ГРИФФИТ, ДЭВИД УОРК
ГРИФФИТ, ДЭВИД УОРК (Griffith, David Wark) (полное имя Дэвид Ллевелин Уорк Гриффит) (1875–1948), североамериканский кинорежиссер. Считается, что Гриффит внес в развитие киноязыка больше, чем кто-либо из его современников, освободив кинематограф от театральной условности, сделав камеру подвижной, разработав принципы киномонтажа.
Родился 22 января 1875 в Ла-Гранже, шт. Кентукки, США. До прихода в кино Гриффит пробовал себя в качестве театрального актера, писал рассказы, стихи и пьесы, а также перебрал множество случайных профессий. В 1907 безработный Гриффит начал предлагать нью-йоркским киностудиям свои сценарии. Предложив один из них режиссеру студии «Эдисон» Э.Портеру, Гриффит получил предложение сыграть главную роль в его фильме Спасенный из орлиного гнезда (Rescued from an Eagle's Nest). Гриффиту удалось продать несколько сценариев компании «Байограф» и сняться в нескольких ее фильмах. В 1908 он сам дебютировал как режиссер фильмом Приключения Долли (The Adventures of Dolly). Фильмы Гриффита сразу же получили известность. В 1908–1913 он поставил для «Байографа» более 450 картин, в основном короткометражных, разрабатывая новые выразительные средства, среди них и фильм В старой Калифорнии (In Old California, 1910), снятый в новом тогда для кино месте, Голливуде.
Этапные произведения Гриффита следует рассматривать в контексте мирового кинематографа. К 1915 кино было представлено почти во всех ведущих странах и во всех жанрах. Француз Жорж Мельес снял удивительные фантастические киноленты вроде Путешествия на Луну. В России был поставлен батальный фильм Оборона Севастополя (1911), в Италии двумя годами позже исторический «колосс» Последние дни Помпеи (1913). В США уже снимался Чарли Чаплин. Но еще не было создано кинокартины, в которой, во-первых, была бы композиционно выстроенная и рассказанная с начала и до конца история, а во-вторых, эта история была бы рассказана языком не театра, а кинематографа, его собственных выразительных средств. У молодого искусства еще не было собственного языка, он только формировался. Повествование было несложным, линейным, и Гриффит первым использовал психологически мотивированный крупный план, ввел его в монтажный контекст в фильме Много лет спустя (After Many Years, также Энох Арден / Enoch Arden, 1908), что породило множество кинематографических приемов, а это, в свою очередь, привело к созданию более сложных элементов киноязыка.
В поисках большей творческой независимости Гриффит в 1913 оставил «Байограф» и присоединился к новой кинокомпании – «Рилайанс маджестик». В 1915 на экраны вышел фильм Рождение нации (The Birth of a Nation) по роману Т.Диксона Человек клана (The Clans-man). Постановка и прокат осуществлялись Гриффитом как «независимым» продюсером. Сюжет фильма разворачивался в эпоху Гражданской войны и Реконструкции на Юге США. Картина шла более трех часов и по продолжительности превосходила любую ранее снятую американскую картину. Провозглашенная шедевром киноискусства и снискавшая поразительный коммерческий успех, лента вызвала бурную полемику из-за тенденциозного подхода Гриффита к проблеме негритянского населения на юге США. Никто никогда не оспаривал художественных достоинств кинокартины – панорам с использованием огромных массовок, выстроенных композиций кадра, уверенного сюжета с завязкой, развития действия, кульминации и развязки. Но сюжет и моральный вывод Рождения нации в настоящее время вызывают настоящий шок. Старый добрый Юг под властью янки и освобожденных ими рабов. Афро-американцы представлены как выродки и убийцы, не знающие, что делать со свалившейся на них свободой. После того, как один из них пытается изнасиловать белую девочку (один из первых в истории кино полноценный крупный план – ужасная физиономия подонка), бывшие плантаторы объединяются в Белое братство, больше известное под именем Ку-клукс-клан и начинают расправляться с «черным отродьем». Америка действительно сильно изменилась за прошедшие с премьеры фильма годы. Сейчас едва ли не каждый американский кинокритик обвиняет Рождение нации в проповеди расизма. Но о произведениях искусства нужно судить в контексте времени. В 1914, когда снимался фильм, в то время как в Европе началась Первая мировая война, в США были очень сильны консервативные настроения ревизионистской переоценки итогов Гражданской войны, подчеркнутые явной про-южной позицией президента Вудро Вильсона. А значение новаций фильма Гриффита переоценить трудно. В частности, Гриффит применяет здесь ракурс, когда сцена снимается не со статичной камеры, а сбоку, под углом и даже сверху (знаменитая атака куклуксклановцев). Особо стоит выделить сцену убийства Авраама Линкольна, ставшую первым примером детально восстановленного на кинопленке исторического события.
