ФРОНТОВЫЕ ТЕАТРЫ (БРИГАДЫ)
ФРОНТОВЫЕ ТЕАТРЫ (БРИГАДЫ), в годы Великой Отечественной войны профессиональные театральные коллективы, обслуживавшие части Советской Армии и ВМФ на фронте и в прифронтовых районах, военизированные учреждения в тылу (эвакопункты, госпитали и др.). За годы войны артисты провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч – не было ни одной части, где бы не побывали фронтовые театры и бригады. Вместе с Советской Армией артисты прошли весь путь войны. Из самых знаменитых артистов Вахтанговского, Малого, Ленинградского театра драмы им А.С.Пушкина, Ленинградского Большого драматического театра им. М.Горького и др. были созданы фронтовые филиалы. Существовал фронтовой оперный театр. В спектаклях и концертах фронтовых театров принимали участие национальные коллективы, артисты всех поколений, представители всех жанров. Фронтовые театральные коллективы создавались также в действующей армии. Ведущая роль в деле создания фронтовых бригад, а затем и фронтовых театров принадлежала Всероссийскому театральному обществу (ВТО). У истоков этих театров стояли видные деятели советского сценического искусства – А.А.Яблочкина, Ю.А.Завадский, А.Д.Дикий, С.М.Михоэлс, А.А.Гончаров, И.М.Туманов, Е.Ф.Дзиган, Н.П.Акимов.
21 июня 1941 артисты Малого театра во главе с Н.А.Анненковым играли шефский концерт в красноармейском гарнизоне под Ковелем, где 22-го уже шли бои, и актеры, продолжая работу в войсках, стали фактически передвижной фронтовой бригадой. На положение фронтовой бригады перешла и группа артистов Театра Красной Армии. Деятельностью фронтовых бригад руководил штаб, созданный в Москве при Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ). К работе фронтовых бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде – на палубах военных кораблей, под открытым небом, на аэродромах, в землянках, в блиндажах, на вокзалах, в агитпунктах, в медсанбатах, на лесных полянах, в оврагах.
Всего работало около 4 тысяч фронтовых бригад. В них принимали участие 42 тысячи актеров, многие выступали на фронтах по 300 раз. Кроме концертов, некоторые бригады создавали публицистические представления, подчиненные конкретной боевой задаче. Использовались отрывки из сочинений и речей государственных деятелей, сводки Совинформбюро, приказы Верховного Главнокомандующего и эпизоды из новых военных пьес. Для фронтового театра было написано около 700 одноактных пьес. В работе фронтовых бригад участвовали ведущие мастера советского искусства: Н.К.Черкасов, М.И.Царев, Н.П.Хмелев, В.И.Качалов, Е.Н.Гоголева, А.Ф.Борисов, Б.Г.Добронравов, И.В.Ильинский, А.П.Зуева, И.М.Москвин, А.К.Тарасова, П.М.Садовский, Е.Д.Турчанинова, А.А.Остужев, Е.П.Корчагина-Александровская, В.Н.Пашенная, В.Н.Рыжова, М.М.Тарханов, К.С.Скоробогатов и др.
Вначале фронтовые театры и бригады не имели специального оборудования. Позже у них появились грузовики с откидными бортами, грим, костюмы, реквизит. В репертуаре были и многоактные пьесы, их сокращали, чтобы действие не длилось более полутора часов: Парень из нашего города К.М.Симонова, Профессор Мамлок Фр.Вольфа и др. А.Н.Толстой для фронтового театра написал антифашистский памфлет Фюрер. Программы фронтовых бригад строились по принципу сборного концерта: сценки, монологи, отрывки из драматических спектаклей, номера артистов цирка, сатирические скетчи, оперные арии, кукольники, чтецы. Фронтовые театры, обосновавшиеся в прифронтовой полосе, были менее оперативны. Располагая сильными и сравнительно стабильными труппами, они обычно получали «базу», где можно было днем репетировать, а вечером играть спектакли, но кроме этих спектаклей в войсках шла основная концертная работа этих коллективов. Фронтовыми театрами становились и театральные коллективы городов, в которые пришла война. Театром Западного фронта стал Смоленский областной театр во главе с режиссером Е.Асеевым. Как фронтовые театры продолжили свою работу Театр Киевского военного округа под руководством Б.Норда, Театр Северного флота под руководством В.Плучека, Театр Краснознаменного Балтийского флота под руководством А.Пергамента. 20 июля 1941 в Ленинграде возник театр Народного ополчения. Актеры этого театра были вооружены, в дни блокады некоторые участники труппы погибли. 18 октября 1942 в Ленинграде открылся Городской театр (Блокадный). Труппа состояла из оставшихся актеров разных коллективов.
