ВИСКОНТИ, ЛУКИНО
ВИСКОНТИ, ЛУКИНО (Visconti, Lucchino) (1906–1976), итальянский кино- и театральный режиссер.
Граф Лукино Висконти Ди Модроне родился 2 ноября 1906 в Милане. Висконти – убежденный марксист и антифашист, не изменял своих взглядов до конца жизни. В 1936 отправился в Париж вместе с французским кинорежиссером Жаном Ренуаром, работал там художником по костюмам и ассистентом режиссера. В 1940 вернулся в муссолиниевскую Италию и спустя два года поставил фильм Одержимость по мотивам детектива Дж.Кейна Почтальон всегда звонит дважды. Но рассказ о женщине, вместе со своим любовником убившей мужа, показался цензуре мрачным. В 1945 вместе с Джузеппе Де Сантисом и другими режиссерами снял документальный фильм Дни славы об освобождении Италии от режима Муссолини. А фильм Земля дрожит (1947) стал в один ряд с такими шедеврами итальянского неореализма, как Рим – открытый город Роберто Росселлини и Похитители велосипедов Витторио Де Сика. История о классовой борьбе в рыбацком поселке рассказана с соблюдением жанра – предельный реализм повествования, непрофессиональные актеры, класс «угнетенных» как основная тема. Следующий фильм в жанре неореализма – Самая красивая (1951) с примадонной Анной Маньяни в роли матери, которая любыми способами пытается протолкнуть свою дочь на конкурс красоты. Внешний лоск подобных мероприятий и ужасающая нищета народа противопоставлены убедительно и впечатляюще.
В исторической драме Висконти Чувство (1954) от неореализма остались только достоверность и детали в воспроизведении эпохи, все остальное – костюмированная постановка, романтические штрихи, общая изысканность визуального ряда. Место действия – Венеция, 1866, последние дни австрийской оккупации. Партизаны готовят освобождение города, а между тем происходит роман между австрийским офицером и замужней итальянкой (Алида Валли). В 1957 Висконти экранизирует роман Ф.Достоевского Белые ночи с Марчелло Мастроянни в главной роли, перенеся действие в Италию.
И все-таки режиссер, имя которого вошло в золотой фонд мировой культуры, начался не во времена неореализма, а с 1960, с кинокартины Рокко и его братья. В центре сюжета этого эпического фильма – бедная семья из Южной Италии (вдова и четверо ее взрослых сыновей), пытаясь найти заработок, переселяется в Милан, где живет пятый брат. Висконти выделяет двух братьев как главных героев – Симоне (Ренато Сальваторе) и Рокко (Ален Делон). Они полные противоположности – грубый и жестокий боксер Симоне и тонкий, ранимый, беззащитный Рокко. Когда они оба влюбляются в проститутку Надю, трагедия становится неминуемой. Хотя объективно герои фильма – те же, что и в произведениях неореализма, все остальное – изысканная операторская работа, противоречивые характеры, религиозные метафоры – уже совсем другой жанр. Рокко и его братья получил приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Венеции.
Далее режиссер приступает к работе над эпической драмой Леопард, охватывающей период Рисорджименто (национально-освободительного движения народа и объединения Италии) в 1860-х (уже затронутый режиссером в Чувстве). Выбор актера на главную роль был спорным. Киностудия настояла, чтобы роль князя Салины сыграл Берт Ланкастер, хотя Висконти не хотел брать этого, по его словам, «ковбоя». Но Ланкастер, один из лучших актеров Голливуда, доказал, что способен на сложнейшую роль в европейском фильме. Аристократ Салина – умный, образованный, прогрессивно мыслящий человек, понимающий, что перемены необходимы для будущего его страны. Ален Делон сыграл вторую важную роль Танкреди Фальконеро. Висконти удалось сохранить четкость и спрессованность сюжета, главную идею и характеры на масштабном постановочном фоне. На кинофестивале в Канне фильм получил Золотую Пальмовую Ветвь.
В 1965 выходит Туманные звезды Большой Медведицы, странный и красивый фильм об инцесте между братом и сестрой. В 1967 Висконти экранизирует роман экзистенциалиста А.Камю Посторонний. Эти картины стали переходным звеном к последнему периоду его творчества, который можно охарактеризовать как период костюмированной кинотрагеди, начавшемуся с картины Гибель богов.
Конец 1960-х был временем упаднических настроений, царивших в европейском искусстве. Отголоски вьетнамской войны, эскалация «холодной» войны, пражская весна и молодежные бунты во Франции и Италии. Ведущие кинохудожники фиксировали разочарованный настрой общества в своих работах (например Сатирикон Федерико Феллини, Висконти в фильме Гибель богов).
