ДЗЕФФИРЕЛЛИ, ФРАНКО
ДЗЕФФИРЕЛЛИ, ФРАНКО (Zeffirelli, Franco) (1923–2019), итальянский режиссер. Родился 23 февраля 1923 во Флоренции, Италия. Работал художником-постановщиком на фильмах Лукино Висконти Земля дрожит (1948), Самая красивая (1951) и Чувство (1954). Как режиссер ставил пьесы и оперы (в частности, с участием Марии Каллас) в Лондоне и Нью-Йорке.
Дебютировал в художественном кино фильмом Укрощение строптивой (по пьесе У.Шекспира, 1967), в которой, в целом, уже были определены все основные черты его стиля – подчеркнутая театральная декорированность действия, работа (и верность) с классическим театральным или оперным первоисточником, театральная же яркость и подчеркнутость эмоций. Главные роли сыграла скандальная пара Элизабет Тэйлор (Катарина) и Ричард Бертон (Петруччо), что также способствовало успеху кинокартины. Фильм получился легким, веселым и бесшабашным, как и положено комедии Шекспира.
Настоящим триумфом становится следующий фильм и его новое обращение к Шекспиру – киноверсия Ромео и Джульетты (1968). Но если Укрощение строптивой было просто удачной и визуально впечатляющей экранизацией, то дзеффиреллиевский вариант великой трагедии пришелся как нельзя кстати к настроениям молодежи конца 1960-х, времени бунта против заскорузлых нравственных устоев поколения отцов. В этом ракурсе фильм воспринимался в одном ряду с такими кинолентами, как, например, Выпускник (1967, режиссер М.Николс). Но это не единственная причина успеха. Дзеффирелли пригласил на роли главных героев подростков, а не сложившихся взрослых актеров, как в предыдущих экранизациях других режиссеров. Особенно хороша 15-летняя Оливия Хасси в роли Джульетты. А актер Майкл Йорк, сыграв роль Тибальда, получил свой билет в кино. Благодаря усилиям оператора Паскуалино Де Сантису, художников и костюмеров фильм напоминает прекрасную сказку. Успех превзошел ожидания, и фильм стал одним из рекордсменов кинопроката года, претендовал на премию «Оскар» в за лучшую кинокартину года и лучшую режиссуру и получил статуэтки за операторскую работу и костюмы. Обойденная на «Оскаре» волшебная музыка Нино Рота получила награду Британской Киноакадемии.
В 1972 снимает фильм о Святом Франциске Ассизском Братец Солнце, сестрица Луна. В отречении главного героя от мирской суеты и его протесте против насилия отчетливо ощущается протест самого режиссера против войны (очевидно, во Вьетнаме) и буржуазного потребительства. Фильм был относительно холодно принят, и режиссер начинает работу над грандиозным проектом телесериала Иисус из Назарета (1976). Заняв созвездие знаменитых актеров (Энтони Куинн, Лоуренс Оливье, Эрнест Боргнайн, Энн Бэнкрофт, Клаудиа Кардинале, Джеймс Эрл Джонс, Дональд Плизенс и др.), режиссер создает красивый и строго следующий Библии фильм о Сыне Божем. Тем не менее, лишенный какой-либо четкой, своей, авторской мысли (это тем более удивительно, т.к. одним из авторов сценария был создатель противоречивого Заводного апельсина Энтони Берджес) фильм остался в истории кино как роскошная, с великолепной музыкой Мориса Жарра, зарисовка на тему самой великой из когда-либо рассказанных историй. В 1979 режиссер неожиданно снимает нетипичную для него спортивную драму о бывшем чемпионе по боксу (Джон Войт), который, чтобы заработать денег на образование сына, возвращается на ринг, хотя сильная травма может закончиться для него смертью. Несмотря на игру Войта (номинация на премию «Золотой глобус»), сама кинолента получилась слишком стандартной и сентиментальной. Следующая работа Дзеффирелли, мелодрама Бесконечная любовь (1981) интересна разве что тем, что в ней впервые снялся (в эпизоде) Том Круз.
