ФРАНКЕНХАЙМЕР, ДЖОН
ФРАНКЕНХАЙМЕР, ДЖОН (Frankenheimer, John) (1930–2002), американский режиссер.
Родился 19 февраля 1930 в Нью-Йорке, США. Хотел стать актером, но был взят на службу в киноподразделение ВВС США. После увольнения в 1953 работал на телевидении ассистентом режиссера, оператором. В 1957 дебютировал в большом кино фильмом Юный странник, который не понравился ни зрителям, ни самому режиссеру, и он вернулся на ТВ. В кино довольно успешно возобновил работу в начале 1960-х. Первые две кинокартины снимает с Бертом Ланкастером. В Молодых дикарях (1961) Ланкастер играет следователя, расследуюещего дело об убийстве на расистской почве. Во второй Птицелов из Алькатраза (1962, приз кинофестиваля в Венеции за лучшую мужскую роль) – заключенного этой знаменитой тюрьмы. Фильмы привлекают к себе пристальное внимание. Молодого режиссера волнуют серьезные социальные вопросы, исследование которых он облекает в классическую голливудскую форму. Сказать Франкенхаймеру хотелось так много, что в 1962 он снимает еще два фильма: семейную драму Все рушится с Уорреном Битти и Маньчжурский кандидат, считающийся его лучшим фильмом. Маньчжурский кандидат – предтеча, «крестный отец» всех параноидальных триллеров, популярных в последующие десятилетия (Разговор, 1974, Три дня Кондора, 1975). Капитана-майора Беннета Марко (Фрэнк Синатра) мучают кошмары из прошлого, когда он был взят в плен во время войны в Корее. Над Марко и его товарищами по взводу проводят странные опыты. Когда же Беннет узнает, что постоянно появляющийся в кошмарах сержант Рэймонд Шоу (Лоуренс Харви) стал политиком и баллотируется в сенат, он хочет понять, что все это значит. Оказывается, что во время плена коммунисты запрограммировали Шоу, превратив в покорного зомби, выполняющего их приказы. Будучи показано чересчур серьезно, все это могло бы выглядеть глупо, но Франкенхаймер снимает фильм отчасти как комедию, сатиру на царящую в начале 1960-х истерию вокруг «холодной войны». Несмотря на первоклассную работу Фрэнка Синатры, Анджела Лэнсбери сыграла гораздо лучше роль матери Рэймонда, настоящее исчадие ада, манипулирующую сыном для достижения своих страшных целей (номинация на «Оскар» за роль второго плана).
Прогрессивный взгляд на «холодную войну» просматривается в фильме Семь дней в мае (1964). Группа военных (их руководителей играют Берт Ланкастер и Керк Дуглас); решив, что президент США слишком либерально относится к советской угрозе, решает совершить переворот и скинуть мягкотелого политика. С фильмом связан любопытный эпизод. Так как кинокартина показывала военное руководство США в не слишком позитивном свете, в съемках одной важной сцены (один из заговорщиков проходит на пропускной пункт Пентагона) было отказано. Однако Франкенхаймер не растерялся: к пропускному пункту подъехала машина, из которой выпрыгнул одетый в форму полковника Керк Дуглас. Актер зашел внутрь пункта и был быстро выпровожен оттуда. Но эпизод уже был снят скрытой камерой.
В том же году Франкенхаймер заменил Артура Пенна на постановке драмы о фрацузском Сопротивлении времен Второй мировой войны Поезд, в которой он в четвертый раз работает с Бертом Ланкастером. Немецкий офицер (Пол Скофилд) получает приказ вывезти из страны полотна Матисса, Моне, Пикассо. Ему стремится помешать группа партизан во главе с героем Ланкастера.
