ГИБСОН, МЕЛ
ГИБСОН, МЕЛ (Gibson, Mel) (р. 1956), североамериканский актер, режиссер, продюсер, сценарист, одинаково успешно сочетающий в своем творчестве актерство и режиссуру.
Мел Гибсон родился 3 января 1956 в Пиксвилле, штат Нью-Йорк, США в многодетной семье Хаттона и Энн Гибсонов. В 1964 вместе с родителями (Хаттон хотел уберечь сыновей от участия во Вьетнамской войне) переехал в Новый Южный Уэльс, Австралия. После окончания школы поступил в университет Нового Южного Уэльса в Сиднее, совмещая учебу с работой в Национальном Институте Драматических Искусств и участием в телесериалах на австралийском ТВ.
Закончив обучение в университете, красивый голубоглазый актер почти сразу получает главную роль в футуристическом боевике Безумный Макс (1979) режиссера Джорджа Миллера. Мрачный, жестокий и мастерски сделанный на небольшом бюджете фильм стал одним из лидеров австралийского, а затем и мирового проката года. На волне популярности Безумного Макса Гибсон мгновенно становится одним из самых популярных актеров Австралии. Значительные достижения актера тех лет – это роли в киноленте Тим (1979, премия Австралийского Киноинститута за лучшую роль года), военной драме Питера Уэйра Галлиполи (1981, премия Австралийского Киноинститута за лучшую роль года), а также работа в продолжении Безумного Макса (1981), получившем в США название Воин дорог. На волне успеха второго Макса и политической драмы Питера Уэйра Год опасной жизни (1982) Гибсон получает предложение поработать в Голливуде. Его первые работы в США – исторический фильм о мятеже на британском корабле австралийского режиссера Роджера Дональдсона Баунти (1984) и драма Марка Райделла Река (1984) не имели успеха у зрителей. Относительным успехом в мировом прокате пользуется Безумный Макс за пределами Купола Грома (1986).
Настоящая слава кинозвезды приходит к Гибсону лишь в 1987, с выходом отлично сделанного боевика Ричарда Доннера Смертельное оружие. Находящийся на грани нервного срыва и склонный к суициду полицейский Мартин Риггс – один из самых ярких образов в развлекательном кино Голливуда. В 1990 журнал «Пипл» вносит Гибсона в список самых красивых звезд планеты, а итальянский режиссер Франко Дзеффирелли приглашает его на роль Принца Датского в своей экранизации Гамлета. Выбор «Безумного Макса» на роль шекспировского героя удивил многих, но, надо отдать актеру должное, его роль – лучшее, что есть в скучной и схематичной постановке режиссера. После Гамлета Гибсон возвращается к героическому амплуа в третьей части Смертельного оружия (1992). Успехом у зрителя в 1992–1993 пользуется фантастическая мелодрама Вечно молодой.
В августе 1993 на экраны США и Канады выходит Человек без лица, режиссерский дебют Мела Гибсона. Это скромная малобюджетная драма о дружбе мальчика из неблагополучной семьи и загадочного молчуна (сам Гибсон), чье лицо обезображено в результате несчастного случая. Один из самых красивых актеров Голливуда не побоялся предстать перед зрителем в жутком гриме. Однако, несмотря на положительные отзывы критики, этот тонкий и трогательный фильм довольно слабо прошел в прокате. Сыграв роль карточного шулера Маверика в одноименном комедийном вестерне режиссера Смертельного оружия Ричарда Доннера, Гибсон возраждает интерес публики к себе, и благодаря этому ему удается убедить киностудию «Парамаунт» выделить деньги на постановку эпической кинокартины Храброе сердце, рассказывающей о борьбе шотландских горцев 13 в. против английских захватчиков. Съемки проходят на натуре в Шотландии при участии нескольких тысяч местных статистов. Несмотря на трудности, связанные с работой над таким грандиозным проектом, Гибсону удается уложиться в бюджет и выпустить фильм в срок – на День Поминовения в конце мая 1995. Необычайно жестокий для масштабной голливудской постановки, изумительно снятый оператором Джоном Толлом на шотландских пейзажах и проникнутый необъяснимым чувством поэзии, свойственным средневековым балладам, фильм Храброе сердце получил пять «Оскаров», включая два самому Гибсону, как продюсеру за лучший фильм и лучшую режиссуру. Любопытно, что Храброму сердцу на «Оскаре» проигрывает кинокартина Аполлон 13 режиссера Рона Ховарда, у которого в то же время Гибсон снимается в триллере Выкуп. После большого коммерческого успеха Выкупа Гибсон снимается в двух фильмах у своего любимого режиссера Ричарда Доннера: Теория заговора (1997) и Смертельное оружие 4 (1998). Оба фильма, а также циничный и мрачный триллер Расплата (1999) были хорошо приняты публикой.