После неудач режиссер возвращается к опере. Тут равных ему нет – кинопостановки Травиата Верди, Паяцы Леонкавалло и Кавалерия рустикана Маскани с Пласидо Доминго (все 1982) восторженно приняли и критики, и зрители во всем мире. Любовь Дзеффирелли к Шекспиру и опере соединяется с силой и страстью в киноверсии Отелло Верди (1986). Безусловно, успех этих «киноопер» во многом определил голос Доминго, но в выборе актеров есть немалая заслуга Дзеффирелли. Эти годы, возможно, составляют лучший и законченный период творчества итальянского режиссера. После фильма Джованни Тосканини (1988) о молодых годах жизни итальянского композитора, которого сыграл американский актер С.Томас Хауэлл, режиссер получает предложение от Мела Гибсона поставить мечту любого постановщика Гамлет Шекспира. Гибсон мечтал сыграть принца Датского и решил, что Дзеффирелли способен помочь воплотить эту мечту с надлежащим мастерством. Американка Гленн Клоуз сыграла Гертруду, англичане Алан Бэйтс и Офелия Бонэм-Картер – Клавдия и Офелию. Однако в фильме нет ни одной собственной художественной находки, которая могла бы оправдать его появление. Все статично, банально и попросту скучно (несмотря на действительно хорошую игру Гибсона). И экранизация Джейн Эйр Шарлотты Бронте получилась не намного лучше (1996, в ролях Шарлотта Гейнсбур и Джон Херт), похожая скорее на безжизненный телеспектакль, чем на полноценное кино. Фильм Чай с Муссолини (1999), трагикомедиия о подругах-аристократках (Шер, Джоан Плоурайт, Джуди Денч, Мэгги Смит), живущих во время фашистского режима в Италии, возможно получился таким тонким и лиричным, потому что он во многом автобиографичен, сам режиссер вырос в кругу таких тетушек и кумушек, не боявшихся ни черта, ни снующих повсюду фашистов.
В 2002 79-летний Дзеффирелли снял кинокартину Каллас навсегда (в главной роли знаменитая французская актриса Фанни Ардан) – признание в любви великой оперной певице, с которой ему довелось поработать в начале своей карьеры (См. статью КАЛЛАС, МАРИЯ). В декабре 2003 на сцене Государственного академического Большого театра России состоялись гастроли оперы Травиата в постановке Франко Дзеффирелли.
Франко Дзеффирелли умер в Риме 15 июня 2019 года.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Привал (The Camping, 1957);
Мария Каллас в Ковент Гарден (Maria Callas in Covent Garden, 1964, ТВ);
Для Флоренции (Per Firenze, 1966);
Укрощение строптивой (The Taming of the Shrew, 1967);
Ромео и Джульетта (Romeo and Juliet, 1968);
Братец Солнце, сестрица Луна (Fratello Sole, Sorella Luna, 1972);
Иисус из Назарета (Jesus From Nazareth, 1977, ТВ);
Чемпион (The Champ, 1979);
Бесконечная любовь (The Endless Love, 1981);
Травиата (La Traviata, 1982);
Паяц (Pagliazzi, 1982);
(Cavalleria Rusticana, 1982);
Отелло (Othello, 1986);
Джованни Тосканини (Il Giovani Toskanini, 1988);
(12 registi per 12 citta, 1989, эпизод);
Гамлет (Hamlet, 1990);
Дон Карло (Don Carlo, 1992, ТВ);
Воробей (Sparrow, 1993);
Джейн Эйр (Jane Eyre, 1996);
Чай с Муссолини (Tea with Mussollini, 2000);
Каллас навсегда (Callas Forever, 2002);
Tre fratelli (2005).
Михаил Водопьянов
Franco Zeffirelli. Franco Zeffirelli's Jesus: A spiritual diary. Harper & Row; 1984
Franco Zeffirelli. Zeffirelli: An Autobiography. Grove Pr; 1986
Caterina D'Amico De Carvalho. Zeffirelli: Scenografie: Roma, Palazzo Ruspoli, 1 marzo-23 aprile 1993. De Luca, 1993
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»