чочара (Убегающие – Running Away), а спустя 6 лет в иронической драме Р.Олтмена Готовое платье дуэт Лорен – Мастроянни повторил в трагифарсовом ключе знаменитую сцену стриптиза из фильма Вчера, сегодня, завтра. В конце 1990-х годов сохранившая прекрасную внешность Лорен опубликовала книгу о секретах поддержания женской красоты, снялась в нескольких европейских картинах (Послания – Messages, 1996; Пункт назначения – Верна – Destinazione Verna, 2000).
Харрис У. Софи Лорен: новая Мона Лиза. М., 2000
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»