Одну из лучших своих ролей Мел Гибсон играет в эпической драме Роланда Эммериха Патриот (2000), мощной и захватывающей киноленте о событиях Великой Американской Революции, создав сложный образ человека, который потеряв сына, вынужден вступить на тропу войны. Достоверность этого персонажа, вероятно, объясняется и тем фактом, что у самого Гибсона семеро детей от супруги Робин Мур, на которой он женат с 1980. Обаяние и чувство юмора актера пришлись как нельзя кстати в комедии Чего хотят женщины (2000) и популярном мультфильме Побег из курятника (2000), в котором Гибсон озвучил главного героя, петуха Рокки. В 2002 актер снялся в откровенно неудачном фильме о Вьетнамской войне Мы были солдатами . В том же году он сыграл в фантастическом триллере о потере и обретении веры Знаки. Этот фильм был поставлен талантливым режиссером М.Найтом Шаймаланом, и стал самым кассовым фильмом Мела Гибсона.
Со второй половины 2002 работал над, вероятно, самым рискованным и сложным проектом своей жизни, кинокартиной Страсти Христовы, повествующей о последних 24 часах земной жизни Иисуса Христа. Фильм снимался в Италии на деньги компании Гибсона. В картине герои говорят на мертвых языках, арамейском и латинском. В период завершения работы над кинокартиной в СМИ поднимается беспрецендентная шумиха. Гибсона обвиняют в антисемитизме и крайней жестокости показа страданий Христа. Тем не менее (а может, и благодаря этому), выйдя в прокат, Страсти Христовы привлекают невиданное внимание зрителей, став самым кассовым фильмом Гибсона. Мнения относительно достоинств фильма разделились, но безусловно, что это - одна из самых визуально, стилистически и эмоционально мощных киноработ, созданных в последние десятилетия в Голливуде.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Салливаны (The Sullivans, ТВ-серии, 1976); Я никогда не обещал тебе розовый сад (I Never Promised You a Rose Garden, не заявлен в титрах); Летний город (Summer City, 1977); Безумный Макс (Mad Max, 1979); Тим (Tim, 1979); Цепная реакция (The Chain Reaction, 1980); Галлиполи (Gallipoli, 1981); Наказание (Punishment, ТВ, 1981); Безумный Макс 2: Воин дороги (Mad Max 2: The Road Warrior, 1981); Атака отряда «Зед» (Attack Force Z, 1982); Год опасной жизни (The Year of Living Dangerously, 1983), Баунти (Bounty, 1984); Река (The River, 1984); Миссис Соффель (Mrs. Soffel, 1984); Безумный Макс за пределами Купола Грома (Mad Max Beyond Thunderdome, 1986), Смертельное оружие (Lethal Weapon, 1987); Огненный рассвет (Tequila Sunrise, 1988); Смертельное оружие 2 (Lethal Weapon 2, 1989); Птичка на проводе (Bird on a Wire, 1990); Эйр Америка (Air America, 1990); Гамлет (Hamlet, 1990); Смертельное оружие 3 (Lethal Weapon 3, 1992); Вечно молодой (Forever Young, 1992); Человек без лица (The Man Without a Face, 1993); Клуб «Чили Кон Карн» (The Chili Con Carne Club, 1993); Мэверик (Maverick, 1994); Храброе сердце (Braveheart, 1995); Каспер (Casper, 1995, не заявлен в титрах); Покахонтас (Pocahontas, 1995, озвучка); Выкуп (Ransom, 1996); День отца (Father's Day, 1997, не заявлен в титрах); Тайна заговора (Conspiracy Theory, 1997); Волшебная история (Fairy Tale: A True Story, 1997); Смертельное оружие 4 (Lethal Weapon 4, 1998); Расплата (Payback, 1999); Отель за миллион долларов (The Million Dollar Hotel, 2000); Побег из курятника (Chicken Run, 2000); Патриот (The Patriot, 2000); Чего хотят женщины (What Women Want, 2000); Мы были солдатами (We Were Soldiers, 2002); Знаки (Signs, 2002); Поющий детектив (The Singing Detective, 2003).
Фильмография (режиссерская)
Человек без лица (The Man Without a Face, 1993); Храброе сердце (Braveheart, 1995); Страсти Христовы (The Passion of the Christ, 2004); Апокалипсис (Apocalypto, 2006).
Михаил Водопьянов
Ragan. Mel Gibson. Dell Pub Co., 1985
Sinyard. Mel Gibson. Crescent Books, 1992
McCarty. The Films of Mel Gibson. Citadel Pr., 2001
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»