Интернациональную команду звезд (Ив Монтан, Тоширо Мифуне, Джеймс Гарнер) Франкенхаймер, считающийся одним из ведущих режиссеров Голливуда, собирает в драме о гонках Большой приз (1966). В том же году снимает триллер Секунды (в главной роли Рок Хадсон); провалившийся в прокате, но ставший впоследствии классикой. В 1968 вышел Мастеровой, странная история (сценарий Долтона Трамбо) о еврее, пытающемся бежать из заключения в дореволюционной России. Сыравший главную роль английский актер Алан Бэйтс выдвигался на «Оскар». В пятый раз режиссер снимает Берта Ланкастера в приключенческой киноленте Цыганские мотыльки (1969). Затем наступает спад. Несмотря на участие первоклассных актеров (Грегори Пек в Я перешел черту, 1970, Омар Шариф во Всадниках, 1971, Джин Хэкман во Французском связном 2, 1975 – ненужной попытке повторить успех оригинала) последующие работы Франкенхаймера – вымученные, второсортные жанровые поделки. Из них выделяется поставленная по пьесе Юджина О'Нила драма Комета Айсмана (1973). Любопытный образец голливудского взгляда на тему восточных единоборств Выкуп (1982), увлекательная история о боксере-американце, которого нанимают перевезти в Японию старинный меч. Он работает с выдающимся японским актером Тоширо Мифуне (как и в Большом призе). Попытки вернуться к политически ангажированным триллерам, как Смертельный выстрел (1989); Четвертая война (1990) и Год оружия (1991) обернулись плачевными результатами. Еще большим, как коммерческим, так и художественным провалом стала экранизация Острова доктора Моро (1996) с Марлоном Брандо в главной роли. Взяв за основу книгу Герберта Уэллса и пригласив хорошего актера, режиссер превратил в посмешище как книгу, так и Брандо. Довольно складным получился шпионский триллер Ронин (1998), где сыграли Роберт Де Ниро и Жан Рено. Ронин – самурай, оставшийся без хозяина. В фильме ронины – группа шпионов из разных стран, после окончания «холодной войны» оставшиеся без работы и без смысла жизни. Последняя работа в кино – боевик об ограблении Оленьи игры (2000, в ролях Бен Аффлек, Шарлиз Терон и Гари Синайз); на ТВ – Путь к войне (2002).
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Опасность (Danger, 1950, ТВ-серии); Ты здесь (You Are There, 1953, ТВ-серии); Кульминация! (Climax!, 1954, ТВ-серии); Кукольный дом 90 (Playhouse 90, ТВ-серии); Девятый день (The Ninth Day, 1956, ТВ); Юный странник (The Young Stranger, 1957); Комедиант (The Comedian, 1957, ТВ); Звездный час (Startime, 1959, ТВ-серии); Поворот винта (The Turn of the Screw, 1959, ТВ); Пятая колонна (The Fifth Column, 1960, ТВ); Молодые дикари (The Young Savages, 1961); Все рушится (All Fall Down, 1962); Птицелов из Алькатраза (The Birdman of Alcatraz, 1962); Маньчжурский кандидат (The Manchurian Candidate, 1962); Семь дней в мае (Seven Days in May, 1964); Поезд (The Train, 1965); Секунды (Seconds, 1966); Большой приз (Grand Prix, 1966); Мастеровой (The Fixer, 1968); Цыганские мотыльки (The Gipsy Moths, 1969); Настоящий моряк (The Extraordinary Seaman, 1969); Я на грани (I Walk the Line, 1970); Всадники (The Horsemen, 1971); О любовной истории (Story of a Love Story, 1973); Комета Айсмана (The Iceman Kometh, 1973); Мертв на 99,44 процента (99 and 44/100 Dead, 1974); Французский связной 2 (French Connection 2, 1975); Черное воскресенье (Black Sunday, 1977); Пророчество (Prophecy, 1979); Вызов (The Challenge, 1982); Благодетель (The Rainmaker, 1982, ТВ); Завещание Холкрофта (The Holcroft Covenant, 1985); Находка 52 (52 Pick Up, 1986); Ривьера (Riviere, 1987, ТВ); Смертельный выстрел (Dead Bang, 1989); Байки из склепа (Tales from the Crypt, 1989, ТВ-серии); Четвертая война (The Fourth War, 1990); Год оружия (Year of the Gun, 1991); На стену (Against the Wall, 1994, ТВ); Горящий сезон (The Burning Season, 1995, ТВ); Андерсонвилль (Andersonville, 1996, ТВ); Остров доктора Моро (The Island of Dr. Moreau, 1996); Джордж Уоллас (George Wallace, 1997); Ронин (Ronin, 1998); Оленьи игры (The Reindeer Games, 2000); Наем: Засада 2001 (Hire: The Ambush, 2001); Путь к войне (Path to War, 2002, ТВ).
Михаил Водопьянов
Gerald. Pratley. The Cinema of John Frankenheimer. Oak Tree Publications; 1976
Charles Champlin. John Frankenheimer: A Conversation With. Riverwood Pr; 1995
Gerald Pratley, John Frankenheimer. The Films of Frankenheimer: Forty Years in Film. Lehigh University Press; 1998
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»