ЛОБАНОВ, АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
ЛОБАНОВ, АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1900–1959), русский театральный режиссер. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Государственной премии СССР (1946). Родился 28 июля (10 августа) 1900 в Москве в семье эконома 1-й мужской классической гимназии. В гимназии был драматический кружок, в нем 15-летний Лобанов играл в пьесах А.Н.Островского, И.С.Тургенева и др. В 1918 поступил на юридическое отделение факультета общественных наук Московского университета, где сблизился с Р.Н.Симоновым, М.Ф.Астанговым, О.Н.Абдуловым. В студенческом клубе «Наука и искусство» работала драматическая секция, где Лобанов пробовал себя в режиссуре, став, по словам Абдулова, идеологом кружка. Осенью 1919 «четыре мушкетера», как они себя называли, поступили в студию артиста Художественного театра А.А.Гейрота. В 1920, оставив унивеситет, Лобанов перешел в Шаляпинскую студию, присутствовал на занятиях Е.Б.Вахтангова, участвовал в этюдах с Ф.И.Шаляпиным, начал работать с Л.М.Леонидовым и А.Д.Диким. В 1921 поступил в школу 2-й Студии Художественного театра. В студии началась дружба с Н.П.Хмелевым, который уже тогда заявил, что Лобанов станет выдающимся режиссером. Разочаровавшись в деятельности студии, Лобанов пытался создать студию на Остоженке, однако через два года ушел к Ю.А.Завадскому. В студии Завадского началась его педагогическая деятельность.
В 1924 Лобанов вернулся к актерской работе в театре им. В.Ф.Комиссаржевской. После закрытия его в 1927 перешел в Государственный драматический экспериментальный театр при Профклубной мастерской. В 1931 в студии Симонова поставил Таланты и поклонники А.Н.Островского. Успех спектакля был ошеломляющим. Лобанов переставил акценты в пьесе, сняв с образа Негиной ореол жертвенности, вопреки принятой трактовке этого образа в «Доме Островского». В 1934, опять же нетрадиционно интепретируя пьесу, поставил Вишневый сад А.П.Чехова в студии Симонова. Его обвинили в искажении классики, в нигилизме по отношению к культурному наследию, в вульгарном социологизме и т.п. С 1926 по 1937 – все годы существования студии Симонова – в ней работал Лобанов. С 1937 Лобанов – режиссер Театра Революции, его первой работой стала арбузовская Таня с М.И.Бабановой в главной роли (1939). Спектакль стал легендой советского театра, выдержал более тысячи представлений. Через год после премьеры Лобанов ушел из театра.
В 1939 Хмелев пригласил его в Ермоловский театр на постановку Д.Б.Пристли Время и семья Конвей. Премьера состоялась осенью 1940 и стала сенсацией. До войны спектакль прошел на аншлагах 80 раз. Лобанов и Хмелев готовились к Живому трупу Л.Н.Толстого, но смерть Хмелева сорвала их планы. Во время войны Лобанов поставил в передвижном театре обозрение Наша Москва (1942), во 2-м Фронтовом театре ВТО – Дом на холме В.А.Каверина, в 4-м Фронтовом театре – Парень из нашего города К.М.Симонова, в Московском театре миниатюр – Москва и москвичи. В 1943 во фронтовом филиале Малого театра Лобанов выпустил Без вины виноватые А.Н.Островского и в Театре миниатюр спектакли Без намеков и Коротко и ясно. В 1944 там же поставил обозрение В.Масса и М.Червинского Где-то в Москве. В 1945 в Театре им. Ермоловой осуществил постановку комедии Островского Бешенные деньги с Д.Фивейским в роли Василькова и Л.Ордынской в роли Лидии Чебоксаровой.
Прорывом в советском театре второй половины 1940-х годов и первой половины 1950-х стали «тихие» спектакли Лобанова. В 1946 он возглавил Ермоловский театр, поставил спектакли Старые друзья Л.А.Малюгина (1945), Далеко от Сталинграда А.А.Сурова (1946), Люди с чистой совестью по П.П.Вершигоре (1947), Спутники В.Ф.Пановой (1947), Счастье по П.А.Павленко (1948), Невольницы Островского (1948), Дачники М.Горького (1949), Миссурийский вальс Н.Ф.Погодина, Рассвет над Москвой Сурова, Молодые годы Трифонова, Достигаев и другие Горького (1952) и т.д. В 1952 начал репетировать Дядю Ваню, но спектакль не был выпущен. Тогда же, за несколько часов до премьеры, был снят спектакль Гости по Л.Г.Зорину. Лобанов тяжело заболел и в 1957 был освобожден от обязанностей главного режиссера Театра им. Ермоловой. По приглашению нового главного режиссера Л.Варпаховского поставил еще два спектакля – Вечно живые В.С.Розова и Вода с луны Н.Хентера. Обсуждение его последней работы в Ермоловском театре было оскорбительным. Свой последний спектакль он поставил в Театре Сатиры – пьесу Островского На всякого мудреца довольно простоты (1958) с Г.Менглетом в роли Глумова. Спектакль стал триумфом театральной Москвы, несмотря на то, что шел 1958 и уже гремел молодой «Современник».
До 1959 преподавал в ГИТИСе, профессор (с 1948).
Умер Лобанов в Москве 18 февраля 1959.
Лобанов А. Мысли о режиссуре. – В сб.: Режиссерское искусство сегодня. М., 1962
Блок В. Репетиции Лобанова. М., 1962
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»