В центре его фильма – семья немецких оружейников (прототипом был концерн Круппов, поддержавший Гитлера) начала 1930-х. В семье появляется родственник, нацистский офицер, который довольно быстро склонил наследника сталелитейной империи Мартина (Хельмут Бергер) к сотрудничеству с «третьим рейхом». Гибель богов решена режиссером как древнегреческая трагедия, с резко очерченными характерами, не способными или не стремящимися спасти свои души. Фильм стал первым из череды фильмов (Ночной портье Лилиан Кавани, Двадцатый век Бернардо Бертолуччи), трактовавших фашизм как извращение и патологию.
В 1971 экранизирует рассказ Томаса Манна Смерть в Венеции, который считается одной из вершин мирового кинематографа. Композитор Густав фон Ашенбах (Дирк Богард) приезжает в Венецию и встречает юношу, ставшего для него метафорой красоты, к которой он стремился всю жизнь. Визуально фильм прекрасен. Висконти создает удивительные образы, сплетающиеся в грустную и возвышенную элегию красоте жизни с помощью операторской работы Паскуалино Де Сантиса и музыки Густава Малера. Фильм получил в Канне специальный приз, приуроченный к 25-летию кинофестиваля, а сам Висконти приз за совокупность своих работ.
Людвиг (1972) посвящен уходу роялистских ценностей европейского прошлого. Это история жизни короля Баварии второй половины 19 в., когда немецкие земли были объединены в единое государство. Красивые актеры Хельмут Бергер и Роми Шнайдер, красивые декорации, костюмы и работа оператора, но сам фильм и герои безжизненены. Следующий фильм, Семейный портрет в интерьере (1974), более удачен. В отличие от постановочных – эта камерная работа. Все снято в декорации одной большой квартиры в Риме, в которой живет пожилой профессор-американец (Берт Ланкастер). К нему приезжают родственники – вульгарная маркиза, ее любовник, ее дочь и друг дочери, у которых появляются претензии на часть квартирной площади. Пейзаж за окном квартиры – декорации знаменитых архитектурных сооружений Италии. Фильму свойственна некоторая безжизненность, но она искупается великолепной игрой Ланкастера.
Своеобразным завещанием режиссера становится его предсмертный фильм Невинный (1976, по роману Г. Д'Аннуццио) об итальянской аристократии начала 20 в. У Тулио (Джанкарло Джаннини) есть жена, которую он ненавидит, и любовница, которую он презирает. Когда же жена рожает ему ребенка, Тулио воспринимает это как угрозу своей независимости. Основная идея фильма – себялюбие и эгоизм, которые приводят к страшным последствиям.
Михаил Водопьянов
Однако Висконти связан также с театром, он поставил 66 театральных спектаклей, в том числе – 44 драматических спектакля, два балетных и 20 оперных. Многие из них вошли в золотой фонд итальянского театра. Он стал первым итальянским театральным постановщиком, введшим в практику понятия режиссерского замысла, актерского ансамбля, сценографии, эстетического единства всех компонентов спектакля. (См. ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР)
В 1946 Висконти сформировал труппу, базировавшуюся в римском театре «Элизео». Здесь впервые в Италии был введен запрет на вхождение в зал после третьего звонка и выход на поклоны в середине действия. Он также отменил «работу под суфлера», считая, что это разрушает атмосферу спектакля.
Ядро труппы составили опытные актеры, сформировавшиеся в период т.н. «актерского театра» – П.Стоппа, Р.Морелли, В.Гасман и молодежь, будущая гордость итальянского театра и кинематографа – Ф.Дзефирелли, М.Мастроянни, Дж. Де Лулло, В.Де Сика.
Висконти продолжил в театре то, что он начал в кино, его театральное и кинематографическое творчество перекликаются – в частности, в неожиданном многообразии эстетических принципов. Однако в театральной практике Висконти его резкие изменения стилистики, неожиданные перепады сбивали критику и зрителей с толку, что, вероятно, и обусловило недооценку его театрального творчества.
В первых спектаклях (Табачная дорога по Э.Колуэллу; Стеклянный зверинец и Трамвай «Желание» Т.Уильямса) Висконти основывался на эстетических принципах неореализма, трансформирующихся в театральный натурализм. Много работал с актерами над речью, добиваясь отсутствия декламационности и естественного звучания. Рваный ритм, подчеркнутое внимание к бытовым деталям, вязкая тяжеловатость натуралистической скороговорки производили ошеломительно непривычное впечатление. Однако сценическая документальность, в отличие от кинематографической, была у Висконти холодновато-отстраненной.
