ГОРЧАКОВ, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ
ГОРЧАКОВ, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1898–1958), русский режиссер и педагог. Заслуженный деятель искусств (1943), доктор искусствоведения. Родился 7 августа 1898. Начинал в 3-й Студии МХТ, был учеником Е.Б.Вахтангова. С 1922 работал в студии режиссером, поставил в собственной инсценировке имевший большой успех спектакль Битва жизни по Ч.Диккенсу (1924). Возглавив группу студийцев, отколовшихся от Вахтанговской студии, в 1924 перешел в МХАТ, и с корретивами К.С.Станиславского спектакль вошел в репертуар МХАТа. Станиславский привлек Горчакова к работе над восстановлением спектакля Горе от ума (1925). Под руководством Станиславского Горчаков выпустил мелодраму Сестры Жерар. Поставил жизнерадостный лирический водевиль Катаева Квадратура круга (1928, сыгран 646 раз; художественный руководитель Вл.И.Немирович-Данченко), осуществил постановку пьесы Н.Погодина Дерзость. Участвовал в постановке Трех толстяков Ю.Олеши (1930, продержалась один сезон), пьесы Вирты Земля (1937). Самостоятельный спектакль Горчакова Мольер М.Булгакова (1936) был исключен из репертуара.
В 1933 Горчаков был назначен художественным руководителем Московского Театра Сатиры. Основой репертуара при нем стала советская комедия. Он продолжил творческие связи с драматургами Катаевым и В.Шкваркиным, привлек новых авторов – Погодина, А.Толстого, М.Левидова, В.Киршона и др. Огромный успех имел спектакль Чужой ребенок Шкваркина (1933; совм с Р.Г.Корфом). Руководство и коллектив Театра Сатиры беспокоило, что Горчаков продолжал работать во МХАТе, они добились его ухода из Художественного театра. Режиссер болезненно пережил отлучение от МХАТа. В первый год Великой Отечественной войны Горчаков организовал единственный тогда в Москве драматический театр (Московский театр драмы), где зрители впервые увидели Русских людей К.Симонова и Фронт А.Корнейчука. В 1943 Комитет по делам искусств объединил театры драмы и революции, назначив руководителем Н.П.Охлопкова; Горчакову было предложено вернуться в Театр Сатиры. В просьбе изменить название театра на «Театр комедии» ему отказали. В театре Горчаков поставил Нечистую силу А.Толстого, тепло принятую прессой и зрителями, выпустил Чрезвычайный закон братьев Тур и Л.Шейнина. Последний не имел успеха, пьеса подверглась осуждению в постановлении ЦК «О репертуаре драматических театров». Успешной стала постановка пьесы Корнейчука Миссия мистера Перкинса в страну большевиков (1944).
В 1948 Горчаков ушел из Театра Сатиры, оставаясь в Художественном театре. «Шедевром грации и иронии» была названа его постановка Школа злословия Р.Б. Шеридана (1940, совм. с В.Сахновским и художником Н.Акимовым; в главных ролях М.Яншин и О.Андровская). В 1946 в МХАТе состоялась премьера Офицера флота А.Крона с М.Болдуманом в главной роли (Государственная премия, 1946). В спектаклях Поздняя любовь А.Н.Островского (1949), Осенний сад Л.Хелман и Беспокойная старость Л.Рахманова (обе 1956) ярко проявились особенности режиссерской манеры Горчакова – чувство стиля и чувство современности. Поздняя любовь, камерный спектакль с М.М.Яншиным в роли Маргаритова, продержалась в репертуаре МХАТа 25 лет, вплоть до 1974.
От своих учителей Станиславского и Вахтангова Горчаков усвоил умение выстраивать композицию, находить точное жанровое решение, он прекрасно разбирал пьесы, рецензировал театральные постановки. В 1952 был удостоен Государственной премии за книгу Режиссерские уроки К.С.Станиславского. Автор театроведческих работ, умелый инсценировщик, Горчаков был членом Союза писателей. С 1939 – профессор и заведующий кафедрой режиссуры в ГИТИСе, преподавал в Школе-студии МХАТ.
Умер Горчаков 28 августа 1958.
Горчаков Н. Режиссерские уроки Станиславского. Беседы и записи репетиций. М., 1952
Горчаков Н. Антон Павлович Чехов в театре. М., 1955
Горчаков Н. Работа режиссера над спектаклей. М., 1956
Горчаков Н. Режиссерские уроки Вахтангова. М., 1957
Горчаков Н. К.С.Станиславский о работе режиссера с актеров. М., 1958
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»