Многие обвиняющие сейчас Гриффита в расизме не вспоминают, что буквально через год он снял фильм Нетерпимость (Intolerance, 1916), ставший вехой в развитии гуманизма, пацифизма в искусстве. Равно как и в развитии кино и, в частности, монтажа. Это сложная сюжетная конструкция из четырех перемежающихся новелл, показывавших четыре различные эпохи (падение Вавилона, Иудея времен Иисуса Христа, Варфоломеевская ночь во Франции и современный Гриффиту Нью-Йорк, где история разворачивается вокруг несправедливо осужденного на смерть человека) и объединенных новаторским приемом параллельного монтажа. Беспрецедентный успех Рождения нации (при высокой цене в 2 доллара за билет фильм только за первый год проката посмотрел миллион зрителей) позволил Гриффиту получить огромный бюджет. Размах фильма поражает даже сейчас: сцены многих нынешних блокбастеров, в которых для воссоздания эпохи использован компьютер, выглядят не так впечатляюще, как построенные для Нетерпимости декорации Вавилона. Однако наиболее ярко высказана гуманистическая позиция автора: он проводит мысль, что во все века нетерпимость приводила к трагическим последствиям. Нетерпимость можно воспринимать и как первый триллер в истории кино – в конце фильма Гриффит убыстряет ритм параллельного монтажа, соединяющего истории, близящиеся к кровавым (кроме последней, современной истории) развязкам, создавая ощутимое напряжение. Кроме того, несправедливо осужденного спасают в самый последний момент, когда зритель уже доведен до изнеможения – прием, без которого на протяжении десятилетий не обходится ни один уважающий себя жанровый фильм. Ассистентами Гриффита на Нетерпимости работали люди, ставшие впоследствии величинами мирового кино: Эрих Фон Штрогейм (Алчность, 1924), Тод Браунинг (Дракула, 1931), Виктор Флеминг (Унесенные ветром, 1939). Фильм не снискал коммерческого успеха Рождения нации, однако его влияние на мировое киноискусство было еще сильнее.
После 1916 Гриффит создал ряд успешных фильмов, в т.ч. Сердца мира (Hearts of the World, 1918), Сломанные побеги (Broken Blossoms, 1919; в рус. прокате – Сломанная лилия), оба сняты под маркой «Юнайтед Артистс» – компании, одним из основателей которой был сам режиссер; Путь на Восток (Way Down East, 1920), Сиротки бури (Orphans of the Storm, 1921; в рус. прокате – Две сиротки) и Разве жизнь не чудесна? (Isn't Life Wonderful?, 1924). После 1925 карьера Гриффита пошла на спад. Подобно многим другим деятелям кинематографа, он с большим трудом принял использование звука в кино. После провала фильма Схватка (The Struggle, 1931) Гриффит не снял ни одной картины. В 1936 он получил почетный «Оскар». Умер Гриффит в Голливуде 23 июля 1948.
В 1997 году по опросу, проведенному Американским киноинститутом, Рождение нации вошло в сотню лучших англоязычных фильмов столетия. В 1953 Гильдия режиссеров США учредила ежегодную награду за вклад в киноискусство, носившую имя Дэвида Уорка Гриффита. Ее лауреатами в разное время становились Джон Форд, Стенли Кубрик, Дэвид Лин, Джон Хьюстон, Акира Куросава. А в 1999 Гильдия объявила о том, что награда будет называться «За вклад в развитие киноискусство», в связи с тем, что Гриффит помог установлению неприемлемых расистских стереотипов. Однако без Гриффита кинематограф был бы совсем другим.
Трауберг Л. Дэвид Уорк Гриффит. М., 1981
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»