В конце 1940-х эстетика его спектаклей меняется, на смену приходят яркие, изысканные барочные решения. Не только Бомарше (Женитьба Фигаро) и Шекспир (Розалинда, или Как вам это понравится и Троил и Крессида), но даже Достоевский (Преступление и наказание) поставлены в принципиальном отрыве от социальной или исторической атрибутики, они выходят на уровень мистериальной трактовки вечных нравственных категорий – Невинности и Греха, Страдания и Искупления. Особенно явно смена эстетических ориентиров заметна на уровне сценической речи и пластики актеров: интонационно эти спектакли тяготеют к речитативу, мизансценически – к танцу (критики недоуменно определяли их как «балетные»). Однако для самого Висконти этот поворот был не сменой эстетической ориентации, но ступенькой в поисках гармонии.
1950-е приносят кардинальный поворот в эстетике Висконти: подчеркнутую зрелищность заменяет собой визуальная скромность, даже скупость изобразительных средств. Критики негодуют по поводу спектакля Трактирщица по Гольдони: по свидетельству Р.Барта, яркая, почти карнавальная пьеса сыграна так, будто это Чехов. Углубленный психологизм, пристальное внимание к быту, к прозаическим деталям можно было бы рассматривать как некий возврат к натурализму. Однако эта стилистика обусловлена изменением идеологической концепции мира и человека. Висконти обращается к творчеству драматургов-психологов: Миллер (Смерть коммивояжера, Вид с моста), Стриндберг (Фрекен Юлия), Чехов (Три сестры) и др. В психологической разработке образов скорее была акцентирована физиологичность, в сюжете – фабульная линия. Висконти как бы вывернул наизнанку эстетический принцип своих спектаклей раннего периода: тогда за частным случаем вставало обобщение, а теперь обобщение сужалось до частной истории.
Итальянский кризис театрального искусства в конце 1950-х привел к тому, что труппа театра «Элизео» была распущена. Висконти вновь собрал ее в 1960 для работы над спектаклем Ариальда Тестори. Но спектакль не был выпущен – его запретила цензура, сочтя безнравственным. Последний раз труппа была собрана в 1965 для постановки Вишневого сада Чехова. Спектакль провалился: упорный отказ от метафорического звучания сделал чеховскую пьесу тяжеловатой и скучной. В дальнейшем он ставил драматические спектакли в отдельных театрах, они не сопровождались успехом и не дают основания говорить об единой эстетической концепции.
Отдельную часть его творческого наследия составляют постановки опер. Первая опера поставлена в 1954 (Весталка Спонтини с Марией Каллас). Он любил оперу, особенно Верди. Он хотел, чтобы на его могиле написали: «Он обожал Шекспира, Чехова и Верди». Из 20 оперных постановок Висконти на долю Верди приходится ровно половина, причем к Травиате, Дону Карлосу и Трубадуру режиссер обращался неоднократно. Оперная эстетика во многом пересекалась с его творческими поисками, особенно в области совершенства формы.
Умер Висконти 17 марта 1976 в Риме.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Одержимость (Ossessione, 1942),
Дни славы (Giorni di Gloria, 1945),
Земля дрожит (La Terra Trema: Episodio del Mare, 1948),
Самая красивая (Bellissima, 1951),
Мы, женщины (Siamo Donne, 1953, эпизод Анна Маньяни/Anna Magnani),
Чувство (Senso, 1954),
Белые ночи (Le Notti Bianche, 1957),
Рокко и его братья (Rocco I Suoi Fratelli, 1960),
Бокаччо-70 (Boccaccio 70, 1962, эпизод Il Lovere),
Леопард (Il Gattopardo, 1963),
Туманные звезды Малой Медведицы (Vaghe Stelle Dell' Orsa?, 1965),
Ведьмы (Le Streghe, 1967),
Посторонний (Lo Straniero, 1967),
Гибель богов (La Caduta Degli Dei, 1969),
Смерть в Венеции (Morte e Venezia, 1971),
Людвиг (Ludwig, 1972),
Семейный портрет в интерьере (Gruppo di famiglia in un interno, 1974),
Невинный (L' Innocente, 1976).
Татьяна Шабалина
Грищенко С. Итальянский театр. В кн. История зарубежного театра, ч. 3. М., 1977
Бушуева С. Итальянский современный театр. Л., 1983
Висконти Л. Статьи, свидетельства, высказывания. М., 1986
Лукино Висконти. Висконти о Висконти. Радуга, М., 1990 (Букинистическое издание)
Henry Bacon. Visconti: Explorations of Beauty and Decay. Cambridge University Press; 1998
Geoffrey Nowell-Smith. Luchino Visconti. BFI Publishing; 3rd edition, 2003
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»