Первый фронтовой театр ВТО проделал путь через Ладожское озеро по «Дороге жизни» и начал свои выступления в Ленинграде сразу после снятия блокады. Этот театр обслуживал воинские части Краснознаменного Балтийского и Северного флота. Директор и режиссер А.Гончаров, заместитель директора Богословский, художник Руднев, актеры Быков, Вершинин-Биннов, Ветрова, Горбатов, Дегтярь, Жеребенко, Кузнецова, Левкиевская-Струкова, Луконин, Малявин, Максимова, Павлов, Соловьев, Филиппов, Шабарин, Шишков, Шкодина. Фронтовой бригадой № 1, обслуживающей воинские части дивизий, защищавших Москву, руководил И.Раевский, №2 – Дикий, № 3 – Завадский, № 4 – Михоэлс. Из литературно-вокальной группы ВТО формировались небольшие бригады, обслуживавшие госпитали и эвакопункты Москвы. Художественный руководитель – Ф.Фортунатов. Фронтовой музыкальный театр ВТО обслуживал воинские части Московского военного округа, 1-го Белорусского, 2-го Прибалтийского и 4-го Украинского фронтов, войска Калининского, Тульского, Воронежского, Калужского направлений. Музыкальный руководитель – Туманов, главный режиссер – Б.Афонин. Комсомольско-молодежный театр ВТО обслуживал воинские части Карельского и Юго-Западного фронтов, тыловые части. В нем работали: главный режиссер – В.Колесаев, директор – В.Невзоров, художник – А.Васильев. Фронтовой московский драматический театр ВТО обслуживал воинские части Ленинградского, 4-го Белорусского, 3-го и 4-го Украинского фронтов, Северного, Краснознаменного Балтийского и Черноморского флотов. Главный режиссер – Гончаров, художественный руководитель Дзиган, театровед – Г.Бояджиев. Второй фронтовой театр ВТО (Вахтанговская труппа) обслуживал воинские части Западного фронта. Художественный руководитель И.Липский, режиссер – А.Лобанов. Второй фронтовой театр ВТО (1-я группа) обслуживал части Владимирского В/О, Сталинградского, Карельского, Центрального, 1-го, 4-го Украинского, 1-го и 2-го Прибалтийского, Забайкальского фронтов, воинские части Орловско-Курского, Борисоглебского, Брянско-Бежицкого направлений. Художественный руководитель Б.Тамарин. Второй фронтовой театр ВТО (2-я группа) обслуживал воинские части 1-го Белорусского, Забайкальского фронтов, вместе с частями Советской Армии вошел в Берлин. Художественный руководитель А.Е.Ефремов, директор – М.Войсковский, художник – Васильев, режиссер – Б.Зеленская. Фронтовой театр миниатюр ВТО «Веселый десант» обслуживал воинские части Закавказского и Юго-Западного фронтов. Художественный руководитель В.Поляков. Композитор – М.Табачников. Фронтовой театр миниатюр ВТО обслуживал воинские части Сталинградского, Северного и 4-го Прибалтийского фронтов. Художественный руководитель – Н.Лунд. Непосредственное руководство (административное и хозяйственное) фронтовыми театрами и бригадами Всероссийского театрального общества осуществляли председатель Правления ВТО, народная артистка СССР Яблочкина, заместители председателя Правления З.Дельцев, М.Никонов, заместитель директора Центрального Дома актера В.Филиппов, администратор-распорядитель Л.Смирнова. 2-я группа Второго Фронтового театра ВТО в Берлине 2 мая 1945 играла спектакль по пьесе Симонова Так и будет, 9 мая давала концерт у стен Рейхстага.
Дорохин Н. По дорогам войны. М., 1950
Дмитриев Ю.А. Фронтовые театры. – В кн.: Очерки истории советского драматического театра, т. 2. М., 1960
Максакова Л.В. В рядах воюющего народа. М., 1965
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»